Кабинет

Журналы

Журнал №7 2017

Содержание

Содержание № 7   2017


Евгений Карасёв - ДОРОГИ, ПОСЫПАННЫЕ СОЛЬЮ
Анатолий Гаврилов,  Павел Елохин - МИР НА КРЫШЕ
Евгений Бунимович - ПРОСТРАНСТВО ЭЛЕМЕНТАРНЫХ СОБЫТИЙ
Павел Басинский - ТАЙНАЯ ИСТОРИЯ ЛИЗЫ ДЬЯКОНОВОЙ
Валерий Шубинский - ОЗЕРО, ДЕРЕВО, ЗЕРКАЛО
Владимир Данихнов - РОБОТИЗАЦИЯ
Артём Скворцов - ЦИТАТЫ
Мария Мокеева - НЕИЗВЕСТНАЯ ЗЕМЛЯ
Глеб Шульпяков - MUSEO DELLA TORTURA
Далила Портнова - О ЮРИИ ДОМБРОВСКОМ
Павел Нерлер - ПАМЯТИ МОЛОДОСТИ

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ


Олег Ермаков - ВЕСТИ С РЕЧКИ НЕВЕСТНИЦЫ

ОПЫТЫ


Сергей Солоух - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОЗА

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ


Александр Мурашов - ОТКРЫТИЕ СЕРГЕЯ БУДАНЦЕВА
Николай Богомолов - КАК ДЕЛАЮТСЯ ВОСПОМИНАНИЯ

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА


Андрей Пермяков -   …И КОРАБЛЬ ПРИПЛЫЛ

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ


Марианна Ионова - РАДИ ЛЮДЕЙ И ОСЬМИНОГОВ
Александра Приймак - ИСЦЕЛЯЮЩАЯ РЕКУРСИЯ
Мария Нестеренко - СЛИШКОМ ХОРОШИ, СЛИШКОМ СВОБОДНЫ
Дмитрий Бавильский - ЭТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТА

Евгения Риц - КНИЖНАЯ ПОЛКА ЕВГЕНИИ РИЦ
Наталья Сиривля - КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ


Сергей Костырко - КНИГИ
Андрей Василевский - ПЕРИОДИКА









Анонс

 

Анонс июльского (№ 7) номера «Нового мира»

 

ПРОЗА

 

Анатолий Гаврилов, Павел Елохин. Мир на крыше. Рассказы

Проза. Художественная. Сегодняшняя. Поклонников творчества Гаврилова может насторожить появление рядом с его именем имени соавтора, – место Гаврилова в нашей литературе всегда было местом абсолютно «штучного» прозаика. Но чтению это не помешает. У знакомых по прежним гавриловским текстам интонаций как будто появилось новое дыхание. К тому же эта подборка рассказов читается не как подборка журнальная, то есть вынужденно усеченная, но - как полноценная книга рассказов нового, пусть и уже знакомого отчасти автора.     

Вступительное слово от соавторов: «Вначале была Водка, и она была везде, и штормило, и пьяный ветер рвал паруса в клочья, и наступал штиль, и наступало ужасное протрезвление, и они, собравшись с последними силами, пытались направить свое судно к желанному берегу тишины, покоя и созидательного труда...»

 

Павел Басинский. Тайная история Лизы Дьяконовой. Невымышленный роман. Главы из книги

Художественная проза, у героев которой реальные прототипы: Елизавета Дьяконова, автор знаменитого «Дневника русской женщины», опубликованного после ее смерти, и Юргис Балтрушайтис, для которого трагическая гибель (или самоубийство?) Дьяконовой в горах Австрии была, по версии автора, одним из самых значимых событий его личной биографии.

 

Владимир Данихнов. Роботизация. Рассказ

Фантасмагоричное, но отнюдь не фантастическое повествование, содержащее своеобразную обратную проекцию сетевого (блогерского) образа нашего современника на «офф-лайновскую» реальность.

 

Мария Мокеева. Неизвестная земля. Рассказы

«Неизвестной землей» в прозе Мокеевой следует назвать Россию – «неизвестной» делает ее та подсветка картин русской жизни, которую выбрал автор в своих рассказах, ну, скажем, в рассказе «Тридцать пятый», про аскетичную, глубоко советскую, а еще глубже - антисоветскую духом жизнь русской провинции тридцатых годов; или как в рассказе «Неизвестная земля» – про «физику» и «метафизику» существования нашего современника.

