МИР ИСКУССТВА
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Анонс январского (№ 1, 2019) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Андрей Лебедев. Живи быстро, умри старым. Песенки, 1962 – 2016
Парадоксально – в жанровом отношении – выстроенная исповедальная проза про «пятьдесят пять лет сосредоточенного рассеяния» – именно проза и именно «исповедальная», при том что письмо здесь по большей части документальное: это рассказ про 55 песен, которыми автор отмеряет историю своей жизни, то есть каждая из этих песен стала для него «звуковой дорожкой к истории, личной и мировой». И художественной – то есть абсолютно своей – прозой автор делает даже тексты взятых им интервью:
«Борис Гребенщиков: Я вернулся из Адлера и решил, что следует немедленно создавать группу.
– Адлер – это российская черноморская ривьера. Показательно само стремление, ваше и людей вашего круга, на Черноморское побережье в период «железного занавеса». Что вами двигало?
БГ: Это единственное место, где было тепло, солнце и море. А солнце и море, как мне кажется, для человека по определению – то, откуда он взялся».
Марианна Ионова. Приди на Марианненплац. Рассказы
Подборка рассказов, автор которой предлагает современной русской прозе свой вариант соединения «плоти» изображаемого с мыслью, плотью этой рождаемой. «Несущей опорой», объединяющей различные тексты в нечто цельное, становится дилогия «Небесное тело», в которой обозначены основные темы подборки, тональность и образные ряды, в частности, образ героини большинства рассказов – «У тебя есть твое искусство, Бойс, Данте, утки, св. Орфей, поселок Курьяново, месса папы Марцелла, хрустальный шарик с прожилками, заря утренняя и заря вечерняя, отец, был он или не был – не важно, твоя болезнь, наконец, пусть ты называешь это иначе…»
Елена Тулушева. Небо, любовь моя. Рассказы
Про то, как «неудачник», «проигравший» в жизни, казалось бы, всё, становится – именно «проигрышу» своему благодаря – победителем.
Лиля Фойт. Кто все эти люди. Рассказ
Про «Понаехали тут!»: о типах старомосковской коммунальной жизни – без ностальгического умиления.
Наталия Веселова. Гномики. Рассказ. Вступительное слово Ольги Славниковой
Дебютная публикация молодого писателя, лишенного полагающихся (как бы) начинающему прозаику робости и старательности – уверенная и даже чуть раскованная манера изложения, жестко выстроенный сюжет с неожиданным наполнением традиционного, на первый взгляд, образного ряда. Рассказ про деревенскую летнюю жизнь девочки-горожанки с отнюдь не безмятежно-дачным «детским» содержанием этой вот жизни.
СТИХИ
Подборки стихотворений Юрия Кублановского «Невидимый перекрёсток», Бахыта Кенжеева «Отцовский обычай», Наталии Азаровой «Фибоначчи», Геннадия Русакова «Плотные ветра», Калле Каспера «Песни Орфея» (перевод с эстонского Алексея Пурина),
Андрея Анпилова «Пиши на твердом»
«Стихотворение, скажи – зачем мне жить
Запахом снега скажи
Шероховатостью камня
Щелчком ключа в замке
Дребезгом стекла на веранде
Цветным и надколотым
Или прямо скажи
Голосом
Молчанием».
МИР ИСКУССТВА
Мария Скуратовская. Преображение времени.
«К концу ХIХ века музыкальное искусство, и без того подверженное кризисам времени, пережило неявный, но ощутимый раскол: произошло деление на высокий и низкий "штили"». До тех пор по сути все музыкальные произведения были предназначены для широкого слушателя, а значит – понятны ему. Но к рубежу веков академическое искусство усложнилось до такой степени, что появление массовой культуры стало практически неизбежным. Авангард и масса его вариантов (множество так называемых «измов») оставался недоступным для широкого слушателя, тогда как популярность все больше завоевывали джаз, массовая песня, поп-культура и т. д.
Но были и академические композиторы, пытавшиеся в условиях авангардного «стремления вперед» найти свою нишу и будто бы «спрятаться» в прошлом – через обращение к музыке предшественников. Так называемые «неоклассики» принимались за стилизации прошлых эпох в самых различных целях…»
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Максим Амелин. Кто за что пьет? Заметки на полях четырех амфибрахических тостов: «Друзьям» П. Вяземского (<1862>), « Я пью за военные астры…» О. Мандельштама (1931), «Заздравный тост» Н. Тихонова (1939), «Ответ [Мандельштаму]» Г. Шенгели (1948).
Автор этой статьи про «заздравный жанр» в русской поэзии начинает ее (и продолжит далее) поиском ответа на вопрос: является ли написание стихотворения «следствием впечатлений жизни создающего их поэта» или «стихи рождаются под влиянием, сознательным или неосознанным, стихов предшественников»?
Марина Кузичева. Вокруг снегопада у Пастернака.
Процитировав в начале Марину Цветаеву («…Страстнее трав, зорь, вьюг – возлюбил Пастернака: дождь»), автор предлагает поговорить о снегопадах у Пастернака – «В них, как и в дожде, материя смешана с воздухом – иной стихией. Дождевая материя – капля – пластична, светоносна, подчинена земному тяготенью. Снежные хлопья ближе к земле-минералу, в них строгость кристалла соединена с "полётностью"; земное притяженье не отменено, но как будто отложено. Падение превращается в парение. Какие смыслы сопутствуют "снегопадам" у Пастернака?..»
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Сергей Солоух. На нас напали
Из чего складывается в памяти народной его – народа – история? Чем на самом деле является процесс выстраивания общепринятого образа нашего прошлого? По наблюдениям Солоуха, процесс этот представляет «перерисовку сложного и многогранного в простое и линейное. Перегонку вод вешних, а также грунтовых и небесных, грязных, мутных – невероятной взвеси в простую и прозрачную слезу. Слезу радости и ненависти» – об этом статья.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Ася Михеева «Этика и этология совместной жизни» – о книге: Линор Горалик. Все, способные дышать дыхание. М., «АСТ; Издательский проект Ильи Данишевского», 2019;
Татьяна Бонч-Осмоловская «Поиски счастья на горном склоне» – о книге: Виктор Пелевин. Тайные виды на гору Фудзи. М., «Эксмо», 2018;
Аркадий Штыпель. «Значит, живем» – о книге: Евгений Солонович. Между нынче и когда-то. М., «Время», 2018;
Алексей Смирнов. «Не наперекор, а всуперечь» – о книге: Борис Чичибабин. Всуперечь потоку; Стихотворения. Статьи. Эссе. Литературные анкеты. Интервью. Составление и статья Л. С. Карась-Чичибабиной; подготовка текстов и комментарий Б. Ф. Егорова, С. Н. Буниной и Л. С. Карась-Чичибабиной. СПб., «Росток», 2018.
Кинообозрение Натальи Сиривли
Трагедия
«Очень полезно все-таки ездить на Фестиваль мусульманского кино в Казани. Такого, как там, нигде не увидишь. В прошлый раз меня заворожил собственно мусульманский контент с чудесным избавлением от проблем по воле Аллаха чуть не в каждой картине. На фестивале 2018 года такого «волшебного» кино было немного. Разве что татарский «Мулла» (режиссеры Рамиль Файзиев, Амир Галиаскаров), где бывший зэк, назначенный муллой, преображает одичавшую, спившуюся деревню и в конце – подло зарезанный – восстает с одра, заслышав крик мальчика-муэдзина, подхватившего душеполезное дело. В остальных фильмах – во всяком случае, из того, что мне довелось увидеть, – жители мусульманских стран и окрестностей как-то справлялись (или не справлялись) с проблемами самостоятельно. Все это были крепкие, обладающие разнообразными достоинствами картины, явно отобранные из большого числа заявок людьми со вкусом и смыслом (отборщики фестиваля – известные киноведы Сергей Лаврентьев и Сергей Анашкин). Но одна лента «Гольнеза» (реж. Саттар Шамани Голь, Иран) поразила меня совершенно: я не предполагала, что на исходе второго десятилетия ХХI века можно создать настолько чистый образчик жанра трагедии…»
Библиографические листки
Книги: выбор Сергея Костырко
Периодика (составитель А. Василевский)