Не столь давнее знакомство со стихами Елены Монич и с самим автором стало для меня открытием, отрадой и утешением. Словно увидал «новое небо и новую землю»; причем в поколении, от коего отделен некоторым слоем времени. Поначалу не поверилось в возможность такого совпадения и «сосердцания» — лексического, интонационного, стилистического, песенного, эстетического, духовного. Гражданского.
В сочинениях этого поэта удивляют, радуют и трогают мастерство, чуткость к родному языку, его музыке, стремление к мелодичности и красоте, наследование лучшим образцам и традициям русской поэзии, восходящим в высокий регистр любви, молитвенности и гармонии, когда строка и нота, и даже помысел о них, осеняются Духом Святым.
Саратовка, живущая много лет в Апшеронске, предприниматель, Елена Монич, человек интенсивной духовной работы, много поет в церковном хоре. Публиковалась мало, пишет хоть и с детства (есть в кого!), но нечасто (да и когда: три высших образования, работа, дом, муж и пятеро детей!); может, потому ее стихи — словно выдержанное вино. При этом строфы Монич неизменно актуальны. Такого же свойства актуальность у давидовых псалмов.
Станислав Минаков
* * *
Ранним солнечным утром проснуться,
На скрипучее выйти крыльцо
И на долгую жизнь оглянуться,
Ветерку подставляя лицо.
Пусть за домом — река, а с порога
Виден к небу взметнувшийся храм.
А от храма уходит дорога
К голубым неприступным горам.
Пусть так будет — и старому дому
Пусть минувшие снятся дела.
Жизнь могла бы пройти по-другому,
Но что делать — прошла как прошла.
Время вышло — такие законы —
И разбрасывать, и собирать.
Было время, когда под иконы
Приходил человек умирать,
Без сомнения, боли и страха,
Получив сокровенную весть.
Крест нательный, простая рубаха,
Первообраза слава и честь.
А сегодня у двери Аида
Человек остаётся один.
Горе, горе тебе, Вифсаида,
Горе, горе тебе, Хоразин!
За две тысячи лет всему миру
Невечерняя явлена сень,
И отрадней Сидону и Тиру
Будет в грозный, губительный день.
Плачет сердце без всякой причины,
Просит сердце всегда и везде
Безболезненной мирной кончины
И пощады на Страшном Суде.
Кассандра
Мне всё грезится, помнится, видится —
Вот деревня — дома да околица,
Есть в деревне дурак и провидица,
Та всё плачет, а этот всё молится...
А кругом-то всё мир да спокойствие,
В речку смотрится солнце алое,
Распевают в своё удовольствие
В перелесках пичужки малые.
Но она причитает, бедная,
Что — увы! — всё, что зримо, — мнимо,
Что у Ангелов ноги медные,
Что они не проходят мимо.
Всё изорвано платье белое,
Как войти жениху к невесте?
В полной житнице зёрна спелые
Не молчат, но взывают к мести:
Говорят — так доколе, Господи,
Медлишь Ты собирать и веять?
Неужели, чтоб одного спасти,
Пропадут девяносто девять?
Плачь, Кассандра, как прежде в древности!
Страшно видеть, ещё до срока,
Что из кокона повседневности
Проступают слова пророка.
А дурак-то, глянь, улыбается,
Видно, слышит Господь убогого....
И окошечко неба нового
Над главой его открывается...
Неевклидово
Ты сказал, что есть путь из Рима, но
Все дороги приводят в Рим.
Мы, свидетели сферы Римана,
Вслух об этом не говорим.
Выживанием внутривидовым
И межвидовым стёрт до дыр,
По законам живёт Евклидовым
Беспросветно квадратный мир.
Здравый смысл да советы дельные
Умножают тоску и боль.
Ты всё веруешь в параллельные,
В невозможность делить на ноль?
Вот вопрос величайшей сложности:
Как ты можешь ещё идти,
Если ноль как предел возможности
Ожидает в конце пути?
Наша вера — полёта дерзкого,
Наши песни — на новый лад.
Геометрия Лобачевского,
Ниспровергнутый постулат.
Приходи без особой цели к нам
Пред восьмым невечерним днём.
Грех евреям, безумье эллинам —
Я тебе расскажу о Нём.
И забрезжит сиянье Вечности
Где-то рядом, невдалеке.
Станешь точкою бесконечности
На раскрытой Его руке.
Vive ut vivas[1]
Всякий в долгу пред всеми, Господи Боже мой!
Дремлет под спудом семя, люди идут домой.
Ждут их коты и дети, ужин для них готов.
Всякий за всех в ответе — хоть бы и за котов.
Всякий за всех в ответе — думает человек,
Зябко ему на свете жить свой короткий век.
Снежная сыпет крупка, звёздная тлеет взвесь.
Господи, как же хрупко наше сейчас и здесь!
Дети, коты, таблетки, «Крокус», Беслан, Хатынь...
Малый скворец на ветке учит свою латынь:
Строй на краю могилы храм на своей крови.
Vive ut vivas, милый, если живёшь — живи.
Прошлое иллюзорно, будущее темно.
В землю ложатся зёрна к спящим собратьям, но —
Время раздвинь руками, гроб-то открыт, гляди:
Ангел сидит на камне — ты наклонись, войди!
На златом крыльце сидели
Предо мною лёгкий парит набросок:
На златом крыльце из шершавых досок
За нехитрым вместе сидят обедом
Дочка, внучка, дочка, да баба с дедом.
Перед ними время лежит, как свиток,
Что надёжно сшит из суровых ниток.
Время пахнет тёплым тамбовским хлебом,
Чабрецом и мятой, июльским небом,
Хороводом звёзд над родной калиткой,
Лоскутками ткани, иголкой с ниткой,
Простотою чистой, любовью строгой,
Горизонтом ясным, прямой дорогой.
Календарь неспешно меняет числа,
Торжествует жизнь, исполняясь смысла,
И сосед Алёшка движенье видит
И кричит с забора: «А Лена выйдет?»
Я дышать не буду — боюсь, разрушу
Этот нежный оттиск — крыльцо, и грушу,
Вдоль крыльца асфальтовую дорожку
И живых бабулю, дедулю, Лёшку...
Посмотри в глаза им, услышь, утешь их,
На златом крыльце впятером сидевших,
Задержи их там, на последнем вдохе,
В невечернем дне, на краю эпохи.