Анонс майского (№ 5) номера журнала “Новый мир”
ПРОЗА
Д. В. Фибих. Фронтовые дневники 1942-1943 гг.
Предисловие и подготовка текста М. Ю. Дремач.
Непарадный образ “обычной” войны, который складывался в дневниковых записях фронтового корреспондента армейской газеты Северо-Западного фронта Даниила Владимировича Фибиха (Лучанинова; 1899 – 1975); собственно дневники эти и стали причиной его ареста в мае 1943 года, а затем и срока в 10 лет “за антисоветскую агитацию и пропаганду” - “1942. 18 марта. Продолжаем топтаться на месте. Наша армия врезалась узким клином между Старорусской и Демянской группировками противника и пытается двигаться не на запад, а на юг. Пожалуй, потом свернем и на восток. Ситуация, со стратегической точки зрения, оригинальная. Теоретически не исключена возможность, что мы можем очутиться в мешке. Весной, если армия не выберется из здешних болотистых мест, могут быть большие неприятности для нас. Хорошо, что пока морозы, днем лишь чуть-чуть оттаивает. Ударная армия – армия, предназначенная для наступления, – и такая бедная техника! Добиваемся кое-каких успехов лишь кровью, мясом….”
Анатолий Гаврилов. Услышал я голос.
Пять рассказов.
Новая, все такая же такая же короткая и сверхплотная, проза скупого на публикации Анатолия Гаврилова одного из мастеров современной русской прозы -
“…Вчера прилетали синицы, а снегири прилетать перестали.
Пиранделло, Унамуно.
Только что ушел Павел Владимирович. Пили кофе, говорили о Пиранделло и Унамуно.
Пиранделло – итальянский писатель, Унамуно – испанский.
На днях принесли телеграмму, текст телеграммы: “Пора кончать”. Принес телеграмму пожилой почтальон, в котором я узнал самого себя, то есть сам себе принес телеграмму.
Дело было во сне, на рассвете, я не стал размышлять над тем, что все это значит, хотя, если честно, текст телеграммы несколько настораживает, но не будем об этом. …”).
Михаил Угаров. Море. Сосны.
Повесть.
Лирико-эпическое повествование в кратких новеллах-эпизодах про Виктора, правильного советского молодого инженера из Ленинграда, поехавшего в конце августа 1964 года отдыхать на юг к морю, и про его неправильную любовь к неправильной девушке Лике, сгинувшей на финальных страницах повести в недрах местного КГБ из-за своей неукротимой тяги к озорным шуткам; а также - про компанию “пляжных дикарей”, очень похожую (издали) на героев культового фильма тех лет “Три плюс два”: то есть компанию из двух девушек (фригидной красотки и некрасивой нимфоманки-поэтессы) и трех не менее своеобразных мужчин, слушающих по вечерам “Голос Америки” и купающихся всей компанией голышом; сюжетообразующим в этом повествовании становится процесс инициации, который проходит Виктор – плакатный герой советских шестидесятых постепенно превращается в живого человека (мужчину, личность).
Олег Зоберн. Пацанский гримуар.
Рассказ.
Проза философская - про молодого писателя-стоика, который живет в дачном домике приятеля, расположенном на территории нового кладбища, и дописывает роман про “пацанов”, а в свободное от писания время пытается разобраться в метафизике самого явления “пацан”, кое (явление) имеет три фазы: пацан реальный, пацан ирреальный и мотылек, то бишь пацан окуклившийся. И писателю иногда хочется “немедленно уехать отсюда и начать нормальную жизнь: устроиться на работу, забросить литературное батрачество, жениться и завести детей. Ведь ничего постоянного у меня нет, в карманах моих – бумажки с бесполезными номерами телефонов, табачный сор и леденец без обертки. И каждый день приходится размышлять: а реальный ли я пацан? Или уже ирреальный и вот-вот окуклюсь? Или, быть может, я уже почти мотылек и скоро ног под собой не почую? Но нет, я знаю, что сопливых детей и без моего участия рождается множество каждую минуту, знаю, что любая жена вскоре мне надоест. К тому же я получил аванс. Надо работать, надо дописывать роман. …”.
СТИХИ
Подборки стихотворений Марии Галиной “Чужой квартал”, Владимира Александрова “Ожидание себя”, Ефима Ярошевского “Почти внутревенно”, Адама Глобуса “Скорбный дом” в переводе с белорусского Светланы Буниной, -
Евгении Риц “На полуприроде”
“В каждом пальце таится своя душа,
В каждом дереве – образ стола или стула.
Жизнь такая как до тебя дошла,
По дороге не скорчилась, не уснула?
Снег, песок, ракушечник. Между холодом и жарой,
Меж пылающим лбом и стынущими ногами
Раскрывается суть земли, голая, как король,
И нагая.
Легконогие страны, желтоглазые племена
Накрывают ночь с головой и телом,
Её старый свет уходит под парусами.
Каждый месяц проходит под небесами,
Становясь понемногу целым”.
ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ
Ирина Червакова. “На своих плечах”
Рассказы деревенских стариков о пережитом ими в годы войны, которые автор записывал в Юхновском районе Калужской области, –
“…А как пахали, сеяли, если немцы весь скот забрали?
Г. М.: Ребятишки вместо лошадей и быков впрягались, станут по шесть-восемь человек, а сзади за плугом шли женщины. Так пахали и свои усадьбы, и колхозные.
В. Е.: Потом пахали на быках. Я не любила быков водить. Я любила за плугом ходить. Первый раз я встала за плуг, когда мне было десять лет. Надо мной наши старые бабы смеялись - меня за плугом и видно не было. Так до сих пор за плугом и хожу.
– Красиво ходишь. Скажите, какое время тяжелее всего вспоминать?
Г. М. и В. Е. (вместе): После войны. (Пауза.)
Г. М.: Для деревни самые тяжелые годы – это 1945, 1946, 1947, 1948-й. Ни у кого ничего не было. В 1947 году многие еще лапти носили. …”
ОПЫТЫ
Петр Спиваковский. Постмодернистский миф о Пушкине. Версия Синявского.
“Фактически именно тогда, когда была написана эта книга, и возникает русский постмодернизм. Можно, конечно, обращаться в прошлое, искать и находить постмодернистские черты в творчестве В. В. Набокова, раннего В. А. Каверина, обэриутов и других писателей прошлого, но у них все же еще не было самого главного в постмодернизме: мифа о релятивистской бессмысленности текста и мира как текста. Точнее, “пропостмодернистские интуиции” там уже есть, но последовательно релятивистская мифология пока не создана.
А потом взорвалась бомба: на свет явилась книга Андрея Синявского “Прогулки с Пушкиным” (1966 – 1968), написанная от имени ролевого персонажа Абрама Терца, героя блатной песенки, в которой “автор-трикстер” высказывает концепцию, согласно которой Пушкин — колеблется “в читательском восприятии — от гиганта первой марки до полного ничтожества”, а “если <…> искать прототипы Пушкину поблизости, в современной ему среде, то лучшей кандидатурой окажется Хлестаков. Человеческое аlter еgо поэта”. Разумеется, концепция Абрама Терца резко противостояла официальному советскому культу Пушкина, но ее подлинная значимость отнюдь не сводилась к какой бы то ни было “хулиганской выходке”. Речь, очевидно, шла совсем о другом. …”
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА
Андрей Ранчин. От бабочки к мухе. Метаморфозы поэтической энтомологии Иосифа Бродского
.
Анализ “энтомологического” образного ряда в творчестве Бродского, выстроенный хронологически и приводящий автора в финале вот к такому заключению: “Может быть, осенняя муха знаменовала предельную дистанцию отчуждения поэта от себя самого, способность взглянуть на себя совершенно нейтрально, которая неизбежно привела в конце концов к густому, почти полному заштриховыванию “я” в поэтических текстах Бродского”.
РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ
Кирилл Гликман “Беглетристика” - о книге Александра Кабакова “Беглецъ. Дневник неизвестного”
(М., “АСТ”; “Астрель”, 2009);
Евгения Вежлян “Шаманский улов” – о книге Вадима Месяца “Цыганский хлеб. Стихи”
(М., “Водолей”, 2009);
Сергей Костырко “Из первых уст” - о книге “Русская деревня в рассказах ее жителей”.
Под редакцией Л. Л. Касаткина. (М., “АСТ-ПРЕСС”, 2009);
Аркадий Штыпель “Узлы времени” - о книге Натальи Громовой “Распад. Судьба советского критика: 40 - 50-е годы”
(М., “Эллис Лак”, 2009).
Книжная полка Марии Галиной
“Все мы ждали от нового века “новую литературу”. Однако проза (о поэзии я сейчас не говорю) - махина тяжелая и весьма инертная. Когда еще раскачается.
И все же новая литература есть. Причем, кажется, не там, где ее искали.
Я говорю о критике.
Если в советские времена критика была неким обслуживающим (и в значительной мере подчиненным государственной идеологии) институтом, то в наше время она стала самодостаточной и расцвела таким буйным цветом, что, похоже, подчиненное положение заняла уже литература.
Что, в общем-то, легко объяснимо: все перемены, в том числе касающиеся и отношений государства и писателя, писателя и толпы, писателя и издателя, требовали рефлексии, причем в какой-то момент эта рефлексия стала значимей самих текстов, создание которых, повторюсь, куда менее оперативно.
Представлены:
Алла Латынина. Комментарии. Заметки о современной литературе
(М., “Время”, 2009);
Сергей Костырко. Простодушное чтение
(М., “Время”, 2010);
Андрей Немзер. Дневник читателя. Русская литература в 2007 году
(М., “Время”, 2008);
Сергей Чупринин. Зарубежье. Русская литература сегодня
(М., “Время”, 2008);
Данила Давыдов. Контексты и мифы
(М., Арт Хаус медиа, 2010);
Лев Данилкин. Нумерация с хвоста. Путеводитель по русской литературе
(М., “АСТ”; “Астрель”, 2009);
Ю. А. Говорухина. Метакритический дискурс русской критики от познания к пониманию
(Томск, “ИД СК-С”, 2009);
Новая русская критика. Нулевые годы.
Составитель Р. Сенчин (М., “Олимп”, 2009);
Электронный журнал “Полилог”.
Редакционный совет: Юрий Орлицкий, д. ф. н.; Анна Андреева, к. ф. н.; Анна Голубкова, к. ф. н.; Данила Давыдов, к. ф. н.; Массимо Маурицио, к. ф. н.; Павел Настин, координатор проекта “Полутона”; Евгений Прощин, к. ф. н.; Дарья Суховей, к. ф. н.; Александр Степанов, к. ф. н., 2008, № 1, сентябрь; 2009, № 2, март http://polylogue.polutona.ru/;
Вячеслав Огрызко. Кто сегодня делает литературу в России.
Выпуск 2. Современные русские писатели (М., “Литературная Россия”, 2008).
Кинообозрение Натальи Сиривли.
“Первый отряд”
“Меня попросили написать про “Первый отряд” - канадско-российско-японское аниме о подвигах пионеров-героев в годы Великой Отечественной войны. С готовностью выполняю просьбу редакции, ибо произведение – действительно незаурядное. …”
Владимир Губайловский: Наука будущего
Одиночество во Вселенной
“…Переживание своего одиночества во Вселенной и поиск контакта с другим связаны, на мой взгляд, с появлением рефлексии человечества. Этот поиск имеет не трансцендентный характер (при котором единственным методом познания является откровение), а имманентный – экспериментальный. Раздвигая границы познанного, мы постепенно сужаем границу вокруг человека, то есть открываем все более близкие к нему формы жизни и сознания…”
Библиографические листки. Книги (составитель С. Костырко). Периодика (составители А. Василевский, П. Крючков)