Пьеса создана в рамках лаборатории «Шукшин. Миф и реальность» при Алтайском краевом театре драмы имени В. М. Шукшина
В 2023 году Театр драмы Алтая начал амбициозный проект. Директор театра Любовь Березина и барнаульский театральный критик Елизавета Гундарина обратили внимание на факт: театральное шукшиноведение ограничено спектаклями по прозе автора и никогда не выходит за рамки литературных трактовок. Барнаульскому театру, носящему имя Шукшина и проводящему соответствующий фестиваль, захотелось совершить прорыв к жизни Василия Макаровича и к его времени. Мы договорились о том, что работа будет базироваться на эго-документах вокруг личности писателя, но пьесы, создаваемые в проекте, будут не только документальными. Пять драматургов погрузили в архивы, в работы филологов, мы съездили по шукшинским местам. Так появились пять пьес. Дмитрий Богославский в пьесе «Дитенок мой милый, андел Васенька!» рассказал о невероятно драматичной и трогательной любви матери и сына. Юлия Поспелова рассказала о современных «женах-мироносицах» — работницах шукшинского музея в Сростках. Светлана Баженова и Олег Маслов («Ныряй!» и «Барнаульская ночь») предложили фантазийные, «допустительные» тексты о фактах биографии Шукшина. Публикуемая документальная пьеса Лара Бессмертной — об отцовской линии в жизни и творчестве Василия Макаровича. Какие-то из этих пьес гарантированно будут поставлены на Алтае, какие-то — в других российских регионах.
Павел Руднев, театральный критик, куратор лаборатории
Шукшины Макар Леонтьевич и Василий Макарович — отец и сын
Мария Куксина (Шукшина) — жена и мать
Наталья Шукшина — сестра Василия
Сотрудники киностудии им. Горького и «Мосфильм»
Ермаш — председатель Госкино
Юра — студент ВГИКа
Бурков — актер театра и кино,
а также
Евгений Малявский, Игнатий Шукшин, Михаил Каменев, Лидия Каменева, Екатерина Кондратенко, Елена Кибякова, Егор Попов, А. В. Сафронов, Е. И. Ворогушин — рабочие колхоза «Пламя коммунизма»
Рябов — начальник районного отдела ОГПУ
Бурыкин — оперуполномоченный районного отдела ОГПУ
Текст представляет из себя лирическую конструкцию, в которой количество персонажей и их исполнителей в равной степени важно и не важно относительно фигуры главного героя. Пьеса рассчитана на небольшое число актеров, каждый из которых может представлять нескольких персонажей и перемещаться из одного временного пласта в другой.
1
Коридор общежития ВГИКа, конец 50-х годов. На весь этаж раздается низкий утробный вой. Из комнаты выскакивает заспанный студент выпускного курса Ю р а.
Юра. Это что же делается, а? Совсем уже осатанели? Второй час ночи!
У двери своей комнаты, прислонившись к стене, сидит Ш у к ш и н, продолжая завывать.
Вася! Что ты? Что такое?
Шукшин не обращает на него внимания, рев только усиливается.
Вставай, дружище, ты же весь этаж перебудишь.
Шукшин. Шел бы ты от греха подальше.
Юра. Ну чего ты никак не успокоишься? Что случилось?
Шукшин. Да понимаешь, отец… Не по закону его… (Достает из кармана пиджака уже засаленные бумажки и трясет ими перед собой.) Отец, оказывается, не враг народа. Он реабилитирован.
Юра. Да ты что! Так радоваться надо, что он у тебя честный человек. Чего же ты рыдаешь?
Шукшин. Дурак ты! Ничего не понимаешь… Вот кто перед тобой сейчас сидит?
Юра. Василий Шукшин. Хороший человек и режиссер ничего себе. Только слишком уж громогласный.
Шукшин встает и берет его за грудки, притягивает к себе.
Шукшин. Нет, это сын врага народа сидит. Васька Попов, маленький вражонок. И мать моя — сибулонка. На деревне только собаки были сибулонкам друзья. А то, что я — Шукшин, так это не дай Бог кому лишний раз напомнить. Ты думаешь, я, когда сюда поступал, я что в графе «отец» писал? Что его схапали в 33-м? Я молчал. Вот этот кулак видишь? Я как сжал кулаки, и живу с ними всю жизнь, понял? И все ради чего?
Юра. Ладно, будет тебе… А за что его забрали?
Шукшин. Сто шестнадцать пополам.
Юра. Как это?
