Кекова Светлана Васильевна родилась на Сахалине, окончила филфак Саратовского государственного университета. Автор тринадцати поэтических сборников и нескольких литературоведческих книг, в том числе посвященных творчеству Николая Заболоцкого и Арсения Тарковского. Стихи Светланы Кековой переводились на многие европейские языки. Лауреат нескольких литературных премий. Доктор филологических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин Саратовской государственной консерватории. Постоянный автор нашего журнала. Живет в Саратове.
Светлана Кекова
*
СКВОЗЬ ЭТОТ ХОЛОД
* * *
Мне нужно прошедшие годы
как пламя увидеть и лёд,
надеть сапоги-скороходы
и сесть на ковёр-самолёт,
и сбросить ненужное бремя,
и меч свой волшебный сломать,
чтоб быстролетящее время
за хвост, как дракона, поймать.
Я знаю — ни силой, ни властью
мне не овладеть никогда —
и вот огнедышащей пастью
уже я проглочена, да.
И всё-таки в этом пожаре
я мыслю…
И чувствую я,
что молча мне руку пожали
мои по несчастью друзья.
* * *
Как мир огромен,
как ребёнок мал!
Но мир его на удочку поймал —
плотву святую, рыбку золотую.
Закончим мысль.
Поставим запятую.
Но мысль, как разноцветный попугай,
сидит на ветке,
смотрит круглым глазом
и хочет съесть
весь мир подлунный
разом —
расхожий корм ты ей не предлагай.
Ты ей не верь.
Она издалека
начнёт рассказ про всё, что есть на свете —
про удочку,
про сеть,
про рыбака,
про то, что жизнь — великая река,
где молча рыбы плавают и дети.
Перед иконой Страшного Суда
Ю. К.
1
Сначала степи развернули свой
ковёр осенний с выжженной травой
(а кое-где проглядывала озимь,
покрывшая, как плат, пласты земли),
и взгляды оторваться не могли
от тех чудес, что создавала осень.
2
На горизонте плоские холмы
обозначали странное величье
пустынных мест; и щебетанье птичье,
а также брызги солнечной волны
напоминали о нетварном свете,
который видят ангелы и дети
и чтут святые очи Паламы.
3
По чёрным комьям вспаханной земли
воронья стая движется вразвалку.
Два облака плывут, как корабли.
Деревья входят в мир, как в раздевалку,
и оставляют пышный свой наряд
для ротозеев, фавнов и наяд.
4
А путь наш продолжается. Вот-вот
вороньему рукой помашем войску,
деревьям обнажённым, Волге, Вольску
и совершим опасный поворот
в тот край, где посреди незримых бурь
то золото сияет, то лазурь,
то светится фаворским светом Слово,
как на иконе инока Рублёва.
5
Под шум последний лиственной молвы
возникли вдруг хвалынские холмы,
где ковыля печально колыханье,
холмы — Хвалынска слава и хвала,
как бы церквей подземных купола —
живой земли свободное дыханье.
6
И снова наплывают на меня
в волне молчанья и сердцебиенья
тень всадника и красного коня —
и языки подземного огня
как будто замирают на мгновенье.
А там, где глина, воздух и вода
соединились в День Господня гнева,
у яблони вдвоём — Адам и Ева
перед иконой Страшного Суда.
* * *
С трёхлитровой банкою подмышкой
движется по саду Смердяков
к бане, где в котле под чёрной крышкой
Свидригайлов ловит пауков.
Смердяков родился в этой бане,
знает в ней все щели и углы…
Как кузнечик юный, на экране
прыгает Полад Бюльбюль-оглы.
Этот сюр конца семидесятых
мне явился, как кошмарный сон,
или словно ангелов крылатых,
ангелов крылатых легион.
Липнет грех к душе, как снег к подошвам,
кровью наливается звезда,
а в воспоминаниях о прошлом
просто иней лёг на провода.
Знать бы там, в тоске неосторожной,
что мы отдаём, а что берём…
…Просто в нашей юности безбожной
Достоевский был поводырём.
* * *
На высоком берегу, под ивою,
от родного дома вдалеке,
ели дети яблоки червивые,
отражаясь в медленной реке.
Кто они? Где их отцы и матери?
Где их ангел? Где телец и лев?
Чью любовь они уже растратили,
чью убьют, внезапно повзрослев?
Не горит лампадка в детской спаленке,
ходит строй теней на потолке,
кот мурлычет, сидя на завалинке,
мышь скучает в красном уголке.
И не знают временные жители,
как дома их оказались тут,
и в каком саду, в какой обители
яблоки червивые растут.
Мальчик
Однажды внимательный мальчик прочёл
не сказку, а притчу про мух и про пчёл,
и вот, глубочайшего смысла полна,
ему полюбилась она.
Теперь он следит не за боем быков —
вникает в любовные игры жуков
и видит за ними, в дали голубой,
что будет со мной и тобой.
А муха, в боях нагуляв аппетит,
одна над поверхностью жизни летит,
и видит её удивительный глаз
и небо, и землю, и нас.
На синей земле по зелёным холмам
рассыпаны Богом цветы.
Струится от чашечек роз
фимиам,
как знаменье их чистоты.
Но мухе не нужен цветочный нектар —
души расцветающей тающий жар,
ей нравится падаль, гнильё и навоз,
а вовсе не запахи роз.
…Как пышно сирень в это лето цвела!
Забором был сад обнесён.
И сладкий нектар собирала пчела,
забыв обо всём, обо всём.
А рядышком сёстры трудились её,
и мальчик сидел на крыльце.
На ветхом заборе светилось бельё,
как слёзы на детском лице.
— Но кто же, скажи, эти притчи поймёт?
— Лишь тот, кто нуждается в них.
Есть люди, как пчёлы, творящие мёд
в жилищах своих восковых.
Есть люди, чьи души похожи на мух,
их зренье — как шар, как парабола — слух,
их цепкие лапки оставят следы
на всём — от еды до беды.
А мальчик сидит на ступеньке крыльца,
и видит он мать свою, видит отца,
какую-то видит старуху…
Он знает, что смерть далека и близка,
как этот забор —
и опять от виска
он гонит жужжащую муху.
* * *
На деревьях снег, как в бокале пенки,
и озябли руки, замёрзли ноги.
Наступило время давать оценки,
раздавать долги, подводить итоги.
Ты забыл о юности драгоценной,
но вернётся прошлое — только свистни…
Пусть забито лексикою обсценной,
как листвой осенней, пространство жизни,
пусть по скверу бедному возле речки,
где смешалась брань с колокольным звоном,
цифровые бегают человечки,
пряча дрожь испуга в карман с айфоном,
но сквозь этот холод, сквозь этот морок
ожиданье радости вдруг проступит,
и любой, кто был мне когда-то дорог,
в гастроном зайдёт, шоколадку купит.
Казанская
Спит земля, безвидна и гола,
сны её — как каменные плиты.
Сброшены с церквей колокола
и кресты сияющие сбиты.
Но в железных узах темноты
сон приснился девочке Матроне:
нужно утром принести цветы
к погребённой заживо иконе.
* * *
Татьяне Кан
Всё, о чём мечталось, как ни странно,
сбудется, настанет в свой черёд…
И опять под звуки фортепьяно
чья-то жизнь по улице идёт.
Чья-то жизнь в красивом белом платье,
в туфлях на высоких каблуках,
в кофточке, похожей на объятье,
с разноцветным зонтиком в руках.
Вот она застыла у порога
и кому-то задаёт вопрос —
девочка, вещунья, недотрога
в лёгком нимбе золотых волос.
Но по строгим правилам науки
невозможно получить ответ
на вопрос — откуда льются звуки,
на любовь похожие и свет.