Скворцов Артём Эдуардович родился в 1975 году в Казани. Филолог, доцент Казанского федерального университета, доктор наук. Автор многих научных и критических работ, ряда книг о современной и классической поэзии. Лауреат литературных премий «Эврика» (2008), «Anthologia» (2011) и «Белла» (2016). Как поэт в «Новом мире» выступает впервые. Живет в Казани.
Артём
Скворцов
*
ЦИТАТЫ
Рондо
Темнота и тишина стоят на страже.
Прогуляемся до городского сада.
В глубине его, в густых кустах сирени,
обитают соловьи-виртуозы.
Лишь один лихое выкинет коленце,
как другой уже в ответ заводит соло,
а вослед ещё десяток подхватили.
Хоть воюют, но поют воедино.
Если дальше погрузиться в мрак кромешный,
то иные различить возможно звуки.
Непонятен их источник поначалу,
и чем ближе он, тем глуше хор птичий.
Не машины ли ревут с бессонной трассы?
Не грохочут ли станки полночной смены?
Нет — из множества раскрытых настежь окон
раздаётся рокот чёрных роялей.
То готовятся к экзаменам студенты,
и Штокхаузен с Шопеном вылетают
в небо общими продуктами сгоранья
дивных трелей, слух в упор поражая.
Вот и пройден сад от края и до края,
затухает позади очаг культуры,
значит время наступает воротиться
под охрану тишины с темнотою.
Цитаты
Когда-то здесь шла великая битва,
И юный оруженосец
Мог с восторгом ужаса
Лицезреть,
Как иззубриваются обоюдоострые мечи,
Ломаются копья и стрелы,
Разлетаются вдребезги
Прочные щиты.
Теперь здесь пустое место.
Кости истлели,
И ржа поела железо.
Всё годное в бой давно подобрали,
А павших давно погребли.
О прежние,
Кого чтил,
Кому верил,
Пред кем склонял голову!..
Я взял у вас все животворные силы,
Какие вы могли дать.
Отныне вы годны
Лишь на цитаты.
Безмолвные страдания гражданина,
или Правдивое и полное изображение
внешнего и внутреннего состояния
лирического героя до того момента и в тот момент,
когда по возвращении на родину
он проходил паспортный контроль
О где слова найду!..
Едва лишь с трапа слез,
В виду земли родной, сдержать не в силах слёз,
Я волею туда влеком неодолимой,
Где смутной грудой скарб катается вдали мой
По кругу без конца меж коробов и сум,
Чьих содержимое пожрало уйму сумм,
Желая лишь схватить своё — и удалиться,
Попутчиков почти в уме изгладя лица, —
Но в оный миг меня прошиб холодный пот,
Как бы того, кто вдруг в расчёте на джекпот,
Изнежен роскошью, утехами и ленью,
На кон поставил всё! — ан вышло обнуленье,
И сколько ни чеши, глазами хлоп да хлоп,
В затылке, — есть что есть — не то, что быть могло б.
Сравненье дать ещё ль? Так думает, наверно,
Собравший пыль и прах по всем углам инферно,
Кто, по кривым стезям протопав до конца,
Не взвидел ни следа создателя-отца:
«Ну, коли нет Его, то, стало быть, всё можно!»
Творца ищи-свищи!.. Зато видна таможня.
Но хоть ея важна доднесь в подлунной роль,
Превыше служб одна есть. Паспортный контроль.
Всё ближе миг судьбы. Обмершая душа
Предчувствует её. И се, едва дыша
В затылочную кость тому, кто впереди,
Уж я на роковой стою очереди,
Затягиваемый в томительну тошнoту,
Не в силах одолеть ту монотонну ноту,
Котора бедный слух пронзает изнутри.
Полшага до черты. Ещё шажок. Узри!
Однажды с полотна сошедши Константина
Васильева, она и в жизни — что картина
(И я не оттого молчу, как партизан,
Легко приявши в дар хамон и пармезан,
И прочий сыр гнилой от запада гнилого
(Худому неводу нет худшего улова), —
Я катарсис в момент сатори испытал,
Без счёту нарастив духовный капитал!):
Монументален стан, лик строг, власы летучи,
По-над главой, клубясь, густеют в молньях тучи —
Вот лицезрел кого простак-абориген,
Мучительных очес попавший под рентген.
Валькирия сия в казённой амуницьи,
Пред коей сам собой спешишь склониться ниц и,
Пожалуй, ницше[1], из штанин широких из-
влечь требует живей собранье пёстрых виз,
А получив, тотчас, упорных не жалея
Трудов, уходит вглубь волшебного дисплея,
Где прошлое без тайн, где в будущем светло,
Где каждого судьба промыта, как стекло.
Дитя беспечности, я жил на белом свете,
Не смысля ни аза, ни буки и ни веди.
Впусти меня! Я твой хилеющий побег,
Из лона твоего мой завершён побег, —
Ужель загул пустой, грех, весящий немного,
Обрек молить навек прощенья у порога?!
В краях, где лабиринт из адовых кружал,
Единый образ твой в душе я воскрешал!..
О радость! о восторг! То мыслимое ль диво?
Оттаяла, поди, нордическая дива:
Десницей, как кинжал, печать она берёт,
Пронзает паспорт и — вручает мне. Вперёд!
Алтарные врата отворены в ползала —
Да! Сына блудного всё ж родина признала!
* *
*
В старом добром детстве сбежал с урока истории,
хотя и предмет был любимый, и училка меня выделяла,
но мегахитом про конармию выпалил кинопрокат —
как же тут было не смыться, тем более что Гражданскую
учебник освещал бесцветно, и где там свои, где чужие
на сереньких иллюстрациях — толком не разобрать.
После развала Союза у нас нашёлся родственник:
ушёл воевать за белых и в Бельгии обрёл крышу.
Мы начали переписываться, даже звонить иногда.
Он пел боевые песни — За Веру, Царя и Отечество! —
бодрый, прямой, близкий, девяностопятилетний.
Отличная, кстати, слышимость, и всё можно было понять.
* *
*
…лишь вылетающий в трубу, до тла сгорающий,
лишь до конца, без воскрешенья, умирающий,
лишь огненосный, только он! — пускай торопится
моча пожарною струёй, а семя копится —
ведь ощущает пуще всех одна потенция,
что жив один лишь концентрат. Лишь квинтэссенция.
* *
*
Мы собирались очень долго.
Сперва никто не откликался
на позывные, но
затем — за другом — друг — пунктиром —
все наконец-то проявились,
в одну подтягиваясь точку.
День совпаденья ждёт.
Однажды плиты континентов,
что были некогда едины
и с треском разошлись,
по мировому океану
продрейфовав, опять сомкнутся
в Одну Последнюю Пангею
чрез миллионы лет.
Ну где вас носит? Не пора ли
вернуться: вот уж с кухни тянет
пьянящим — нету сил, —
дом на уши подняли дети,
звенит звонок, в прихожей хохот,
и, кажется, ещё подходят.
Всё только началось!..
1
Сравнительная степень от «ниц».