Кабинет
Максим Амелин

С Флакком в руках

*  *  *


                Усердны в труде — рычаги, шестерни;

                          Упорны — винты, барабаны.


              Алексей Жемчужников. Выставка машин

 

 

На Курском вокзале, на третьем пути,

        в январский мороз,

вздыхает, кряхтит — не вздыхай, не кряхти! —

        живой паровоз,

 

восставший из праха, с запáсного снят,

        покрашен, помыт,

бодрящийся, сбросивший лет шестьдесят, —

        гудок — и помчит

 

на фронт или в тыл, — всё задвижется в нём

        того и гляди,

сухой уголёк у него уж огнём

        пылает в груди, —

 

пуская дымок из трубы в свой черёд,

        доволен собой,

вот-вот устремится железный вперёд

        и ринется в бой, —

 

поршней и колёсных не чувствует пар —

        на прошлого зов

без хода обратного прёт его пар

        и без тормозов.

 



*  *  *

 

Увиждь мя, Господи, на остановке

автобусной стоящего у бровки

и ждущего напрасно битый час:

мне холодно, я замерзаю, Отче,

о коньяке во фляжке или скотче

не позаботившийся про запас.

 

Воистину я сам во всём виновен:

я опоздал и был упрям как овен,

не внял, что вечер и белым-бело,

нерасторопный Твой словесный инок,

среди промозглой стужи рой снежинок

мне сумрачное облепил чело.

 

Молю Тя, верный Твоему Писанью

истолкователь, не по расписанью

спасительный автобус подгони,

яви мне милосердие маршруткой, —

из лютой бездны, из юдоли жуткой

к теплу и свету вывезли б они.

 


 


Китоврасище

 

Тело одно, а души почему-то две,

минимум — полторы, и они особой

перегородкой — в сердце и в голове —

отделены друг от друга, — снеси попробуй!

 

Выя в прожилках вытянутая, стан,

выпуклостей лишённый, а круп — покатый;

на языке — смесь наречий, мудрость всех стран,

щедро уместной приправленная цитатой,

 

сдобренная иронией, даже пост-,

от озорной же в лоб шутки, острóты ль игривой

губ уголки не дрогнут и пышный хвост

не трепыхнётся вместе с холёной гривой.

 

Человековидное существо

спереди, вдруг, повернувшись вполоборота,

всю показало животную суть его —

рта не открывши, пробормотало что-то.

 

Не понимаю: по-русски коряво так —

надвое бабкой, в широком смысле и в узком —

мог изъясняться разве что Пастернак,

крепко в немецком запутавшись и французском.

 


 

*  *  *

 

Вымораживая и паля,

тщетно человечий до нуля

род порасплодившийся, как блох,

вывести пытается Земля,

способами разными врасплох

взять, но не берёт его ничто, —

льёт как будто воду в решето.

 

Суши содрогает и моря,

весь поизрасходовав зазря

средств наличествующих набор,

гневом огнедышащим горя,

до каких терпеть, мол, можно пор,

новые изобретает впрок,

подходящий коротая срок.

 

 


*  *  *

 

Человек будто бы чем-то занят,

человек будто бы кем-то понят,

он пока больше младенца знает,

но уже меньше, чем рыба, помнит.

 

Не сходя с места, познал все тайны,

не ведя ухом, расслышал звоны,

без труда страны разъял на станы,

завершил полной победой войны.

 

Перед ним бездна в зеркальной клетке,

позади — холод в пустой скворешне,

вместо глаз выпуклые фасетки,

вместо рук сросшихся пальцев клéшни.

 

 


*  *  *


                                               Diffugere nives...

 

Косной зиме перелом, и снега

      резво пустились в бега,

            реку распучило —

в трещинах панцирь ледовый; вот-вот

      девы сомкнут хоровод,

            жгущие чучело;

 

позеленятся леса и поля,

      взор притуплённый целя

            разнообразием

от пятимесячной застящей тьмы;

      с Флакком в руках, как есмы,

            и повылазием

 

к солнцу сурками из нор и пещер;

      смерти оскал и ощер

            страхом и трепетом

в радостной не отзовутся душе —

      присноживого ковше

            опыта нéпитом.

 




Побудка для Боброва

 

Он стал дышать на бреге Волжском;

Вздохнул в последний раз на Финском. <…>

Лег с арфой в ниве Божьей в персть,

Чтоб там восстать, — дозреть, — и цвесть.

 

Семён Сергеевич, очнитесь,

Ночь древняя вселенной вышла,

пора вставать, а то Рассвет

уже вы пропустили. — Хватит

вне времени и вне пространства

во мраке странствовать слепцом,

 

ища прозрения. — Дозрело

посеянное в ниве Божьей

зерно за двести с лишним лет

и пышным развернулось цветом

среди зимы, — хвала Морозу! —

Впредь на всемирных берегах,

 

не только Волжском или Финском,

немногим истинным пиитам

сквозь смрад благоухать отверст,

а прочие — да отженятся. —

Я вижу прячущего Гёте

в стол Фауста вторую часть.

 



*  *  *

 

Ум — хорошо, два — лучше, но хуже

сто бесполезных умов, жары

не отличающих ото стужи,

медного моря от мутной лужи

и перекатывающих шары

неповоротливых и тяжёлых

мыслей, идущих в ноздрю ноздря,

плоть обретающих в тех глаголах,

коим внимает дремучий олух,

ухо тугое с трудом навостря.

 


*  *  *

 

Бабочка-капустница,

выпускница-куколка

в белоснежном платьице

с точками чернил,

славно ты на воздухе

пляшешь, кувыркаешься,

ешь пыльцу цветочную,

сок медвяный пьёшь.

 

Совершенно летняя,

ты, порхая, выложишь

под листочки нежные

ветреный приплод,

и личинки, в гусениц

превратившись, жвалами

весь источат дочиста

огород и сад.

 

Жаждой одержимые

знания и опыта

нестерпимым голодом,

зелень-молодёжь, —

так что лучше, милочка,

крылышкуй в Швейцарию

передать Набокову

от меня прифет.

 



*  *  *

 

Спешка весенняя,

птичья неразбериха, —

от сотрясения

воздух дрожит не тихо.

 

Слышимость та ещё,

будто бы бьют повсюду

по нарастающей

об пол в сердцах посуду.

 

Гомон предутренний

гулко разносит эхо, —

музыке внутренней

внешний шум не помеха.

 



*  *  *

 

Чем дальше на Запад, тем слаще горчица,

тем нужники чище, тем зимы теплей,

тем глаже и благожелательней лица,

тем больше свободы и меньше соплей, —

 

там лучше в разы, но Восток мне дороже:

не тем, что полгода безвкусицу, грязь,

замшелость и самодовольные рожи

снежок порошит, на морозце искрясь,

 

а тем, что вольнó в остальные полгода

следить, как, подставив резные бока

незримому солнцу, по небу с восхода

к закату плывут и плывут облака.


 



Читайте также
Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация