ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
ОПЫТЫ
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Анонс январского (№ 1, 2020) номера журнала "Новый мир"
ПРОЗА
Ольга Покровская. Заветная вода. Повесть
По всем внешним приметам добротная социально-психологическая историческая проза: герой едет из-под Красноярска в Москву в последних числах июня 1941 года, едет "плотно" – как и полагается в поездах дальнего следования – окруженный попутчиками, гротескность облика которых определяется здесь особой прорисованностью черт социально-психологических типов, порожденных двумя десятилетиями советского уклада жизни и советского мышления. Где-то далеко на западе уже грохочет война, и героев она еще не коснулась, однако все они чувствуют нечто странное, зависшее над страной и над каждым из них, и это "нечто" не укладывается в рамки чисто военного сюжета. Именно это вот экзистенциальное смятение героев и выстраивает сюжет повести.
Михаил Тяжев. Поджигатель. Рассказ
Рассказ про то, чем держится за жизнь человек, ну например, оперативный работник из милиции (полиции).
Ринат Газизов. Отправление. Рассказ
Героя своего рассказа автор выводит на неравный бой – на бой ни больше ни меньше как со вселенским хаосом, которым на самом деле заполнена наша повседневность.
Вадим Комиссаров. Incantata
Лирико-философская проза – о Москве, само каменное тело которой – материализация исторической памяти народа и одновременно глубоко личной памяти самого автора. Строй повествования: "Я открываю новости и думаю: это мне не нужно. Это мне не нужно. И я закрываю новости, я смотрю в окно, где нет никаких новостей, и я вижу вселенную и все, что совершается – как с обзорной площадки, как из места над временем. Я не боюсь ни того, кто убивает тело, ни того, кто убивает душу – ведь душа бессмертна. Как же долго я шел, как же долго я думал, что иду прямо, от начала до конца, как же долго я не мог понять, что никакого начала и никакого конца не бывает... Нет, не бывает, просто трамвай разворачивается на Чистых прудах и едет обратно – Большой Харитоньевский, Покровские ворота, Казарменный переулок. Все остается".
СТИХИ
Подборки стихотворений Андрея Гришаева "Платформа Рай", Светланы Кековой "Сквозь этот холод", Юрия Кублановского "С доверием к географии", Дмитрия Бака "Досветные огни",
Валерия Шубинского "Руда и рута":
«выстроен дом и парадные отперты
и прорублен проспект и разбиты сады
и доносится ария из какой-то там оперы
или попросту бульканье петергофской воды
голос? ну да это голосом сделано
под него эти зданья и тучи росли
тем что с этого дня не имеет ни тела ни
раздраженного горла но где-то вдали
.............................................................."
Андрей Лебедев «…Может быть, стану снова собой» – неожиданная публикация, автор которой представляет нам поэта Бориса Пастернака в практически неосвоенном нами поэтическом амплуа: "Стихотворения Пастернака, написанные верлибром, можно пересчитать по пальцам одной руки. Но именно его письма, в силу мощного лирического дара автора, позволяют утверждать: верлибр – поэтическое бессознательное Пастернака. Небольшой редакционной отделки достаточно для того, чтобы превратить – уже на формальном уровне – многие из эпистолярных фрагментов в стихи". Лебедев эту вот работу проделал – представив нам подборку стихов Пастернака, которых никто из нас никогда не читал, ну например:
Когда-нибудь,
на рассвете,
ты будешь спать где-то рядом,
и я решусь открыть свой
почти безъязыкий рот.
Но тише и, может быть, лучше,
по-колыбельному.
ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА
Юрий Каграманов. На перекрестках. О консервативно-популистском наплыве в Европе
Юрий Каграманов, в роли новохристианского мыслителя – о самом, может быть, больном сегодня в мире – о противостоянии сил "левых" ("европейских шестидесятников" как "промотавшихся отцов") и сил нового, только-только складывающегося заново "консерватизма" как некой реакции на вызов нашей – изначально христианской – цивилизации со стороны ислама. Статья его о том, как новый консерватизм начинает завоевывать популярность, что, с одной стороны, автора обнадеживает, а с другой – настораживает: "Но если консервативный популизм приведет к новой христианизации Европы (что трудно сейчас представить), он перестанет быть популизмом. Потому что популизм – это угождение вкусам и пожеланиям народной массы, которые в одних случаях заслуживают удовлетворения, а в других не заслуживают его. Люди тянут друг друга книзу, писал М. О. Меньшиков, отчего к тому, что называется волей народа, надо относиться с большой осторожностью. Другой русский мыслитель, С. Л. Франк писал, что воля народа может быть так же глупа и преступна, как и воля отдельного человека; к тому же узнать ее, так сказать, в чистом виде технически совсем не просто. Есть Божья правда, которая выше народной правды".
ОПЫТЫ
Михаил Горелик. Puer Ludens
Эссе о выборе между свободой и сытостью, между «правильной жизнью» и мудростью автор начинает с анализа образов Гекльберри Финна Марка Твена и Счастливцева из «Леса» Островского, здесь поразительные пересечения не только смыслов из высказываний о своем отношении к жизни, но даже слов, и кстати, «Том Сойер» и «Лес» написаны практически одновременно; ну а далее вот эта оппозиция потребовала от автора обращение к героям Шекспира, к Остапу Бендеру и Дон Кихоту. Цитата: «Мудрость нудит выбор: сытость иль свобода – жизнь ей прекословит: сытость иль неволя. Гек выбирает мудрость и свободу. В своем отрицании нормы он куда радикальнее Тома и куда более самодостаточен: не нуждается в сцене, в публике, в аплодисментах", "Вырвавшийся на свободу Гек живет в бочке – неподалеку от Диогена».
Александр Секацкий. Счастье как экзистенциальная технология
Про то, что такое счастье, – размышления философа, хорошо представляющего сложность темы и запутанность самих подходов к ней: "Каждому из смертных хотелось бы знать, возможно ли счастье и в чем оно состоит – это во-первых. Во-вторых, каждый имеет свою собственную теорию счастья, что является отдельным феноменом, достойным особого рассмотрения"; "Тому, кто пожелает всерьез говорить о счастье (то ли дело проблема перверсий или акторов) придется одновременно столкнуться с недоумением аудитории (надо же, так и не сказал, есть ли в жизни счастье) и с иронией коллег (надо же, как низко пал, взялся говорить о счастье человека!)"; но – "попробуем разобраться".
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Андрей Пермяков. В переменных измерениях
Современная уральская поэзия, о нескольких антологиях которой идет речь в этой статье, в последние годы становится одной из центральных тем в нашей критике, и дело тут не в пристрастиях ее пропагандистов Виталия Кальпиди или Юлии Подлубной, это действительно особое явление, анализ которого может стать еще и анализом сегодняшнего состояния новой русской поэзии. Статья Пермякова как раз и представляет собой попытку вот такого – об особости новой русской поэзии на материале творчества уральских поэтов – разговора.
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Сергей Горбушин, Евгений Обухов. О рассказах Василия Шукшина
Авторы статьи пытаются разобраться в том, что же в рассказах Василия Шукшина создает единое пространство. Наличие оппозиции «город»–«деревня»? Противостояние реальной жизни реальных людей лживой советской идеологии? Да, все это, разумеется, есть в прозе Шукшина, но есть в ней нечто, которое «шире идеологии, и уж тем более шире условного «города» (противопоставленного условной «деревне»). Всё это чрезвычайно ускользает и потому сложно определить объект, о котором идет речь. Но мы постараемся».
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Марианна Ионова. Всё состоит из любви (Андрей Тавров. И поднял его за волосы ангел)
Артем Скворцов. Ненормативная поэтика (Владимир Строчков. Времени больше нет)
Татьяна Бонч-Осмоловская. Свет во тьме светит (И. А. Флиге. Сандормох: драматургия смыслов)
Андрей Тесля. Банкеты и французская политическая культура времен Реставрации и Июльской монархии (Венсан Робер. Время банкетов. Политика и символика одного поколения (1818 — 1848).
Кинообозрение Натальи Сиривли
Джокер
"Сенсацией прошлой осени стал фильм «Джокер» режиссера Тода Филлипса. Мало того что картина про вечного соперника Бэтмена из комиксов вселенной DC получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале, так она еще и собрала 1,5 миллиарда долларов в мировом прокате, став самым кассовым фильмом в истории в категории R (18+). Накрыло всех: фестивальную публику, снобов, интеллектуалов, киноманов, фриков и гиков, равно как и обычных пятничных посетителей кинотеатров…"
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ
Книги: выбор Сергея Костырко (Дмитрий Галковский. Письма сестры; Сергей Гандлевский. В сторону Новой Зеландии. Путевые очерки; Валерия Пустовая. Ода радости.)
ПЕРИОДИКА (составитель А. Василевский)
В этом выпуске предложено чтение следующих изданий: «Воздух», «Волга», «Горький», «Два века русской классики», «Звезда», «Знамя», «Интерпоэзия», «Литературная газета», «НГ Ex libris», «Новая газета», «Новое литературное обозрение», «Палимпсест», «Радио Свобода», «Семь искусств», «Сюжетология и сюжетография», «Труд», «Postimees», «Prosфdia», «Textura».