Шукшин. Это 58-я. Кто ж ее не знает? Сказали — хотел, сволочь такая, восстание подымать. Еще многих мужиков у нас взяли. Полдеревни. Мы их больше никогда не видели.
Юра. Нет ничего необъяснимее, Вась, чем судьба русского народа. Тут уж ничего не поделаешь.
Шукшин. Пусть так, а я всегда с народом буду. Я вот что думаю… Было в 53-м восстание зеков на Чукотке, помнишь? Я кино про это сниму.
Юра. Ты что, сдурел? Тебе в жизни никто не даст такую картину сделать.
Шукшин. Конечно, не даст. Но с властью надо уметь разговаривать. А то у нас — армию — не тронь, милицию — не тронь, партаппарат — не тронь, чиновников министерского ранга — не тронь… Ну а мужика я и сам не буду. Получается, в России — все хорошие?
2
В управление КГБ по Алтайскому краю
от Шукшина Василия Макаровича Москва, 3-й сельскохозяйственный пр., д.3
Запрос о выдаче копий архивных документов
Прошу выдать архивную копию материалов прекращенного уголовного дела Барнаульского оперсектора ОГПУ «Вредительство в сельском хозяйстве» в отношении Шукшина М. Л., осужденного 21 апреля 1933 года особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю по статье 58-2, 7, 11.
Ранее копию материалов дела я не получал.
Документы требуются для получения информации о судьбе репрессированного родственника по вертикальной линии Шукшина Макара Леонтьевича.
3
Западно-сибирский отдел ОГПУ. Кабинет начальника отдела Р я б о в а.
Рябов. Ситуация, касающаяся оставшегося кулачества, очень серьезная. Мы же помним выступление товарища Сталина на объединенном пленуме ЦКК ВКП(б)? Нынешние кулаки — сладенькие, почти святые. Они занимают должности кладовщиков, завхозов, счетоводов. Не замечая колхозного врага и его новой маски, некоторые товарищи успокаивают себя тем, что кулаков уже нет, антисоветские элементы уничтожены. Но это не так. Кулаки разбиты, но не добиты. В ряде колхозов заправляют делами хорошо замаскированные антисоветские элементы, организуя там вредительство и саботаж. В связи с этим необходимо провести более тщательную работу по выявлению вредительских элементов в нашем округе.
Бурыкин. По ситуации в колхозе «Пламя коммунизма» докладываю: распоряжение провести заседания правления колхоза мы дали. В ходе них по троим работникам были вынесены следующие решения:
Куксин Григорий. Сын кулака. Потерял 18 кулей. Исключить из колхоза, лишить права голоса.
Егоров Иван. Сын кулака, каковой не должен быть в колхозе. Из колхоза исключить, просить сельсовет лишить его права голоса.
Шукшин Михаил. Так как сельсовет лишил его права голоса, таковой не должен быть в колхозе. Исключить со всей семьей.
Протокол составил А. Тюрин.
Рябов. Кто таков?
Бурыкин. Собственно, председатель колхоза.
Рябов. Этого допросить еще раз и как-нибудь тщательно. Тут под носом бардак, а он в ус не дует. Что у нас дальше? Показывай.
Бурыкин. А дальше — еще интереснее. В ходе допросов рабочих колхоза, складывается резко отрицательная характеристика на Малявского Е. Д. — главного агронома местной МТС.
Рябов. «Матерится по матушке, зачем-то гоняет трактора с поля на поле, частенько захаживает к огороднику колхоза „Пламя коммунизма” Алексею Юрманову якобы поесть арбуза. А этот Юрманов, недавно переселившийся из Тульской области, имел там большое хозяйство, держал батрака».
Малявский. Малявский Евгений Денисович. 23 года. Украинец. Образование — среднее. Член ВЛКСМ. Не женат. Во вредительских делах не участвовал, связи с вредителями и кулаками никогда не имел и не имею. Как специалист сельского хозяйства законных взысканий никогда не имел. Думаю, что моя работа является для государства только полезной.
Бурыкин. А между тем, среди остальных рабочих наблюдается халатность, настроение нестабильное, выражают недовольство положением дел в колхозе.
Рябов. Так-так… Шукшин Макар Леонтьевич…
Бурыкин. Год рождения — 1912, малограмонтый, беспартийный, машинист на молотяге. Жена — Мария Сергеевна — 21 год. Дети: Василий — 3 года, Наталья — 1 год. Хозяйство — кулацкое: посева было 14 га, 3 лошади, 2 коровы, дом с пристройками. В 1929 году отделился от отца. В настоящее время имеет дом, корову.
