* * *
гадательно, сквозь тусклое стекло,
покрытое царапинами капель,
когда из-под воды летит весло,
взрезающее воду словно скальпель
— живой игрой полуденных теней
листвы несуществующего древа,
сквозь гул мостов и крики площадей,
забытого сквозь отзвуки напева —
немыслимо собравшихся на той
границе мира между сном и явью,
так мокрый сад, сливаясь с темнотой,
мерцает в темноте холодной рябью,
но где-то там, за садом, где встаёт
река забвения и лодки неподвижны,
я вижу отражение своё —
и нет на нём следа от прежней жизни
* * *
сестре
из омута ночного черёмухи млечной
невидимая птичка чирикает со мной,
то щёлкает, то свищет, то жалобно поёт,
а куст животворящий врастает в небосвод
промокший по колено в некошеной траве
я с этой птичкой в небо хотел бы наравне,
и звёзды, словно зная о нашей с ней беде,
плотнее обступают в поющей темноте
Пифагор или Сто быков
Вначале был логос,
и логос был в числах.
Когда Пифагор
доказал теорему
он принёс в жертву богам
сто быков — или
гекатомбу.
«Сумма квадратов,
построенных на катетах,
равна квадрату, построенному на
гипотенузе…»
Сто быков.
…О божественной единице,
ведь она заключает в себе чёт и нечет,
— или о двойке,
которая возникает из единицы
подобно Афине — из головы Зевса
или из ребра Адама подобно Еве.
Или о величии Троицы, вместившей
то, другое и третье (и саму себя),
— а также
о пропуске в третье измерение,
которое даёт четвёрка,
если бросить на плоскость
её точки.
В основе мира
лежали отношения
между числами.
Даже звуки
подчинялись их движению.
Не говоря о прямоугольном треугольнике.
И только какая-то гипотенуза
в отношении к собственному катету
своей бесконечной дробью
разрушала космос.
Чтобы восстановить гармонию
— требовалась плоскость.
Не имея чернил, Пифагор
шёл на двор
и чертил
на песке.
Хаос побеждала ге-
ометрия.
И хотя в Греции
никто никогда не носил штанов
(и даже не знал, каков
их вид) — теорема запомнилась
именно под этим
названием.
Сто быков!
А если люди
цифровой эпохи
спросят, как Пифагор
— сей великий муж,
веривший в переселение душ
вегетарианец
мог принести в жертву
быков, отвечу:
был он не только умён
как Хирон, но хитёр
как Улисс
— и вылепил быков из
обычного
хлебного
мякиша.
* * *
гуляют по рельсам колёса, стучат
на стыках тележки вагона,
поёт об ахейцах безногий солдат,
герой, ветеран илиона —
как хитростью взяли и к миру детей
приама огнём принуждали,
и если б не этот подлец одиссей,
он был бы представлен к медали,
а то, что калека, ответит любой —
прекрасной элладе не жалко,
хвала посейдону, остался живой
— и новое кресло-каталка
badenweiler
немного отпил, но сперва прошептал:
ich shterbe? но смерть лишена брудершафта —
я видел недавно тот самый бокал,
заполнена летой была его шахта
а чехова нет, он уехал домой,
и устрицы тихо стучат на прогонах
— а запах, ты чуствуешь? запах какой,
как будто на дрогах везут похоронных
открыта купальня, и в очередь люд
германский по краю асфальта —
но жизнь не стаканачик, в неё не нальют
колючую воду шварцвальда
не вечен хрусталь, но сверкает бокал
и чайка лежит у порога —
а жизнь это шутка, не зря написал
один гражданин таганрога
* * *
время костров, время косых лучей,
воздуха время, который дымит на сгибах, —
время, когда обнажается остов, чей
нерукотворный сработан на тех олимпах,
где от простого смешения света с тьмой
время пестрит и подобно листве слетает
— кажется, можно потрогать его рукой,
через минуту посмотришь вокруг: следа нет