Анонс июльского номера (№ 7) «Нового мира»
ПРОЗА
Вл. Новиков. По ту сторону успеха. Повесть о Михаиле Панове
Биография знаменитого языковеда Михаила Викторовича Панова (1920 — 2001), «четвертого опоязовца» (реализовывавшегося не только в теории, но и в своем поэтическом творчестве), написанная документально-художественной прозой с ориентацией на некоторые повествовательные интонации самого Панова; информация взята автором из первых рук – Панов был учителем и многолетним собеседником Новикова, и потому перед нами еще и (или – прежде всего) развернутый портрет ученого, его времени, а также размышление о русской филологии конца прошлого века.
Адильхан Сахариев. Синдром Кентавра. Повесть
Повесть, знакомящая с молодой литературой Казахстана (развернутое ее представление журнал планирует сделать в декабрьском номере) – повествование, оформленное в два потока: в старинную легенду о юноше-рабе, вдруг получившем свободу и постепенно превращающемся из полу-человека–полу-коня в человека полноценного, и в рассказ о молодом горожанине из Алматы, пытающемся примирить в себе принадлежность одновременно и к «народу», и к «интеллигенции» (эти слова автор употребляет в кавычках). И в обоих повествовательных потоках разворачивается один,– по-разному оформленный, но в обоих случаях драматически напряженный, – сюжет обретения свободы.
Анна Аркатова. Три дня блондинки. Рассказ
По жанру – продвинутая «женская проза» в трех частях (коротких); автор рассматривает своего автора-повествователя (очень похожего на поэтессу Анну Аркатову) с иронией, снисхождением и душевным сочувствием; по содержанию же – современная психологическая проза с мотивом «времени и места».
Глеб Шульпяков. Человек-невидимка. Новелла из романа «Красная планета»
"В дутой куртке и вязаной шапочке, с сумкой, похожей на торбу, этот тип в толстых очках, этот растерянный молодой человек, медленно идущий вверх по улице, — это я" - фраза, которой Шульпяков начинает свой "театральный роман", точнее, микро-роман, текст которого сориентирован автором на философскую притчу о взаимоотношениях нашей "реальности" с эстетикой театрального действа, а если точнее, с ее экзистенцией, и еще точнее – сориентированный на вопрос, кто мы, на самом деле, в этом мире.
СТИХИ
Подборки стихотворений Андрея Полякова «На границе ласточек и чаек», Вадима Месяца «Штирлиц в Клайпеде», Ольги Сульчинской «Песня о пароходе», Олега Завязкина «Бригада «Дирлевангер»»,
Геннадия Калашникова «Дно колодца мерцает»
Ночная река, расширяясь, беззвучно уходит во тьму,
там что-то дрожит и пульсирует слева,
поток замирает, и низко склонилось к нему
бессонницы серое голое древо.
Тяжелая птица сутуло сидит на суку,
из мрака во мрак переходит неясная нежить.
Прихлынет волна — про любовь и тоску,
отхлынет волна — про разлуку и нежность.
… … …
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Юрий Каграманов. Два пути от Рокамадура. Европа между крестом и полумесяцем
Об исламизации Европы и о реакции на нее европейских интеллектуалов – на материале, в частности, романа Мишеля Уэльбека «Покорность» и спровоцированной романом литературно-критической полемики («Успех романа имеет сильный привкус скандала. Говорят даже, что общество разделилось наподобие того, как это произошло в «битве вокруг „Эрнани”»; только тогда битва развернулась на почве литературно-политической, а сейчас — на почве религии с уклоном в политику»).
ИЗ НАСЛЕДИЯ
Константин Симонов. Дорогие мои старики. Из переписки с родителями в военные годы (1941 — 1945). Публикация, подготовка текста и комментарии Екатерины Симоновой-Гудзенко
От автора: «Переписка с родителями — не только часть моей собственной жизни в годы войны, но, как мне думается — и нечто более существенное. Называть это связью поколений — было бы слишком громко. Но какая-то частица этой общей связи здесь наверно присутствует, как и в истории всякой другой семьи на таком драматическом отрезке общественной и семейной жизни — как война».
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Денис Ларионов — «Проект Бориса Дубина». Дубин как литературный критик
«Имя Бориса Дубина, одного из участников знаменитого СМОГа, переводчика Аполлинера, Лорки, Борхеса, Беккета и множества других фигур, без которых сейчас невозможно представить себе современную — русскую — литературу, прочно связано не просто с поэзией или переводческой деятельностью, но с гуманитаристикой как таковой (от филологии до социологии)» – о Дубине-критике.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Артем Скворцов. Буря внутри. Опыт прочтения одного стихотворения Владислава Ходасевича
Критик читает стихотворение Ходасевича «Играю в карты, пью вино…»; из «подведения итогов»: «…С точки зрения художника именно свойство «непривыкания к реальному миру» отличает его от других людей и в известной степени позволяет ему относиться к ним с тайным превосходством.»
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Роман Шмараков. Земля тьмы и мрака. – о книге: Андрей Геласимов. Холод. М., «Эксмо», 2015;
Алиса Орлова. Выход через зеркало. – о книге: Саша Филипенко. Замыслы. М., «Время», 2015;)
Геннадий Каневский. Изучение малых трещин. – о книге: Екатерина Соколова. Вид. М., «Tango Whiskyman», 2014;
Евгения Риц. То ли видение. – о книге: Майкл Каннингем. Снежная королева. Перевод с английского Дм. Карельского. М., «Corpus», 2014;
Марина Бувайло. Отражение, разглядывание, узнавание. – о книге: Татьяна Нешумова. Глухой ушастый. Автобиографическая проза, стихи. М., Дом-музей Марины Цветаевой, 2014.
Книжная полка Бориса Кутенкова
Елена Сунцова. Точка шепота. New York, «Ailuros Publishing», 2014;
Денис Драгунский. Отнимать и подглядывать. М., «АСТ», «Редакция Елены Шубиной», 2014;
Дмитрий Быков. Советская литература: расширенный курс. М., «ПРОЗАиК», 2015;
Александр Агеев. Голод. Предисловие И. Кукулина, В. Курицына. М., «Время», 2014;
Сергей Чупринин. Критика — это критики. Версия 2.0. М., «Время», 2015;
Ян Пробштейн. Одухотворенная земля. Книга о русской поэзии. М., «Аграф», 2014;
Алексей Решетов. Стихи 1960 — 2002 гг. Челябинск, «Издательство Марины Волковой», 2014;
Леонид Шевченко. Саламандра. Стихи. Волгоград, «Издатель», 2014;
Антон Черный. Зеленое ведро. М., «Воймега», 2015;
Светлана Михеева. Отблески на холме. М., «Воймега», 2014; Светлана Михеева. Яблоко-тишина. М., «Воймега», 2015;
Кинообозрение Натальи Сиривли
В будущее!
«Бросив самый поверхностный взгляд на голливудскую продукцию недавнего времени, я углядела сразу три фильма, развивающие единый сюжет «перехода к будущему»: «Интерстеллар» (2014, режиссер Кристофер Нолан), «Земля будущего» (2015, режиссер Брэд Бёрд), «Семейка Крудс» (2013, режиссеры Кирк де Микко и Крис Сандерс) – «Во всех трех картинах есть два варианта будущего: катастрофический, если все пойдет как идет, и спасительный, требующий решимости и героических усилий для перехода. Везде этот переход разворачивается как сказочный нарратив — «путешествие в тридевятое царство» с приключениями, застреванием, эпизодами символической смерти, участием волшебных помощников и т. д. Во всех трех картинах (особенно в детских) суть перехода прямо трактуется как внутреннее изменение человека. …»
Детское чтение с Павлом Крючковым
Солнышко нашей поэзии
О чтении Пушкина в детстве, а также о книгах о Пушкине для детей - Александра Слонимского, Валентина Берестова, Марианны Басиной, Арнольда Гессена, Натальи Долининой, Марии Руденской и т. д. а также о жэзээловской книге Вл. Новикова, о «Трудолюбивом Пушкине» Андрея Битова и Резо Габриадзе и многом другом (тема безбрежная, автор пытается дать хотя бы основные ориентиры в этом книжном море).
Библиографические листки
Книги (составитель Сергей Костырко)
Периодика (составитель Андрей Василевский)