Макар Шукшин. Я состою в колхозе «Пламя коммунизма» с 1929 года. Из колхоза не выходил. Работал, что заставят. 13 февраля 1933 года был поставлен на молотилку машинистом. Во время моей работы имело место, что колос не шел в солому. Я остановил машину, запретил пускать барабан для молотьбы… В мякину зерно я не гнал. Возможно, в отсутствие меня кто-нибудь и турнул зерно в мякину, за всех ручаться не могу. Барабан в машине я не ломал…
Рябов. Значит, так и пиши: за время пребывания в колхозе относился вредительски к колхозному имуществу, злоумышленно загребал хлеб в солому и мякину, портил машины и совершал ряд других вредительских действий, направленных на срыв колхозного хозяйства.
Бурыкин. Далее, Шукшин Игнатий Павлович.
Игнатий Шукшин. По праздникам ходили друг к другу, вели разговор о колхозной жизни, кто как относится к хозяйству. Выявляли свое недовольство. Многие хорошие люди мучаются из-за лодырей, а если попытаться что-нибудь сказать, то тебя кулаком называют. Настроение делается плохое.
Рябов. Так… Сколько было допрошено человек?
Бурыкин. На сегодняшний день — тридцать один.
Рябов. Тут картина ясная, и думать не надо. Взять хотя бы этого агронома, как его…
Бурыкин. Малявский.
Рябов. Вот! Значит, что у нас получается? Ты на меня не смотри, ты записывай: главный агроном Сростинской МТС, Малявский Е. Д., являясь участником Западно-Сибирского филиала контрреволюционного заговора, создал подобные группы в колхозах, обслуживаемых этой МТС.
Бурыкин. Группы?
Рябов. Да, группы. Готовь дела. Чтобы все тридцать человек через неделю сидели передо мной в Бийске.
4
Л. И. Андросовой
Людмила!
Пишу Вам домой, ибо опять уезжаю. «В деревню, к тетке…» Домой тоже.
Спасибо за книжку, которую вы передали. Это хорошо. Надо. А я думал, что в Томской-Омской областях как раз больше осталось от казаков. Ну, ничего.
Людмила, и еще расскажите, в какой степени, как, в каком направлении, под влиянием каких обстоятельств складывался язык сибирских казаков? Может, там есть спецы?
Нет ли чего у Вас там, в Канске? Каких-нибудь старичков-казачков… Какая-нибудь, может быть, обрядовая или языковая странность. Пусть не прямо казачья, неважно. Дон или Поволжье 17 в. — это тоже изрядный Вавилон. Интересно все. Тема? — Разин. Конец Персидского похода и до Москвы, до топора. 1669 — 1771 года. Не экранизация существующих романов, а хочу сделать заново, по документам. Они лучше. «Художественнее».
И нет ли чего в библиотеке на эту тему? Сибирского издательства. Посмотрите пожалуйста. Ладно?
Буду очень благодарен.
Хорошего Вам отдыха!
До свидания.
Шукшин.
5
Лето 1965 года. Василий у себя дома, в Сростках, вымеривает шагами комнату. Рядом — его сестра Н а т а л ь я и мать М а р и я К у к с и н а.
Куксина. И зачем тебе уезжать так рано, Васенька?
Наталья. Правда, побыл бы еще…
Шукшин. Не могу, родные мои, работать надо.
Куксина. Да будет тебе! А отдыхать когда? Лицо уже чернее тучи, доведешь себя.
Шукшин. Мама, ну что ты? Все со мной в порядке, здоровее некуда. Видишь, силы сколько? Наташа, где твои чилята? Зови, сейчас к потолку кидать их буду.
Наталья. Да где-то бегают. По воду пошли, небось.
Шукшин. Серега вон уже какой большой стал. Негоже ему все время при мамкиной юбке, пускай ко мне в Москву приезжает. Квартиру же дали большую! 34 квадратных метра, двухкомнатную.
Наталья. Ой, страшно мне его в Москву-то, Вась!
Шукшин. Ничего не страшно. Вы с Наденькой будете тут, а Серега может у меня бывать. А потом, глядишь, я тебя с ребятами снова на море, в Крым свожу. Так что ты, мама, не смей беспокоиться! Книга моя пошла здорово, во всех журналах рецензии на нее пишут. Картину мы сейчас большую сдали, так что…
Куксина. Так может ну его, в Москву, раз время есть? Тут всяко тише и спокойнее.
Шукшин. Времени нету, мама, никогда. Я большой фильм задумал, сценарий надо писать. А тут вы, чилята… Только начну — и сразу брошу. Не могу я так.
Наталья. Про что сочиняешь-то?
Шукшин. Про сибирских казаков. Это 17 век, работа серьезная.
Наталья. Это ж надо так далеко копаться…
Шукшин. Почему далеко? Вот гляди, чем я — не Стенька Разин?
Наталья. Так Стенька Разин — бунтарь.
Шукшин. А я и есть бунтарь, я ищу правду на земле. Вот ты копаешь и докапываешься до того, что в России вообще через каждую сотню лет происходят бунты. Разин, Пугачев, Болотников, декабристы, революция. Только народ начинает жить, власти его махратят.
Куксина. Охота тебе про бунтарей да покойников писать…
Шукшина. Ой как охота! Он в первую очередь человек был, а потом уже бунтарь. Говорят, что, между прочим, сибиряк Стенька был. И вот как его по жизни понесло… Чистых покойничков-то мы все жалеем и любим, а вы полюбите живых и грязных.
6
Апрель 1933 года. Специальное собрание колхоза «Пламя коммунизма».
Рябов. Товарищи! Должен вас уведомить, что в селе Сростки действовала подпольная контрреволюционная группа, которая собиралась 1 мая, в день Всемирного праздника трудящихся, поднять восстание с целью свержения советской власти, но доблестные чекисты сорвали этот злодейский замысел. Главный агроном Евгений Малявский обвиняется в том, что он является участником западносибирского филиала заговора в сельском хозяйстве, куда он был вовлечен старшим агрономом Крайтрактороцентра. По его заданию в Сростинской МТС и обслуживаемых ей колхозах Малявский создал подпольные контрреволюционные группы, члены которых, в том числе и он сам, занимались вредительством, вели подготовку к вооруженному восстанию против советской власти.
Бурыкин. Свою вину полностью признал. Признал также, что вовлек в заговор 20 человек.
Лидия Каменева. Я хорошо помню, как 3 апреля 1933 года отец приехал с поля раньше обычного и поспешил в баню, чтобы успеть на колхозное собрание. Вернувшись, рассказал, что его за хорошую работу наградили грамотой «Ударнику первой пятилетки» и премией в сумме 70 рублей, которые он должен был получить завтра в кассе. Легли спать, а в два часа ночи раздался сильный стук в дверь. Отец вышел, впустил местного жителя, он был с ружьем, сказал отцу: «Собирайся, пойдем в сельсовет». — «Зачем?» — «Много не разговаривай, живей собирайся, нам к утру надо собрать много мужиков». До утра мы не спали, ждали возвращения отца. А утром стало известно, что он арестован и не один.
Екатерина Кондратенко. 3 апреля 1933 года взяли моего. Нас выгнали из избы, забрали корову, кур. Яша Горячев заколол свинью прямо в огороде, а меня избил за то, что не отдала ему костюм мужа. Вызвали меня в сельсовет, потребовали, чтобы я сказала, где муж спрятал оружие. Я ответила, что про оружие в первый раз слышу. Сотрудник ОГПУ из района так ударил меня в ухо наганом, что даже из другого кровь пошла…
Мария Куксина. На другой день после ареста Макара к нам в дом пришли двое и скомандовали: «Вытряхивайтесь!» Я отказалась наотрез вытряхиваться. Один вынул из кармана наган и опять сказал, чтоб мы вытряхивались. Тогда я взяла в руки безмен и стала на пороге. Сказала: «Иди, иди. Как дам безменом по башке, куда твой наган денется». И не пустила — ушли. Я знала, что он не будет стрелять. Что он, дурак, что ли? А когда Макара взяли, я плакала, все ждала — отпустят. Не отпустили.
Лидия Каменева. Хорошо помню, как от старого клуба, что стоял напротив Поповского острова, арестованных, построенных в колонну по четыре, погнали по Советской улице, а нас, членов семей, даже близко не подпустили, чтобы проститься. Начальник политотдела МТС, поднимая коня на дыбы, стрелял вверх из нагана и кричал: «Не подходи! Разойтись! Застрелю!»
Екатерина Кондратенко. Арестованных погнали сначала в Старую Барду, а оттуда в Бийск. Прослышав об этом, мы с односельчанками побежали на Чуйский тракт, но опоздали. Пришлось сесть на попутку, и догнали колонну мы уже у Полеводки. Они шли по раскисшей дороге, совсем выбились из сил. А конвоиры подгоняли их прикладами. Особенно усердствовал там один милиционер по кличке Турок. Он и на нас бросался с прикладом.
7
М. С. Куксиной
Мама, Наташа, милые мои!
Вот, стало быть, какие дела:
Снял я комнату в Крыму, город Судак. Но поехать никак не могу, надо подлечиться — то ли язва обострилась, то ли что… Но в этом ничегошеньки страшного, даже не думай. Ни здоровье, ни работа меня не отпускают. Воюю с фильмом про Разина. Он непременно должен быть, и я добьюсь этого всеми силами.
Я не приеду, но Наташа с ребятишками пусть обязательно едут, так ей и передай. Я вышлю тебе 500 р, это вам пополам с Наташей. Пусть она возьмет на дорогу рублей 150, а остальное положит на книжку. Дальше: пусть она доедет до Бийска, возьмет заранее билет «Бийск — Москва» и тут же даст телеграмму, какого числа она будет в Москве. Я попрошу, чтобы ее встретили и посадили на поезд «Москва — Феодосия».
Ехать вообще нужно так: «Бийск — Москва», «Москва — Феодосия», «Феодосия — Судак».
Там море рядом, ребятишки, да и она сама на пять лет здоровья наберутся. Ну а я его как-нибудь сам подтяну, не беда.
Пишите мне сразу.
Целую всех.
8
Август 1967 года. Обсуждение литературного сценария Шукшина «Степан Разин» на заседании редакционной коллегии киностудии им. Горького. Присутствуют: Б а с к а к о в Владимир Евстихианович — первый заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии СССР, К р и в и ц к и й Александр Юрьевич — член Союза писателей СССР, С о л о в ь е в Анатолий Васильевич — актер театра и кино.
Шукшин. Для начала я скажу, что представляет собой данная работа. Фильм предполагается двухсерийный, широкоэкранный, цветной. Все, что до этого написано о Разине, по-моему, слабо. Он — национальный герой, и об этом, как ни странно, надо «забыть». Народ не утратит Героя, легенды будут жить, а Степан станет ближе. Натура он сложная, во многом противоречивая, необузданная, размашистая. Другого быть не могло. И вместе с тем — человек осторожный, хитрый, умный дипломат, крайне любознательный и предприимчивый. Он был жесток, не щадил врагов и предателей, но он и ласков был, когда надо было. Если он мстил, то мстил широко и страшно, и он был истый борец за Свободу и предводитель умный и дальновидный.
Кривицкий. Почему же тогда такое название — «Конец Разина»?
Шукшин. Потому что он знал, на что шел, не обманывался. В этом вся его сила и трагичность, его отчаяние и убежденность, что «тряхнуть Москву надо». Если бы им двигали только честолюбивые гордые помыслы и кровная месть, его не хватило бы ни до Симбирска, ни до Москвы.
Баскаков. Какова, на ваш взгляд, цель движения Разина? Свержение власти?
Шукшин. Его цель — свобода. Вековая мечта народа. Москва — действительно, олицетворение врага. Но целью движения не было прийти в Москву. Это просто мятеж, бунт. Цель этого бунта — революция и свобода. Мне бы хотелось показать человека противоречивого, спорного, готового ошибаться, но все же способного на поступок. Может быть, нам дороже станет такая фигура, несколько скомпрометированная. Я в этом уверен, и мне бы хотелось убедить других. Мне кажется, пришла пора говорить о нашей истории так, как она происходила.
Соловьев. Не слишком ли Разин жесток? Когда идет такая сцена — человек пятнадцать в ряд, им сшибают головы, течет кровь, как это представить в кино?
Шукшин. Я думаю, что объяснение этой жестокости — исторический фон, который мне кажется ненужным. В противном случае это была бы иллюстрация народного бедствия, страдания русского мужика. Мне представлялось более важным почувствовать, какие силы вели Разина и какие силы позволили ему вести за собой народ? Он до того, наверное, намечтался об этой свободе, что это дошло до неистовства, до истерики. Настолько это в одном человеке затягивается в тугой узел и заставляет болеть сердце, что он становится излишне жестоким.
Баскаков. Зверская расправа с врагами в Астрахани — это, извините, не просто отмщение, и даже не излишняя жестокость, это садистское, артистическое убиение воеводы, разыгранное как представление.
Шукшин. Чего-чего, а представлять Разина садистом я точно не намеревался. Более того, я считаю, что он был глубоко интеллигентным человеком, если в понятие интеллигентности входит болезненная совестливость и способность страдать чужим страданием.
Кривицкий. Вы также не считаете этот сценарий избыточным?
Шукшин. Это, в сущности, третий вариант. Я понимаю, что и сейчас материала многовато. Но другого у меня сейчас не получится, я просто устал. Пока мне Разин нужен такой, какой он есть в тексте. Я прошу, чтобы объем вас не пугал, если не пугает сама суть сценария.
Соловьев. Мне кажется, заседание на этом можно завершить. Нет возражений?
Баскаков. Спасибо, коллеги.
Члены комиссии выходят из кабинета, Баскаков останавливает Шукшина в коридоре.
Подождите, Василий Макарович, кажется, у меня есть еще пара замечаний. (Понижает голос.) Василий, ты нас за дураков не держи. Что, русский бунт хочешь показать? Не дадим. Не надейся.
9
Макар Шукшин. Я, Шукшин Макар, решил полностью и чистосердечно признаться. Признаю себя виновным в том, что состоял в контрреволюционной повстанческой организации в колхозе «Пламя коммунизма». Привлек меня агоном Сростинской МТС Малявский в июне 1932 года, когда я был перевозчиком горючего. Малявский предложил мне вести подрывную работу по развалу колхоза и создать для этой цели контрреволюционную ячейку. Его предложение я принял. Тогда он меня проинструктировал и сказал, что колхозы долго не просуществуют, «разведем большую контрреволюционную организацию и развалим колхозы». В заключение Малявский дал мне 50 рублей на расходы по вербовке и сказал, что по мере увеличения числа завербованных, он будет давать денег мне, сколько потребуется. Было обусловлено, что связь нашей контрреволюционной ячейки с Малявским должна быть исключительно через меня, Шукшина.
Для проведения контрреволюционной подрывной работы Малявский давал мне следующие установки:
1. Затянуть сеноуборку с таким расчетом, чтобы побольше сена погибло под дождем.
2. Затянуть молотьбу, чтобы побольше было растерянно хлеба, а для увеличения потерь затянуть молотьбу хлеба на зиму.
3. Затянуть с уборкой всех хлебов в этих же целях.
4. Разложить трудовую дисциплину колхозников, чтобы снижены были темпы и качество работ
5. Производить всякие тормоза и задержки.
6. Ломать сельхозмашины.
7. Создавать среди колхозников недовольство колхозной системой и т. д.
Я, будучи машинистом, в 1933 году при молотьбе хлеба, по указанию Малявского, в течение 15 дней загонял зерно в мякину, а колосья зернами — в солому. Таким образом, в своей подрывной работе наша контрреволюционная ячейка достигла значительных результатов. Позже Малявский выдал мне частями еще 250 рублей. Это меня ободряло, и с большим желанием проводил вербовку.
Извиняюсь перед всей советской властью за то, что по малограмотности я послушал Малявского. Записано с моих слов верно и мне прочитано. Ходатайств не имею. Об окончании следствия объявлено.
Обвинение по статье 58 пп. 4, 7, 11 УК РСФСР мне объявлено и смысл разъяснен.
10
В управление КГБ по Алтайскому краю
от Шукшина Василия Макаровича Москва, пр. Русанова, д.35, кв.33
Запрос о выдаче копий архивных документов
Прошу выдать архивную копию материалов прекращенного уголовного дела Барнаульского оперсектора ОГПУ «Вредительство в сельском хозяйстве» в отношении Шукшина М. Л., осужденного 21 апреля 1933 года особой тройкой при ПП ОГПУ по Запсибкраю по статье 58-2, 7, 11.
Включая протоколы допросов, показания свидетелей и других обвиняемых по данному делу.
Предоставленные ранее материалы дела считаю неполными.
11
В. И. Белову
Вася!
Друг ты мой хороший, случилось так, что я попал в психиатрическую больницу на Пироговке. Ничего страшного. Надо. Скоро, надеюсь, выйду.
Дела-то?.. Да так как-то все… У меня такое ощущение, что мы крепко устали. От чего бы?! И как бы наладиться? Мне лично осточертело все на свете. Пытаюсь вином помочь себе, а ты знаешь, что это за помощь.
«Стеньку» написал — зарубили. Историческая тема и слишком жестоко, говорят, а сейчас бы что-то про современность. Жуть как боятся темы мятежей. И невдомек им, что Разин — это человеческий дух, а не политическая программа. Не государственный деятель с лицом импотента. Плюнь мне в лицо, если я когда-то буду снимать такие картины.
Я вот что думаю, попробую добиться приема у председателя Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии Романова. Это один из высших чинов в Госкино. Расскажу ему всю заявку на фильм сам, и будь что будет. Я тут руки уже не опущу, слишком много воды утекло.
Помнишь, говорил ты, что в деревне у тебя хорошо работается? Напиши-ка подробней, что и как. Надо мне сейчас куда-то уехать. Непременно. Если домой, в Сибирь, — полдеревни родни, начнется та же история. Где-нибудь в санатории — режим, разговоры о самочувствии, печенках, селезенках… Мне после этого снова в Пироговку. Работать охота, не могу найти себе места — где? Может, можно устроиться там у какой-нибудь бабки рядом с тобой? Шибко уж хорошо ты рассказывал про туманы. Надо уже дело делать. А то худо мне совсем.
Дай Бог тебе здоровья. Привет жене.
Шукшин.
12
Егор Попов. На моих глазах допрашиваемых били, сажали в холодное помещение раздетых и разутых. И мне говорили: «Мы тебя живого не выпустим». От ужаса и страха я заболел и согласился подписать протокол, что бы там ни было написано. Протокол был уже заготовлен, мне его не читали, а требовали подписи. В протоколе увидел, что я взял у Юрманова 700 рублей. Мне стало страшно, я хотел возразить, но следователь сказал: «Подписывай, не разговаривай, иначе мы тебя окончательно искалечим». Я инвалид, у меня нет левой руки и повреждены нервы левого бедра в германскую войну. Протокол я подписал. Иного выхода избавиться от пыток и издевательств не видел. В протоколе не было ни одного моего слова. Когда меня выпустили из кабинета, я слышал, как следователи закатились смехом.
Макар Шукшин. В своем предыдущем показании, в некоторой его части, я, Шукшин Макар, дал ложные показания, боясь суровой ответственности за свою контрреволюционную деятельность. Сейчас я решил полностью и исключительно правдиво показать следующее во изменение ранее данных мною показаний. Основными задачами нашей контрреволюционной ячейки, по установке Малявского, были: проведение подготовительной работы к восстанию и свержению советской власти — это главная и основная задача. В боевом отношении мы должны были к весне 1933 года иметь возможность выступить с оружием в руках против советской власти — к моменту интервенции буржуазных государств. Организатором и руководителем ячейки был я, Шукшин Макар.
А. Е. Сафронов. Протокол подписал, чтоб больше не мучали. Меня заставляли стоять на ногах по двое-трое суток беспрерывно. Я почти уже не ходил, так как ноги от беспрерывных выстоек очень болели. Были случаи, когда мне разрезали пимы, чтобы снять их с ног, так как ноги очень распухли. Товарищи по камере говорили, что, мол, подпишешь все равно. Заставят подписать. И я физически был сломлен.
Лидия Каменева. Отец оставил записку: «Всем рассказывай, что мы ни в чем не виноваты. Мы не вредители, не враги народа, а честные труженики. Особенно прошу, чтобы дети наши об этом знали и не верили никому, кто будет говорить о нас плохое. А правда все равно когда-нибудь восторжествует».
Мария Куксина. Когда Макара забрали, я и еще одна молодая баба поехали в Барнаул. Ехали в каких-то товарных вагонах, двое суток ехали. Доехали. Пошли в тюрьму. Передачу приняли. «Мне ее надо было сразу всю отдать, а я на два раза разделила, думаю — пусть знает, что я еще здесь, все может легче ему будет. А пришла на другой день — не берут. Нет, говорят, такого». Потом пошли к какому-то начальнику. Сидит такой седой, усталый, вроде добрый. Посмотрел в книгу и спрашивает: «Дети есть?» — «Есть, двое». — «Не жди его, устраивай как-нибудь свою жизнь. У него высшая мера наказания».
13
1971 год. Заседание художественного совета на киностудии им. Горького. Присутствуют: Б а с к а к о в Владимир Евстихианович — первый заместитель председателя Государственного комитета по кинематографии СССР, К р и в и ц к и й Александр Юрьевич — член Союза писателей СССР, С о л о в ь е в Анатолий Васильевич — актер театра и кино.
Шукшин. Я верю в искренность слов моих товарищей, и мне, очевидно, нужно постараться быть спокойным, чтобы точнее их понять. Я был искренне рад, что картина получила одобрение у председателя Госкомитета Совета Министров СССР по кинематографии, и я предполагал, что она получит возможность на существование. В результате переговоров чиновников Госкино и директора студии был определен бюджет в четыре с половиной миллиона рублей. Да, это много. И производительные мощности студии должны будут целиком затратиться на производство этой картины. Но будем иметь в виду, что фильм планируется многосерийный, а масштаб охватываемых событий велик. Необходимость опять поспорить с комиссией у меня есть. Несмотря на то, что сценарий переживает ту пору своей короткой жизни, когда фильму — быть или не быть.
