* * *
В стороне от того, что ещё суждено,
от немолчного гула и спешного шага,
решета, что теряет златое зерно,
и пера, проверявшего прочность бумаги,
вдруг поймёшь, что уже ничего не отдать,
ничего не изречь до последнего вдоха —
то снисходит тугой немоты благодать,
прошивает уста грубой ниткой эпоха.
Оказался тиснёным судьбы переплёт:
угодил ли в него — да не всё ли равно ли,
что дотошный историк когда-то найдёт, —
раз мы там, где уж нет воздыханья и боли.
* * *
Надо ль взыскивать нам друг с друга,
если кружит такая вьюга,
из воды швыряет да в пламя
бесхребетных, принципиальных,
бессердечных и сердобольных,
опоздавших в свой век привольный
и попавших в огонь, где брода
и калёной иной породы
нет в его распалённом чреве —
лишь обугленные деревья,
что цвели, облетая, сгорая,
словно души, лишённые рая.
* * *
Угрюмым ноябрём пройтись по мостовой,
вдыхая смесь дождя и лёгкого морозца,
вчерашний пряный дым с опавшею листвой,
холодною водой, а в ней немного солнца.
Всю неприглядность, грязь уж покрывает лёд,
затягивая рвы и тёмные трясины,
и шаг за шагом власть себе зима берёт,
снег виснет, а потом ложится на равнины.
...Вновь школяров учить, за слогом слог низать
неторопливо в стих, чтоб по сердцу пришёлся,
запечатлять пять чувств, но их в узде держать
и находить предлог, чтоб мир не раскололся.
* * *
Думаешь что же делать
больше уже не сможешь
закрываешь глаза
клавиатура невозмутимо
выстроена продолжить
ре мажор за
радио монте-карло
только уютные песенки
где-то до двух
стоит подстроиться
настрочить по подстрочнику
перевести дух
перейти на язык племени
которое не стареет
не враждует не устаёт
не имеет азбуки
не наблюдает часов
поёт
Галочки
Важнее что: рефлексия, эмпатия? —
когда вдруг обнаруживаешь в мессенджерах,
что сообщение тобой отправлено,
хоть стиль не выдержан, с описками, без правок.
И вот уже прочитано, помечено —
оформлено небрежно двумя галочками;
казалось, что такого? — начертание —
минимализм, а всё ж объединяет ведь:
«Единство в главном,
свобода в прочем»[1] и так далее.
На глади монитора — отражение
и моего невольного движения
с толикой осмыслений, разномыслия
и приведения ко знаменателю.
Нетерпеливая моя эмпатия
немедленно, не подавая повода
другому заподозрить в равнодушии,
в желаньи всё разрушить, — отвечает.
«Во всём — любовь,
свобода — в прочем…» — впрочем,
так о мотивах адресат не думает,
да и не мониторит восприятие,
он не гадает и не рефлексирует —
воистину несносное занятие.
Прочитано — как ломаные палочки,
не единеньем — личными границами,
которыми всё, видно, объясняется,
а также занятостью, обстоятельствами.
… Да, в сущности, ответ необязателен,
ведь главное — две галочки, две галочки.
Апгрейд
«Се, творю всё новое» (Откр. 21:5)
«…ибо прежнее прошло» (Откр. 21:4)
Парикмахер подрежет сечёные волосы —
будто бы с прошлым своим распрощаешься,
и невыносимым, и ностальгическим —
прощайте, чёрные, белые полосы,
тяготенье всемирное ли, кармическое —
вроде, пустяк, а идёшь, восторгаешься.
Словно бы путешествуешь в неизвестное:
хотя и не нам в суете творить новое,
но сбросом настроек оно всё же клёвое
и перезагрузками интересное.
Скользкой шкуркой лягушки взамен сгоревшей,
в травянистом поблёскивающем тоне,
юркой ящерки длинным хвостом поблекшим,
сброшенным на подстриженном по моде газоне,
обретающим тут же ценность трофея
в когтях охотника — кота Тимофея.
Видеоролик вперёд прокручивается,
как в игре, прекрасно всё разрешается,
даже чайник со старым софтом не мучается,
вновь приходит весна, молодость возвращается.
Ибо прежнее прошло, всё становится нипочём —
мы обнуляемся,
мы никогда не умрём.
Без вести
Не зелёная, а, скорее всего, морская,
уходящая в неизведанную глубину,
разом накрывающая тоска такая,
оглушительно-тихая: как таких помянуть,
из каких бездн, пропастей потянуть и вызволить,
как вымаливать их у неисследимых широт:
бездыханных, безмолвных, землёю засыпанных,
без вести пропавших… — А если наоборот?
И по эту, и по ту незримую стороны
навсегда и на миг засыпающим снятся сны,
где зловещею вестью они не сломлены,
до последнего и после того спасены.
Даже если свыше решено и отпущено,
у надежды найдётся востребованный извод —
имена, пробелы, имена, пропущено —
испокон веков неведением и живёт.
* * *
художнику Вячеславу Черникову
Стихи должны быть глуповаты,
картины — незамысловаты,
а мы чуть-чуть из сладкой ваты,
а чуть из горького стручка.
Пленяй, набросок, лейся, песня —
что ни сюжет, то интересней.
Но кто же автор? Это здесь мы
не можем знать наверняка.
Чей вдох приносит вдохновенье,
рука проводит чьё движенье
и обретает выраженье
необщее в какой момент?
По прописям писалось слово,
и прориси всему основа,
а мы от века, днесь и снова —
лишь инструмент?