Анонс июньского (№ 6) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Таня Малярчук. Зверослов. Рассказы. Перевод с украинского Елены Мариничевой.
Три рассказа известной украинской писательницы – о всесокрушающей (сокрушающей, прежде всего, героиню) любви («Thysania agrippina (Мотылёк)»), про неистребимость сидящей в каждом из нас «собачьей пришибленности», выхлестывающей наружу, внезапно, скажем, в нашем общении с чиновником - любым, пусть даже самым мелким, жэковском, но, тем не менее, считающим себя вправе задать просителю вопрос: «А ты-то что, вообще, делаешь на этом свете?» («Canis lupus familiaris (Собака)»; и про любовь-ненависть к ближнему (мужу, например) – «Не бойтесь крыса. Живите с ним. Изучите его характер. Войдите к нему в доверие. А затем, когда он уже перестанет от вас прятаться, когда доверится вам и потеряет бдительность, – тогда нанесите ему смертельный удар. В самый неожиданный момент. Исподтишка. В спину. Как и подобает настоящей женщине» - но не все в рассказанной здесь истории так просто…(«Rattus norvegicus (Крыса)»)
Мария Галина. Медведки. Роман. Окончание.
Вторая половина романа про писателя, выполняющего очень специфические заказы; про противостояние его с не менее странным заказчиком, сочиняющем для себе уже не на бумаге, а в жизни огромную семью и свою полноценную жизнь, - и вот здесь в повествовании появляется, наконец, его героиня - молоденькая девушка, которая - беззастенчивая предприимчивая лгунья и проныра, стервозная и неотразимая – и от которой исходит ощущение силы, неведомой для героя природы, и он, поначалу старавшийся избавиться от ее присутствия, обнаруживает, что уже не хочет своей прежней независимости, очень не хочет; и что мир вокруг него (и не только его мир) начинает обретать надежду на…
(Из представления в предыдущем анонсе первой части романа: «…художественное исследование нашей «реальности» и ее границ, физических и метафизических. Героя романа тревожит странное ощущение, что под покровом привычной, освоенной как бы им жизни постепенно обозначается присутствие чего-то еще, и присутствие это сгущается, как бы распирая изнутри, деформируя «обыкновенное» течение жизни – там что-то могучее, архаичное и, самое главное, не менее реальное, нежели привычная герою «реальность» вокруг»).
Нина Горланова, Вячеслав Букур. Трофимка делает свободный выбор. Рассказ
О первых глотках свободы в восемь лет, о первом движении в человеке его самого как личности.
СТИХИ
Подборки стихотворений Олега Хлебникова «Под зеркалом», Анны Аркатовой «День ученика», Владимира Алейникова «Вместе с эхом»,
Юрия Смирнова «Три стихотворения»
Он заходит к ним в дом
И говорит
Собирайтесь
Скоро за вами придут
Я спасу
Она торопливо одевает детей
Кучу ненужных вещей
Дети будут потеть
Но она помнит – все,
Что в руках – отберут
Он прохаживается
Приятно скрипит ремнями
Пахнет мятным чистым севером
Какая старая мебель
Он тут все поменяет
Сделает кабинет
Книги красивые
Можно оставить
Вдруг от мысли
Что
Через полчаса
Нужно будет выстрелить
В три затылка
Его скручивает
Разрывает
Утрамбовывает
Тошнота
Вы побледнели
Вот компот
Я варила сегодня
Такая черешня в этом году уродила
Не очень сладкий?
Отличный.
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Лудовико Ариосто. Неистовый Орланд. Перевод с итальянского и предисловие Евгения Солоновича.
«Выбранный для этой публикации эпизод из «Неистового Орланда», подтверждает главную особенность поэмы, зорко подмеченную Мандельштамом, – Ариосто,
Не уставая рвать повествованья нить,
Ведет туда-сюда, не зная сам, как быть,
Запутанный рассказ о рыцарских скандалах.
«Запутанный рассказ о рыцарских скандалах» дает переводчику возможность выбора: любой законченный эпизод «Неистового Орланда», насчитывающего 4842 октавы, уже – поэма, но поэма, как оказывается позже, не всегда завершенная, продолжающаяся, уступив до поры место другой поэме, в свою очередь обрывающейся на полуслове».
ИЗ НАСЛЕДИЯ
Варвара Малахиева-Мирович. О преходящем и вечном. Дневниковые записи 1930-1934. Подготовка текста, вступление и примечания Наталии Громовой.
Варвара Григорьевна Малахиева-Мирович (1869 - 1954) «принадлежала к среде философов и литераторов Серебряного века: она была близким другом Л. Шестова, приятельствовала с Гершензоном и Чулковым, была подругой Елены Гуро и М. Пришвина, Пантелеймона Романова и его жены, которых она познакомила друг с другом, она воспитывала юного Даниила Андреева (ее родным домом на десятилетия стал дом доктора Доброва, где он рос). Около двух десятилетий прожила она в доме многократной сталинской лауреатки, актрисы Аллы Тарасовой, с матерью которой она была близка еще со времен киевской гимназии.
В дневниках В. Г. Мирович присутствуют сразу несколько планов. Первый – это трудное настоящее, связанное с трагической московской реальностью 30-х годов, с одичалостью, с толпами полуголодных приезжих, просящих милостыню на улицах. Второй – это прошлое, анализ жизни своей и современников, запечатленной в заметках об известных писателях и философах. Третий план – это философия старения, острые наблюдения и заметки об увядании своих друзей и близких, интереснейшие попытки самопознания и самоанализа».
ОПЫТЫ
Григорий Амелин. Король- рыбак
Про миф о Священном Граале в контексте нашей сегодняшней жизни на материале фильма «Король-рыбак» Тэрри Гиллиамом - культурологическая проза известного филолога и литературоведа тартуской школы, написанная в жанре «анализов»: «феноменологический подход и практика медленного чтения текста (фильма) — с остановками, комментарием на полях, мягкой герменевтической промывкой и симфоническим толкованием непонятных мест, возвратом к только что просмотренному, подведением иных контекстов, обсуждением и проч. — короче, с помощью того аналитического и экзегетического арсенала проработки текста, которые делают единственно возможным разговор о кинематографе».
КОММЕНТАРИИ
Алла Латынина «Всех советская власть убила…».
«Зеленый шатер» Людмилы Улицкой
«Вообще-то я не люблю сопоставлять прочитанное с собственным опытом. Правда жизни – плохой критерий для оценки художественного текста. Однако ж случаются книги, которые задевают какие-то душевные струны, вызывая совершенно непрофессиональную реакцию. К ним как раз и относится роман Улицкой, заставивший меня не столько оценивать текст, сколько размышлять над тем, как формируется личность человека в условиях барабанной лжи, как складываются судьбы людей, у которых оказался к ней иммунитет, как становятся диссидентами и как играют в инакомыслие, как одни оказываются героями, а другие – стукачами. Словом, размышлять над временем, которое казалось нам таким безысходным и душным, перемалывающим всех, а сейчас часто идеализируется теми, кто никогда в нем не жил».
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Елена Михайлик. Осколки истории - о книге: Юрий Домбровский. Рождение мыши. Роман в повестях и рассказах. М., «ПрозаиК», 2010;
Екатерина Дайс «Чаньворд» - о книге: Андрей Поляков. Китайский десант. М., «Новое издательство», 2010;
Наталья Черных «Четверокнижие» - об издании: Ольга Седакова. Четыре тома. М., «Русский фонд содействия образованию и Науке», 2010. Том 1. «Стихи». Том 2. «Переводы». Том 3. «Poetica». Том 4. «Moralia».
Книжная полка Захара Прилепина
Представлены:
Алексей Шепелёв. Maххimum eххtremum. М., Издательский дом «Кислород», 2011;
Максим Чертанов. Хемингуэй. М., «Молодая гвардия», 2010, («Жизнь замечательных людей»);
Дмитрий Быков. Календарь. М., «Астрель», 2011;
Василий Голованов. Сопротивление не бесполезно. М., «Культурная революция», 2010; Александр Проханов. Пепел. М., «Эксмо», 2011;
Борис Камов. Аркадий Гайдар. Мишень для газетных киллеров. М., «ОЛМА Медиа групп», 2011;
Олег Лукошин. Капитализм. М., «АСТ», «Астрель», «Полиграфиздат», 2010;
Горан Петрович. Различия. СПб., «Амфора», 2010;
Александр Башлачёв. Человек поющий. Стихи, биография, материалы. Составитель Лев Нумов. СПб., «Амфора», 2010;
Иван Волков. Стихи для бедных. М., «Воймега», 2011;
Татьяна Кохановская, Михаил Назаренко: Украинский вектор
Сны о минувшем.
«Каждая из не очень-то многочисленных украинских литературных премий втайне считает себя главной, но ни одна не вызывает такого резонанса, как Национальная премия Украины имени Тараса Шевченко за достижения в области литературы и искусства. <…>Два последних лауреата Шевченковской премии в области литературы <…> Галина Пагутяк и Василь Шкляр – писатели, во многих отношениях едва ли не противоположные; и присуждение премии сперва «Слуге из Добромыля», а затем «Черному Ворону» обозначило любопытную тенденцию. Оба награжденных романа аттестуются в критике то как мистические, то как историко-фантастические. …»
Мария Галина: Фантастика/футурология
В конце было слово. Фантастика как стилистический эксперимент
О стилистике современной русской фантастике, точнее - о том, что привнесли в стилистику современной русской литературы авторы-фантасты – на материале романов Сергея Жарковского ( «Я, хобо: Времена смерти»), Елены Хаецкой («Падение Софии») и Владимира Данихнова («Девочка и мертвецы») – «Владимир Березин высказался однажды в том смысле, что авторы, работающие в жанровых областях, как ни странно, порой ощущают себя свободнее, чем авторы так называемого «мейнстрима», и могут себе позволить такую роскошь, как стилистический (да и любой иной) эксперимент».
.
Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)
В «Журнальном зале» июньский номер журнала «Новый мир» в свободном доступе появится после 25 июня. В настоящий момент журнал доступен на сайте «Новый мир» - http://www.nm1925.ru/