 

Далила Портнова. О Юрии Домбровском. Воспоминания     

Воспоминания о Юрии Домбровском - очень личные: «Несправедливое умалчивание обстоятельств жизни и нежелание знать о них, и тем более выносить на суд человеческий, говорят лишь об одном – о равнодушии к истории семьи и личности матери Домбровского. Обидно, что из печати и многих интервью можно узнать, восхититься и низко поклониться героическим подвигам его жены – Клары Файзуллаевны. Поверить, что только благодаря лагерно-тюремной судьбе и еще – Казахстану, Алма-Ате и Кларе, мы имеем такого писателя, как Ю. Домбровский. А все, что связано с домом матери, с детством, с родственниками, со многими событиями его лагерной и ссыльной жизни, его пребыванием в Москве в те годы – все обрублено на корню. Много неправды и обидных неточностей. Все имеет свои корни, каждый человек имеет родительский дом. Обо всем этом знаю и с удовольствием делюсь на этих страницах я, его племянница».

 

 

СТИХИ

Подборки стихотворений Евгения Карасева «Дороги, посыпанные солью», Евгения Бунимовича «Пространство элементарных событий», Валерия Шубинского «Озеро, дерево, зеркало», Глеба Шульпякова «Museo della Tortura», Павла Нерлера «Памяти молодости»,                                                                                                     

Артема Скворцова «Цитаты»

(…лишь вылетающий в трубу, до тла сгорающий,

лишь до конца, без воскрешенья, умирающий,

 

лишь огненосный, только он! – пускай торопится

моча пожарною струёй, а семя копится, –

 

ведь ощущает пуще всех одна потенция,

что жив один лишь концентрат. Лишь квинтэссенция.)

 

 

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Олег Ермаков. Вести с речки Невестницы

Восстановление писательского имени: Соколов-Микитов в нашем сознании – это тексты для правильного чтения подросткам из старых школьных хрестоматий, что-то такое про природу. Не более того.  Тогда как за этим смутным полумифическим образом – сложная судьба писателя и литература, судьбой этой порожденная. В своем эссе Ермаков пишет о военной прозе Соколова-Микитова (Первая мировая война), о его прозе автора-авиатора, менее известной у нас, нежели написанное позже Антуаном де Сент-Экзюпери; о книге рассказов Соколова-Микитова «На своей земле» с картинами русской жизни «в смутные дни», о творчестве его в вынужденной эмиграции и о его возвращении в Россию, встретившую писателя без излишнего гостеприимства.

 

ОПЫТЫ

Сергей Солоух. Педагогическая проза

О России как «родине слонов», предложившей европейской литературе еще в XIX веке радикальную оптимизацию «художественного слова», которой активно пользуются сегодняшние постмодернисты – «Вступив в сознательную битву со всеми сразу принципами художественного, многомерного, полного волшебства и фокусов повествования, Николай Гаврилович Чернышевский изобрел совершенно плоское, именно что в геометрическом, эвклидовом понимании отсутствия каких-либо выпуклостей и вогнутостей, а также объема и плотности, необыкновенно экономное, топорно-рассудочное письмо, по степени минимизации трудозатрат, душевных и физических, максимально приспособленное к современному циклу ежегодной сдачи в печать от 10 до 15 авторских листов, объединенных как-нибудь сюжетно или композиционно». «Не надо тратить годы на то, чтобы отсечь от куска мрамора все лишнее, достаточно рассказать, стоя у этого куска, как должна выглядеть скрытая в камне, невидимая миру фигура». Автор демонстрирует использование этого открытия на сравнительном анализе повествовательной манеры Чернышевского и Милана Кундеры.    

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Александр Мурашов. Открытие Сергея Буданцева

Статья о вкладе (увы, мало востребованном у нас) в развитие русской литературы ХХ века прозы практически забытого сегодня поэта и прозаика Сергея Буданцева (родился в 1896, арестован в 1937, последнее письмо из лагеря в 1940 году) – «Открытие Сергея Буданцева – интеллигибельность раннесоветского жанрового романа. Это означает, что такой роман, его жанровый инвариант (гипертекст), идет ли речь о романе, посвященном Гражданской войне, или об индустриально-строительном, «производственном» романе с характерной «природоборческой» тематикой,  использовался писателем для переосмысления и включения жанровой проблематики в более широкий и более абстрактный контекст «жизни идей». Этот контекст абстрактной мысли, однако, служил для надпсихологической мотивировки поступков персонажей, дополнявшей психологическую мотивацию или мотивацию раннесоветской «психоидеологией». Следствием такого открытия стало создание поэтики интеллектуального романа в том смысле, в каком мы говорим об интеллектуальном романе Олдоса Хаксли, Германа Гессе, Томаса Манна или Роберта Музиля».

             

Николай Богомолов. Брюсов в дневниках и мемуарах Розанова

О мемуарах литературоведа Ивана Никаноровича Розанова (1874 – 1959), писавшихся как воспоминания о Брюсове, и о хранящихся в государственных архивах дневниковых записях мемуариста, не всегда соответствующих тексту воспоминаний.

