Кабинет

Журналы

Журнал №5 2018

Содержание

Содержание № 5   2018

Лета Югай - УРОК ЧИСТОПИСАНИЯ
Валерий Вотрин - ЛЕНИН В ТЮМЕНИ
Полина Барскова - СТИХИ, 2017-18
Алексей Музычкин - АРНОЛЬД ЛЕЙН
Андрей Черкасов - ОФОРМЛЕНИЕ ФАКТОВ ОСЕННЕЙ ЖИЗНИ
Ольга Покровская - СПОР
Владимир Салимон - РАСКАЛЁННЫЙ ШАР
Елена Долгопят - ПРИЗРАК
Юрий Смирнов - НЕ ДОЖИДАЯСЬ ОТВЕТА
Владимир Березин - ПОСЛЕДНИЙ КЛАССИК

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА


Сергей Нефедов - КРАСНОЕ ЗНАМЯ ИИСУСА
Елена Югай - ЭТНОГРАФИЯ ЭЗОПОВА ЯЗЫКА В ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЕ В ПОЗДНЕЕ СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

ОПЫТЫ


Леонид Карасев - ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА. ФРАГМЕНТЫ

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Сергей Горбушин,  Евгений Обухов - «ДО ТРЕТЬИХ ПЕТУХОВ» КАК ИСПОВЕДЬ-ЗАВЕЩАНИЕ ВАСИЛИЯ ШУКШИНА

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА


Александр Мурашов - БЕЗРАЗЛИЧИЕ К ПОЭЗИИ

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ


Сергей Солоух - ЧУЖИЕ СЛОВА

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Анна Голубкова - ТОСКА ПО ПРЕКРАСНОМУ ПРОШЛОМУ
Андрей Левкин - IВАНiВ: МЕТА-ЛИТЕРАТОР И АНТИ-НЬЮТОН
Валерий Шубинский - ПУЛЬЧИНЕЛЛЫ, ГРИБЫ И ГЕТТО
Андрей Ранчин - «...КАК СЛОВО НАШЕ ОТЗОВЕТСЯ...»


Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - КНИГИ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА






Анонс

Анонс майского (№ 5) номера "Нового мира"

ПРОЗА

Валерий Вотрин. Ленин в Тюмени. Рассказ

Рассказ про три года и девять месяцев (с 1941 по 1944), ставших непрерывным кошмаром профессора Б. И. Збарского, ответственного за сохранение тела В. И. Ленина, – лето 1941 года было исключительно жарким, и когда тело Ленина эвакуировали в морозную Тюмень, постепенно растаял лед, охранявший сон вождя, и готовый к борьбе вождь проснулся…

Алексей Музычкин. Арнольд Лейн.

Зима 1779 года, Англия, герой повести – полковой писарь Арнольд Лейн, самовольно покинувший  расположение своего полка для выполнения некой великой миссии, пытается объяснить в письмах к матери смысл этой миссии, а также описывает препятствия, которые вынужден преодолевать для выполнения предначертанного ему. Текст его писем, составивший основной текст повести, сопровождается развернутым предисловием переводчика и комментариями некоего эксперта, пытающегося найти некие рациональные объяснения фантасмагоричному содержанию писем героя.

Ольга Покровская. Спор. Рассказ

Очевидное-невероятное: два городских обывателя, любители порассуждать о разного рода аномальных явлениях и конспирологических схемах, неожиданно для себя задались странным вопросом: а не является ли новый генеральный директор градообразущего для их города предприятия – осанистый, респектабельный, обладающий способностями настоящего бизнесмена и администратора – реинкарнацией взорванного в своем Мерседесе предыдущего директора – оголтелого, с полутора извилинами в голове бандюги  90-х.

Елена Долгопят. Призрак. Рассказ

Начало рассказа: герою, современному среднестатистическому горожанину средних лет, случайно попадает в руки упаковка аспирина со странными капсулами, герой выпивает одну из капсул, надеясь избавиться от головной боли, и неожиданно обнаруживает себя невидимым – такова завязка; ну а выяснение того, что может сделать со старинным сюжетом один из мастеров современной прозы, мы предоставляем самому читателю.

Владимир Березин. Последний классик. Эссе

О Солженицыне как последнем русском классике – «…русский классик всегда имел в биографии трагедию – войну или тюрьму, Севастополь, рубку леса (иногда бесконвойную), Семеновский плац, имел три-четыре романа, а под конец начинал пасти народы. Это входило в обязанности классика, а если человек отказывался писать романы или проповедовать, то неминуемо съезжал на разряд, а то и на несколько, в табели о рангах. Вот Лесков был удивительный писатель, а не было, слава Богу, у него тюрьмы и сумы, и вместо проповеди – не пойми что, только какое-то изумление русским человеком во всех страшных и трогательных проявлениях, и в результате – попал он в младшие классики».

СТИХИ

Подборки стихотворений Полины Барсковой «Стихи, 2017-18», Андрея Черкасова «Оформление фактов осенней жизни», Владимира Салимона «Раскаленный шар», Юрия Смирнова «Не дожидаясь ответа»,

Леты Югай «Урок чистописания» -

«К стихотворной форме тяготеют сообщения, доставка которых затруднена

В силу особенностей адресата:

Недоказуемого (Бог),

Не желающего Вас слушать (нелюбящий мужчина),

Существующего только как абстракция (общество, государство),

Умершего (герой),

Ещё не родившегося (потомки).

Усилия адресанта накапливаются на стенках коммуникационного канала,

Образуют кристаллы четырех, шести и четырнадцатигранной формы.

Коммуникационное намерение преломляется, но остаётся неудовлетворенным.

Потом их можно извлекать, вставлять в оправу и носить по другому поводу».

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Сергей Нефедов. Красное знамя Иисуса      

Про то, как устроены революции изнутри, про неизбежность пожирания ими собственных детей, собственных вожаков – эссе написано на материале восстания тайпинов в Китае 19 века, начинавшегося под флагами с Иисусом Христом и вылившегося в гражданскую войну с сотнями жертв, в том числе среди лидеров революции.

Елена Югай. Этнография эзопова языка в творческой среде в позднее советское время        

«Человеку свойственно собираться в группы, искать отличия своих от чужих, и чем сильнее давление извне, чем опаснее кажется жизнь, тем острее потребность в людях, доверие к которым может быть абсолютным. В городской среде во второй половине ХХ века, после многочисленных и разнонаправленных процессов с одной стороны и создания унифицированного официального образа «советского человека» с другой, у многих возникло ощущение собственной инаковости. Но поиск «своих» производился не по внешним признакам, а в основном по речевому поведению …»

ОПЫТЫ

Леонид Карасев. Занимательная эстетика. Фрагменты

Продолжение публикации, опубликованной в №6 2015 года, – на этот раз автор начинает с вопроса о том, откуда и когда могло появиться в человеке то, что мы называем эстетическим чувством; попытка ответить на этот вопрос заставляет автора заново перебрать составные этого понятия.

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Сергей Горбушин, Евгений Обухов. «До третьих петухов» как исповедь-завещание Василия Шукшина  

Еще одна попытка расшифровать самый загадочный и емкий, с точки зрения двух литературоведов, текст «позднего Шукшина».

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Александр Мурашов. Безразличие к поэзии

О «психологических механизмах» восприятия стихотворного текста вообще и о процессах в самой поэзии, предполагающих новые формы взаимоотношения с читателем; один из итогов этого процесса автор формулирует так: «Проблема заключена в том, что поэзия, о которой идет речь, ставит шаг за шагом читателя перед повторяющимся вызовом, перед возможностью отказаться от чтения».

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Сергей Солоух. Чужие слова       

О чехословацком корпусе в 1918 году и о его роли в начале гражданской войны как о ситуации, когда Россия оказалась на историческом перекрестке и еще сохраняла возможность выбора своего будущего.

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Анна Голубкова «Тоска по прекрасному прошлому» – о книге: Мария Степанова. Памяти памяти. Роман.  М., «Новое издательство», 2017;

Андрей Левкин  «Iванів: мета-литератор и анти-Ньютон» – о книгах: Виктор Iванiв. Конец Покемаря.  М., «Коровакниги», 2017; Виктор Iванiв. Состоявшиеся игры, на которых я присутствовал.  М., «Коровакниги», 2017;

Валерий Шубинский «Пульчинеллы, грибы и гетто» – о книге: Валерий Дымшиц. Из Венеции. Дневник временно местного. СПб., «Издательство Ивана Лимбаха», 2017;

Андрей Ранчин  «...Как слово наше отзовется...» – о книге: В. А. Грихин. Лекции по древнерусской литературе. Подготовка текста Т. Л. Александровой, Т. В. Суздальцевой. М.,  «Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина», 2017.

                                                

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

Вручение «Оскаров». 10 лет спустя

«10 лет назад была опубликована моя заметка "Протестантская этика и вручение Оскаров" – о вручении "Оскаров" 2008 года, когда "в мифической битве кита со слоном" сошлись две эпохальные ленты: "Старикам здесь не место" братьев Коэнов и "Нефть" Пола Томаса Андерсона. Я писала тогда, что эта пара выдающихся инкарнаций канонических голливудских жанров – вестерна и байопика – обозначила кризис, чтобы не сказать крах, героического протестантского мифа, на котором взошла Америка. "Дерзай, иди до конца в своей персональной упертости, и если Господь на твоей стороне, ты выиграешь!" В обоих фильмах герои шли до конца и оказывались у разбитого корыта. Что как бы намекало: договор с Богом надо перезаключать заново. С тех пор Америка (да и весь мир) сделала большой шаг вперед – в "пост-", в постмодернистское туманное «туда-не-знаю-куда». И так уж случилось, что в схватке за "Оскар"-2018 отчасти повторился расклад 10-летней давности: тут фигурировал и новый фильм Пола Томаса Андерсона "Призрачная нить" с великим Дэниэлом Дэй-Льюисом в главной роли (6 номинаций), и вестерн не вестерн – черная комедия? – в общем, полуабсурдистская криминальная драма ирландского режиссера Мартина Макдона "Три билборда на границе Эббинга, Миссури", явно навеянная творчеством братьев Коэнов (7 номинаций). Так что, кажется, есть повод оглянуться назад и оценить случившиеся за десять лет подвижки в голливудской картине мира».                          

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)                                                                

Периодика (составитель А. Василевский)             


Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация