НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
ОПЫТЫ
КОНТЕКСТ
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Анонс февральского (№ 2) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Александр Гоноровский. Собачий лес. Повесть
Повесть, написанная на материале раннего «детства» ее главных героев, пришедшегося на самое начало 60-х, то есть на то время, когда страна все еще привыкала жить без войны и всеохватного ГУЛАГа. Казалось бы, мир героев ограничен размерами поселкового двора и его обитателями, однако рядом «собачий лес», в который героям повести входить без взрослых запрещено. Там – страшное. И там действительно страшное. Только вот дети не могут туда не ходить, как не могут они полностью укрыться от взрослой жизни, поскольку детство – это отнюдь не скорлупа, отделяющая ребенка от реальности. Скорее наоборот – те, на первый взгляд, фантастические образы, которыми отзывается детская психология на логику окружающей жизни, оказываются гораздо более близкими к реальности и ее законам, чем принято считать.
Тимур Максютов. Love is. Рассказ
Еще одна – неожиданная – вариация на тему: какую судьбу для себя вы бы выбрали, появись у вас возможность выбирать, – фантасмагорическая проза, написанная как бы строго по канонам прозы социально-психологической.
Елена Георгиевская. Змеиное дерево. Малая проза
Действительно, проза «малая», точнее – короткая. Емкая. Неожиданная. Метафоричная. Не «проза» скорее, а стихи, записанные прозой: «Выйдя из дома, человек видит маршрутку № 23 с табличкой «Юнность — Родом». Другой человек, сидя на кухне с видом на вечный огонь, обозревает юнность и родо?м как нечто ненужное, но неизбежное. Он движется от юнности к родо?му, становясь все ближе к новому перерождению, и от ошибок у него рябит в глазах. Одна из них — вера, что когда-нибудь огонь станет по-настоящему вечным и что он испытывает к тебе какие-то чувства».
Б. Г. Меньшагин. Письма наверх из Владимирского централа. Публикация и вступительная статья П. М. Поляна, примечания П. М. Поляна и Г. Г. Суперфина
Журнал продолжает (см. "Новый мир" № 12, 2017; № 9, 2018) публикацию мемуарного и эпистолярного наследия одного из самых "именитых" политзаключенных советских времен – бывшего бургомистра Смоленска, а затем зэка (с фактическим сроком заключения в 31 год) Б. Г. Меньшагина. Содержание предлагаемых этой публикацией писем: тюрьма в СССР в разные периоды его истории – Меньшагину выпало сидеть при трех «вождях»: Сталине, Хрущеве и Брежневе.
СТИХИ
Подборки стихотворений Сергея Шестакова «В пеленальной сорочке букв», Сергея Золотарёва «Отжиг в тумане», Игоря Караулова «На зиму запасти»,
Андрея Гришаева «Белый ветер»
Сохрани это в облаке, что ли.
Эту тень, полутень и проблеск,
Междометия, и меж деревьев
Локоток, прядь волос и оклик.
Встать левее чуть, чуть правее –
Так ли, что ли?
Дрогнешь в облаке, воспоминая,
Там, где всё, да не всё на месте.
Лес в лесу, мышь в мыши, так можно?
Заводить ли о недовесе
Разговор, когда меч и ножны
Друг для друга. Так ли? Не знаю.
… … …
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Льюис Кэрролл. Из ранних стихов. Вступительное слово Григория Кружкова. Переводы с английского Григория Кружкова и Марины Бородицкой
Из раннего поэтического творчества Льюиса Кэрролла, русскому читателю практически неизвестного, тогда как «для поклонников Льюиса Кэрролла оно представляет большой интерес и само по себе, и как подступы к его более поздним комическим шедеврам».
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Михаил Павловец. «Татьяны милый идеал». Советский и постсоветский школьный литературный канон как палимпсест
Про «объективное» знание того, что «хотел сказать автор», содержащееся в школьных учебниках по литературе. В частности, автор прослеживает эволюцию образа Татьяны Лариной – от образа борца за женское равноправие в первых советских учебниках до образа, закрепившегося в школьной программе позднесоветского периода в качестве персонификации всего лучшего, что могла дать русская патриархальная (деревенская) жизнь и русская природа; и, кстати, образ этот сохраняется и в школе сегодняшней.
ОПЫТЫ
Павел Глушаков. Самолюбивое соседство и избирательное сродство. Литературоведческие заметки
О неожиданных пересечениях в творчестве русских писателей (Пушкин, Чехов, Достоевский, Победоносцев, Блок, Гоголь и другие) пишет профессиональный филолог, но пишет в жанре свободной эссеистской прозы – «Когда я надумал защитить докторскую диссертацию, то получил от одного выдающегося отечественного филолога электронное письмо, в котором были такие строки: "Вы серьезно хотите защищать диссертацию? Диссертация – это такое дело, когда ни Вы ничего своего не сможете сказать, ни Вам о написанном никто правды не скажет (друзья, потому что друзья, а врагов у Вас нет). И читать ее никто не станет. Зачем это Вам? Потом этим 'кирпичом' разве что горшки покрывать. Пишите уж лучше книгу"».
КОНТЕКСТ
Даниэль Клугер. «…И наша жизнь лишь сном окружена…» Кое-что об онейропоэтике
О существовании «литературного подсознания» (имеется в виду возникновение образов, связанных с реальностью) – подсознания общего для самых разных читателей; автор рассматривает это явление, сравнивая детскую сказку Виктора Витковича и Григория Ягдфельда «Кукольная комедия», сказку жутковатую (про волшебника, наказывающего «плохих»), с романом Булгакова «Мастер и Маргарита».
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Олег Лекманов. «Страшно жить без самовара…». К 105-летию выхода книги Б. Садовского «Самовар»
О «книге стихов» как некоем жанровом феномене («замкнутое целое, объединенное единой мыслью») – на материале давней книги Бориса Садовского.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Вера Зубарева. Cherchez la Rose, или А есть ли «роза дивная»?
Еще одна попытка найти ключ для прочтения стихотворения Пушкина «Роза дивная» – в своих размышлениях автор опирается на «присутствие сакральных символов» в «цветочных» стихах Пушкина: «Даже таким ранним стихам лицейского периода, как упомянутое выше стихотворение "Роза" (1815), присуще наложение символики природной и библейской, где роль неувядаемого цветка передается "лилее", вознесенной поэтом над мирским увяданием. Эволюция розы достигает своего расцвета в "Розе дивной", где наблюдается необычное соединение античной и христианской символики, но последняя при этом скрыта, закодирована».
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Евгения Риц «Ягода помяника» – о книге: Андрей Пермяков. Белые тепловозы. М., «СТиХИ», 2018;
Алексей Коровашко «О границах марксистского познания неизвестного» – о книге: Джон Берджер. Искусство и революция. Эрнст Неизвестный и роль художника в СССР. Перевод с английского Н. Кротовской. М., «Ад Маргинем», 2018.
Сериалы с Ириной Светловой
«Ни с кем нельзя так поступать!»
О мини-сериале «Патрик Мелроуз» (2018, 5 эпизодов, режиссер Эдвард Бергер), созданном по полуавтобиографической пенталогии английского писателя Эдварда Сент-Обина, – «пять в разной степени катастрофических фаз жизни молодого человека, подвергшегося в детстве жестокому обращению со стороны отца и на протяжении многих лет пытающегося преодолеть психологические последствия этой травмы».
Мария Галина: Hyperfiction
Косвенные доказательства
О художественном творчестве ученого-палеонтолога Кирилла Еськова с подробным анализом его новой книги «Показания гражданки Клио». «Бывают такие удачные названия, моментально вводящие читателя в курс дела. Речь пойдет об исторических реконструкциях на основании косвенных доказательств». На этот раз Еськов занимается реконструкцией загадочной гибели Кристофера Марло, и, с точки зрения критика, «гипотеза Еськова, рассматривающая мотивы и способы устранения Марло, достаточно убедительна, а официальная версия гибели поэта и шпиона в пьяной драке, напротив, как показывает нам автор, совершенно неубедительна… Заодно выясняется, что Шекспир был таки причем, и как именно он был причем…»
Библиографические листки
Книги (составитель С. Костырко)
Периодика (составитель А. Василевский)