 

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Андрей Пермяков. «…И корабль приплыл». Вместо рецензии       

Попытка описать «новую ситуацию метамодерна» в современной поэзии с помощью развернутого анализа стихотворения «Аналогия» Владимира Иванова и сопоставления нынешнего творчества Иванова с творчеством «типичного и давнего постмодерниста» Игоря Иртеньева.                   

             

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

 

Марианна Ионова. «Ради людей и осьминогов» – о книге: Андрей Тавров. Клуб Элвиса Пресли. СПб., «Алетейя», 2017;

Александра Приймак. Исцеляющая рекурсия – о книгах: Ирина Василькова. Южак. М., «Воймега», 2016; Ирина Василькова. Ксенолит. СПб., «ЛЕМА», 2015;

Мария Нестеренко. Слишком хороши, слишком свободны – о книге: Тименчик Р. Д. Подземные классики: Иннокентий Анненский. Николай Гумилев. Ред. В. Нехотин. М., «Мосты культуры/Гешарим», 2017;

Дмитрий Бавильский. Этическая ценность интеллекта – о книге: Ольга Балла. Упражнения в бытии. М., «Совпадение», 2016.

 

Книжная полка Евгении Риц

Полка поэта и книжного обозревателя из Нижнего Новгорода – на этот раз о поэзии.

Елена Горшкова. Сторожевая рыба. Стихи. М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2015;

Ксения Чарыева. На совсем чужом празднике. Стихи. М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2016;

Нина Ставрогина. Линия обрыва. Стихи. М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2016;

Ален Бешич. Сквозь бракованный негатив. Стихи. Перевод с сербского Андрея Сен-Сенькова под ред. Дмитрия Кузьмина. В работе над переводом участвовали Мирьяна Петрович и Анна Ростокина. М., «Книжное обозрение (АРГО-РИСК)», 2015;

Кришьянис Зельгис. Я такими глупостями больше не занимаюсь. Стихи. Перевод с латышского Александра Заполя. М., Книжное обозрение (АРГО-РИСК), 2016;

Елена Сунцова. Несбылотник. Стихи. New York, «Ailuros Publishing», 2016;

Екатерина Боярских. Народные песни дождевых червей. Стихи. New York, «Ailuros Publishing», 2016;

Дмитрий Данилов. Два состояния. Стихи. New York, «Ailuros Publishing», 2016;

Justyna Bargielska. To mysial byc ten dzien / Юстына Баргельска. Кажется, был этот день. Стихи. Перевод с польского Льва Оборина. Нижний Новгород, Поэтический проект «Нижегородская волна», Волго-Вятский филиал ГЦСИ, 2015;

Hendrik Jackson. Schaufensterpuppen / ХендрикДжексон. Манекены. Стихи. Перевод с немецкого Евгении Тумановой, Виктора Iванiва, Йоханнеса Хайнке. Нижний Новгород, Поэтический проект «Нижегородская волна», Волго-Вятский филиал ГЦСИ, 2015.

 

 

Кинообозрение Натальи Сиривли

Восстание масс — 2

О фильме Кристиана Мунджиу «Выпускной», который до нашего проката не добрался, несмотря на громкий успех в Каннах-2017, возможно, по тем соображениям, что нашего зрителя таким кино не проймешь – «История приличного доктора, у которого дочка накануне местного ЕГЭ попадает в беду, и папе приходится подключать связи, чтобы она нормально сдала экзамен и имела возможность уехать учиться в Англию. И это, типа, коррупция?! Два часа наблюдать, как нам талдычат, что это плохо? Да у нас такое кино снимали (и пьесы в театре ставили) пятьдесят лет назад, – на рубеже 70 – 80-х: «Ты мне – я тебе», «Старый новый год», «Наедине со всеми»... Тогда еще формально существовали нормы социалистической законности и морали, и можно было, прикинувшись дурачком, вытащить на сцену/экран признаки очевидного гниения социума. Но с тех пор страна сделала большой шаг вперед и по части соблюдения формально-правовых норм достигла состояния покойника, когда уже вилами в гроб кладут. В Румынии же, так исторически сложилось, вопрос: жить по понятиям или все-таки по закону? — из разряда насущных. ЕС грозит пальчиком, заставляет бороться с коррупцией. Румыны и рады бы, но у них не выходит. Четверть века как скинули Чаушеску, 10 лет как вступили в Европейский союз — и ни хрена! «Выпускной» Мунджиу — попытка ответить на вопрос: почему?»

 

                                                            

Библиографические листки

Книги (составитель С. Костырко)                                                                                             

Периодика (составитель А. Василевский)                                                                                                                               

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация