Анонс
августовского (№ 8) номера журнала «Новый мир»
ПРОЗА
Александр
Иличевский. Узкое небо, широкая река. Повесть
Внутренний сюжет новой повести Иличевского
определяет мотив прощания с молодостью – четверо мужчин, бывших когда-то тесной
компанией молодых людей, по давно уже установившейся традиции съезжаются (теперь
уже из разных концов света) на Оку, чтобы отправиться на рыбалку, – провести
вместе, как встарь, несколько дней на плоту, повспоминать прошлое, поговорить о
нынешней своей жизни. А также, как случается в этой повести, – для длинной
пьяной исповедальной ночи, по ходу которой повествователь открывает для себя
некие скрытые от него, а может, просто подсознательно обходимые им (и в
прошлом, и в настоящем) обстоятельства их совместного прошлого. И еще ночь эта
потребовалась героям для разрешения вопроса, ставшего для них вдруг насущным:
когда живущий человек действительно живет, а когда «спит»? Ну, и
соответственно, автор-повествователь пытается понять, что в их и лично его прошлом
было «жизнью», а что – «сном».
Борис
Екимов. Живые помощи. Рассказ.
Рассказ про чудаковатого старика, который
никак не может успокоиться – уже слабеющий от возраста, полуслепой, он все
обустраивает и обустраивает небольшую дачку, и надоедает сыну просьбами
оформить покупку брошенной земли у озера для новой дачи – то есть для новой,
просторной и счастливой жизни его внуков, для той жизни, которой лишила его в
детстве война.
Илья
Оганджанов. Игра природы. Рассказ.
Проза, как бы возвращающая нас ко все еще
работающим стилистикам традиционной русской прозы, к мотивам как бы давно
освоенным нами, в частности – черная деревенская ночь и телега, на которой
везут доктора в соседнее село к занемогшему ребенку; только вот внутри этого традиционного
сюжета отнюдь не традиционное содержание.
.
Лев
Данилкин. Владимир Ленин. Глава из книги.
Попытка вызволить образ Ленина из заковавших
его почти на сто лет бронзы и гранита, а также – из сахарно-пафосного образа
вождя в «лениниане». В публикуемых журналом главах (целиком книга выйдет в
серии ЖЗЛ) перед нами – политический эмигрант, публицист и партийный
функционер, сосредоточившийся на внутрипартийной борьбе, общественный деятель,
вызывающий у одних восхищение, у других – ироническое (в лучшем случае)
отношение к напору и властолюбию («бонапартизму») будущего преобразователя
истории.
СТИХИ
Подборки
стихотворений Марии Ватутиной «Осколок
мира», Андрея Таврова «Выговори меня», Евгения Карасева «Хлеб с солью», Анатолия
Ермолова «Кабы знать»,
Сергея
Попова «Мальковые страхи»
кого зовут тот ускользает
что называют исчезает
пуста воздушная волна
сквозной язык пленён добычей
с воловьей волей силой бычьей
он умножает имена
коварством лисьим и крысиным
грозит овинам и осинам
несмелой тверди здешних мест
и речь как вечная пиранья
вне рифм и знаков препинанья
сырое мясо яви ест
НОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ
Алвару
де Кампуш: Alter ego Фернандо Пессоа (1888 – 1935). Перевод с португальского,
вступление и примечания Ирины
Фещеко-Скворцовой.
Продолжение нашего знакомства с
творчеством знаменитого португальца – «Отрывки из двух Од» в переводе Ирины
Фещенко-Скворцовой, представляющие ранний период творчества Пессоа.
МИР ИСКУССТВА
Ольга
Раева. Эссенция ДДШ.
Свое эссе композитор и эссеист Ольга Раева
начинает с выяснения главных составных мироощущения и мировосприятия,
определявших творчество ДДШ (Дмитрия Дмитриевича Шостаковича) раннего периода: влияние
работ художника Кустодиева, которое помогло Шостаковичу пройти в своем творчестве путь от Эроса к Танатосу; Октябрьская революция,
свидетелем которой был ДДШ; «школа авангарда», которую прошел, пусть и
достаточно отстраненно композитор, – «Вот три базовых компоненты, которые
сложились в единый, хотя и весьма противоречивый и терпкий, букет к рубежу 30-х
годов».
Дмитрий
Бавильский. Шостакович между русской культурой и советским искусством.
Шостакович в кино и театре – исторический
очерк с констатацией в финале: «Любые культурные достижения Советского Союза …
состоят из тотальных, причем не только художественных ограничений. И дело тут
даже не в том, что самые выдающиеся (и не выдающиеся тоже) люди искусства были
выведены за скобки, лишены возможности работать и попросту уничтожены, а их
«творческий полет» прерван, но еще и в том, что практически любое нестандартное
или тем более прорывное явление жизни ХХ века (от научных открытий до
спортивных рекордов), не говоря уже о шедеврах, вынужденно прорывалось через
неимоверные командно-административные сложности. Оставались в истории вопреки,
а не благодаря системе существовавших тогда в стране отношений. Советская
власть не мирилась с гениями уровня Прокофьева и Шостаковича, она попросту не
могла с ними справиться».
ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ
Милосердие.
Неизвестное письмо Д.Д. Шостаковича о С.С. Прокофьеве. Публикация,
текстовый комментарий и примечания В.В.
Перхина.
Поразительный документ эпохи – короткое,
полуофициальное письмо-обращение
Шостаковича к Молотову с просьбой срочно поместить композитора Прокофьева в
больницу. О том, что значил такой поступок в те времена (50-е годы), каким
мужеством нужно было обладать композитору, находящемуся в сложных отношениях с
властями, чтобы просить за другого композитора, испытывающего многолетнюю
идеологическую травлю – комментарий публикатора Перхина.
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
Елена
Пенская. Свидетель и хранитель. Дмитрий Иванович Журавлев (1901-1979)
Работу Пенской можно определить как развернутое
представление книги «Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича
Журавлева» (М., ВШЭ, 2015), а можно, с таким же правом, – как самостоятельное
эссе о судьбе русского ученого, прожившего свой ХХ век с «открытыми глазами»,
эпиграфом к этому эссе могло бы стать приведенное в его тексте высказывание Н. И.
Пирогова: «нет предмета более достойного внимания, как ознакомление с
внутренним бытом каждого мыслящего человека, даже ничем не отличившегося на
общественном поприще».
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
Ирина
Сурат. Откуда «ворованный воздух»?
О мотиве «ворованного воздуха» в творчестве, а также в жизни Мандельштама –
«…в "ворованном воздухе" Мандельштам резко совмещает сомнительное
действие с той самой стихией, какая определяет высшее качество литературы, и
здесь вийоновские коннотации не отделимы от верленовских. "…Виллон для него важен не как историческая индивидуальность,
а как повторяющийся тип поэта: Виллон был прообразом Верлена, а Верлен был
осознанным образцом самого Мандельштама (…суровость Тютчева с ребячеством
Верлена…)" – этот тезис М. Л. Гаспарова находит подтверждение в
«Четвертой прозе», в ее вийоновско-верленовском духе ребячества и озорства, в
вызывающей интонации и конкретно – в микросемантике ключевой формулы
творчества».
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Ирина
Роднянская. Остров радости – о книге: Алексей Смирнов. Виолончель за бумажной
стеной. М., «Новый хронограф», 2016;
Кирилл
Корчагин. Раздвижение и ускользание – о книге: Александр Скидан. Membra disjecta. СПб., «Издательство Ивана
Лимбаха»; «Книжные мастерские», 2016;
Ольга
Брейнингер. Историография bona fide – о книге: Сергей Беляков. Тень Мазепы:
Украинская нация в эпоху Гоголя. М., «АСТ, Редакция Елены Шубиной», 2016;
Юрий
Каграманов. Путем непройденных вех – о книге: Рената Гальцева. Эпоха
неравновесия. М. – СПб. «Центр гуманитарных инициатив».
Книжная
полка Аркадия Штыпеля
Свою десятку книг представляет поэт,
переводчик (в том числе корпуса сонетов Шекспира), победитель Московского
Слэма.
Григорий
Кружков. Очерки по истории английской поэзии. В 2-х томах. Т. 1. Поэты эпохи
Возрождения; Т. 2. Романтики и викторианцы.
М., «Прогресс-Традиция», 2015;
Григорий
Кружков. Холодно-горячо. Ozolnieki, «Literature Without Borders/ Литература без
границ», 2015;
Геннадий
Русаков. Дни. М., «Воймега», 2016;
Владимир
Козлов. Опыты на себе. М., «Воймега»,
2015;
Анастасия
Строкина. Восемь минут. М., «Воймега»,
2015;
Ганна
Шевченко. Обитатель перекрестка. М.,
«Воймега», 2015;
Валерий
Шубинский. Рыбы и реки. М., «Русский
Гулливер; Центр современной литературы», 2016;
Игорь Божко. Лирика: Стихотворения.
Одесса, 2016;
Полевая
книжка. М., «Российский государственный
архив литературы и искусства; Государственный центральный музей современной
истории России», 2015 (07.05.2015 – 28. 06. 2015);
Шаши
Мартынова. ребенку Василию снится. М.,
«Додо Мэджик Букрум», 2016, 48 стр.,
иллюстрации Шаши Мартыновой.
Hyperfiction
c Марией Галиной
Past in the future, или гибридное будущее
Каким видят будущее России современные
фантасты? Гибридным. То есть в немыслимом,
казалось, но тем не менее - оглянитесь вокруг –почему-то вполне органичном для
нас сочетании технологической продвинутости с архаикой человеческих
(социальных) взаимоотношений. Почему так? – об этом размышление Марии Галиной. Свой
разговор она ведет на материале повести Геннадия Прашкевича «ЗК-5»,
романов «Репродуктор» Дмитрия Захарова и
«Танцы с медведями» Майкла Суэнвика.
Библиографические
листки
Книги
(составитель С. Костырко)
Периодика
(составитель А. Василевский)