НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Даниэл Варужан, Рубен Севак, Сиаманто - КОРОТКАЯ ПЕСНЯОПЫТЫ
Сергей Шаргунов - ЛЕВ ТОЛСТОЙ — ЛЕС ГУСТОЙСЕМИНАРИУМ
Бернар Фрио - «ТОЛЬКО ПОТЕРЯВШИСЬ, МОЖНО СЕБЯ НАЙТИ»ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Денис Ларионов - ЕДИНСТВО И ОДИНОЧЕСТВОЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Марина Кузичева - «ЗАКОНЫ ПОЭЗИИ СПЯТ В ГОРТАНИ…»РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Дмитрий Бавильский - ЧУЖИЕ СНЫЮБИЛЕЙ
Даниил Каплан, Елена Шимонек, Андрей Пермяков, Александр Титов, Евгений Никитин, Алексей Смирнов, Валерий Хилтунен - КОНКУРС ЭССЕ К 90-ЛЕТИЮ «НОВОГО МИРА»БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Сергей Костырко - КНИГИ. БИБЛИОГРАФИЯ
Анонс февральского номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Сергей Носов. Фигурные скобки. Роман. Окончание. Начало см. «Новый мир», 2015, № 1.
Художественное повествование, которое читается еще и как интеллектуальная игра, поскольку не таким простым для героя - а вслед за ним и для читателя - оказывается описываемый здесь «процесс самоидентификации», на который провоцирует героя чтение попавших к нему в руки записей самоубийцы (в данном случае самоубийцы предполагаемого). Вторая часть романа представляет собой отчасти хронику «конференции нонстейджеров», на которой собрались разного рода «микро-маги» и «волшебники» для учреждения своей организации; драматические события, происходящие на этой конференции, неожиданным образом комментируют личный сюжет героя.
Михаил Тяжев. Был скошен луг, где я бродил. Рассказы
Как бы вполне традиционная психологическая проза, но с неожиданными, не всегда укладывающимися в «житейскую логику» поворотами сюжетов.
Владимир Платонов. Воспоминания моей матери
Писатель Владимир Платонов представляет воспоминания своей матери В. П. Быковой, юность которой пришлась на годы революции и гражданской войны на Кубани, - за работу над воспоминаниями (по предложению сына) Быкова села в начале семидесятых годов и успела описать свою жизнь и события из жизни своей станицы с 1917 до начала 20-х годов.
СТИХИ
Подборки стихотворений Сергея Золотарева «Гамлет в Крыму», Владимира Рецептера «Тайный знак», Александра Самарцева «В разрывах кожи»,
Максима Калинина «Истина на роговице» -
Засеребрился город вдалеке,
Построенный по щучьему веленью,
Где местные живут по вдохновенью,
Идя к небытию рука в руке.
И ты туда стремишься налегке,
Неподчиним забвенью или тленью,
Как начертанье на сыром песке.
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ДАНИЭЛ ВАРУЖАН , РУБЕН СЕВАК, СИАМАНТО. КОРОТКАЯ ПЕСНЯ. Перевод с армянского, вступление и примечания Георгия Кубатьяна
Стихи трех армянских поэтов, погибших в Турции во время Великой Резни, когда было умерщвлено полтора миллиона армян. Все трое входили в число лучших армянских поэтов начала ХХ века.
Рубен Севак:
Каждый вечер, как в небе уставшее плавать
погружается солнце в кровавую заводь,
а на горы ложится туманный покров,
я смотрю на тебя, о Звезда вечеров.
Я не знаю, Звезда, как тебя именуют,
и меня о тебе перетолки минуют;
знаю только: с младенчества, душу знобя,
о Звезда вечеров, я смотрю на тебя.
... ... ...
Жизнь – короткая песня. И в чём она, Боже?
Упования ложью становятся позже…
Старо сердце моё, но доныне, любя,
о Звезда вечеров, я смотрю на тебя.
ОПЫТЫ
Сергей Шаргунов. Лев Толстой – лес густой
Эссе о природе «писательского волнения» Льва Толстого
СЕМИНАРИУМ
Бернар Фрио. «Только потерявшись, можно себя найти». Беседовала Ася Петрова
Интервью одного из самых известных и востребованных писателей Европы, много пишущего и для детей, французского прозаика, поэта и переводчика.
Бернар Фрио. Нетерпеливые. Перевод с французского Аси Петровой
Подборка коротких рассказов для детей, часто, скажем так, c недетским по нашим привычным представлениям содержанием.
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Денис Ларионов. Единство и одиночество
Статья о двух подходах к литературе в современной критике - на материале книг Александра Скидана «Сумма поэтики» и Олега Юрьева «Заполненные зияния».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Марина Кузичева. «Законы поэзии спят в гортани…». Владимир Яхонтов и Осип Мандельштам
«…спектакли Яхонтова, его размышления о принципах актерской работы над текстом, и прежде всего над текстом поэтическим как высшей сценической задачей, содержат отзвук и теорий ОПОЯЗА, и поэтических практик 1920 – 30-х годов, – и в какой-то мере сопровождают и дополняют их. Можно было бы назвать его актером-мыслителем, и в этом, как и в особом отношении к слову на сцене, он схож с Михаилом Чеховым, которого глубоко почитал. Но совсем отдельного, пристального внимания заслуживает история десятилетней дружбы В. Яхонтова и О. Мандельштама.»
Андрей Ранчин. «Ум с сердцем не в ладу». Образ Чацкого и авторская позиция в «Горе от ума»
Сегодняшнее возвращение к старинному русскому спору о Чацком: умен он или глуп? Чем движется действие в пьесе - авторской иронией по отношению к герою или состраданием? "В современной – постмодернистской – культуре разрыв между исконным содержанием произведения, между авторским замыслом, с одной стороны, и позицией толкователя, с другой, становится непреодолимым, а игнорирование авторской позиции – принципиальным... ...Историко-литературный подход, на котором основывается филология, воспринимается как безнадежно архаичный, отсталый. Но любая попытка диалога с прошлым, с произведениями других эпох возможна, только если признается, что у этих времен, у этих произведений и у их авторов есть своя особенная точка зрения, свое осознанное видение мира. Свое понимание ума и глупости, серьезного и смешного".
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Дмитрий Бавильский «Чужие сны» - о книге Евгения Шкловского «Точка Омега». Рассказы, повесть. М., «Новое литературное обозрение», 2014;
Денис Безносов «Усталость от истории» - о книге Мо Яня «Устал рождаться и умирать». Роман. Перевод с китайского И. Егорова. СПб., «Амфора», 2014;
Кирилл Корчагин «Биография и мифология Виктора Сосноры» - о книге Вячеслава Овсянникова «Прогулки с Соснорой». СПб., «Скифия», 2013;
Елена Генерозова «Карго-культ Геннадия Каневского» - о книге Геннадия Каневского «Подземный флот». Нью-Йорк, «Айлурос», 2014, 76 стр.
Книжная полка Анаит Григорян
Книги о театре представляет прозаик, литературный критик из Санкт-Петербурга.
Евгений Зноско-Боровский. Русский театр начала XX века. М., «Навона», 2014;
Вадим Гаевский. Книга встреч: заметки о критиках и режиссерах. М., «РГГУ», 2012;
Алексей Бартошевич. Театральные хроники: начало двадцать первого века. М., «Артист. Режиссер. Театр», 2013;
Олег Табаков. Прикосновение к чуду. М., «АСТ», «Зебра Е» 2008;
Елена Алексеева. Михаил Светин. Телефономания. СПб., «Балтийские сезоны», 2013;
Рудольф Фурманов. Мне снился сон: Андрюша был спасен... Театральная повесть. СПб., «Белое и Черное», 2013;
Ольга Кучкина. Зинаида Райх. Рок. М., «Искусство – XXI век», 2011;
Нина Аловерт. Борис Эйфман: вчера, сегодня... СПб., «Балтийские сезоны», 2012;
Ольга Егошина. Театральная утопия Льва Додина. М., «Новое Литературное Обозрение», 2014;
Лев Додин. Путешествие без конца. Диалоги с миром. СПб., «Балтийские сезоны», 2013;
Мария Галина: Hyperfiction
За горизонтом событий
Почему тираны хотят быть еще и поэтами? Чем и как связаны власть и искусство? На эти и другие темы размышляет Галина в своей статье о романе Евгения Чижова «Перевод с подстрочника», романе про московского поэта, согласившегося перевести стихи современного восточного владыки одной из наших бывших среднеазиатских республик. Ну и, естественно, автор статьи упирается в проблему: что есть "публичное слово" сегодня и в каких оно отношениях с реальностью - "События настоящего, даже вымышленные, тем более вымышленные, безусловно влияют на события прошлого, которое, в зависимости от текущей ситуации становится то славным, то позорным, то вообще стирается, как не бывавшее никогда. А уж на настоящее – тем более. Конструкты, порожденные воображением ушлого пиар-менеджера или романтичного литератора, так или иначе формируют реальность, так как никакого иного способа трансляции реальности, кроме как посредством слова и образа у нас нет."
ЮБИЛЕЙ
Конкурс эссе к 90-летию «Нового мира»: Даниил Каплан, Елена Шимонек, Валерий Хилтунен, Андрей Пермяков, Александр Титов, Евгений Никитин, Алексей Смирнов. Вступительное слово Владимира Губайловского.
Семь лучших эссе, написанных для конкурса, объявленного журналом к своему 90-летию. Темы для эссе были предложены такие: «За что я люблю "Новый мир"» и «За что я не люблю "Новый мир"».
Библиографические листки
Книги (составитель Сергей Костырко)
Периодика (составитель Андрей Василевский)
Составитель благодарит книжный магазин «Фаланстер» (Малый Гнездниковский переулок, дом 12/27) за предоставленные книги. В магазине «Фаланстер» можно приобрести свежие номера журнала «Новый мир».