Как коммунисты, люди своей Родины, знающие историю своей собственной страны, мы знаем, что за свободу приходится платить немалой кровью. Но каждый раз на нас навешивают огромные гири, когда об этом надо сказать. Если изъять жестокость, кровь, то учитывая происходящее, видимо, нельзя решать эту тему. Ее лучше и не решать, потому что тогда потеряем представление о цене свободы. Эту цену знает все человечество. Русский народ знает, чем это явление оплачивается.
Мне дорог этот человек — Степан Разин. Как только он врезался в гигантски трудную и сложную русскую судьбу, он стал раздираем теми же противоречиями, которыми был раздираем народ. Он протестовал и многого не знал. Если бы он был умнее, выше толпы, не было бы той степени страдания, не стал бы я про это делать.
Не мне решать, быть фильму или нет, более того, у меня нет сопротивления встречным советам. Но услышав то, что здесь говорилось, я не стал бы что-либо переделывать. Я все понимаю и останавливаю себя, хоть и в груди у меня чуть-чуть повизгивает, потому что вложено в это слишком много. Если фильма, все-таки не будет, если принято решение его закрыть, пусть отныне судьбу России решают балерины. Па-де-де с комсомольским задором. Тошно.
14
1974 год. Кабинет директора киностудии «Мосфильм», где Ш у к ш и н застал председателя Госкино Е р м а ш а.
Ермаш. Ну что, Василий Макарович? Твоя «Калина красная» еще долго нас всех кормить будет. Не жалеешь, что на «Мосфильм» перешел?
Шукшин. Нет, чего мне жалеть?
Ермаш. А вот и действительно что нечего. Чего тебе было делать на студии детских фильмов? А тут первая картина — и сразу такой успех!
Шукшин. Я, честно сказать, думал, что это будет такая передышка перед большой картиной, о которой я говорил, когда пришел на студию.
Ермаш. Да-да, что-то про казаков?
Шукшин. Про Степана Разина. Я оставлял Сизову сценарий, и если надо, могу и вам…
Ермаш. Нет-нет, я все помню. Понимаешь, это же такая масштабная работа, а у нас сейчас должен Бондарчук запускаться с фильмом «Они сражались за Родину». Ты ведь в курсе? Он тебя звал сниматься?
Шукшин. Звал.
Ермаш. Ну и чего отказываешься?
Шукшин. Не могу, душа не лежит.
Ермаш. Ишь ты!
Шукшин. Да и не ко времени это, мне к Разину надо готовиться. Сниматься пока не хочу.
Ермаш. Успеешь ты подготовиться, никуда он не убежит. Понимаешь, ты после «Калины» народное лицо. Помоги своей студии. Исполнишь роль Лопахина у Бондарчука — и приступишь к своему Разину, если у тебя других замыслов нет…
15
М. С. Куксиной
Мама, родная моя!
Вот хвастанул я с приездом-то! Сам не ждал, что так выйдет — аж совестно самому. Но все равно, мама, при малейшей возможности — приеду. Будет же у меня как-нибудь хоть неделя свободная.
Язва у меня уже совсем зарубцевалась, да и в целом здоровье у меня хорошо — не обманываю, так что сон твой недействительный. Вот увидишь в картине, я даже поправился. Все хорошо, родная. Здесь хоть много приходится работать, но на свежем воздухе, это совсем другое дело, чем в душных павильонах на студии.
С домиком в Сростках вы меня покачнули. Зачем продавать? Я-то хотел — как бы летом не жить в городе. Ну, посмотрим, может и правда, что лишняя обуза… Но ты бы взяла у тети Нюры избу, изба знакомая, тем более. И баньку возьми, только сама с ней не возись.
Обнимаю тебя, родная моя. Здоровья тебе, ангел ты наш.
Сын Василий.
16
В управление КГБ по Алтайскому краю
от Шукшина Василия Макаровича
Запрос о выдаче копий архивных документов
Прошу выслать оставшиеся архивные копии материалов уголовного дела Барнаульского оперсектора ОГПУ «Вредительство в сельском хозяйстве» на новый адрес: рабочий поселок Клетский, съемочная бригада киностудии «Мосфильм», картина «Они сражались за Родину», Шукшину В. М.
17
Осень 1974 года. Ш у к ш и н и Б у р к о в сидят в гримерной на съемках «Они сражались за Родину». Шукшин задумчиво теребит пачку сигарет.
Бурков. Василий, ну что смурной такой?
Шукшин. Да так. Не спал всю ночь.
Бурков. Дома отоспишься.
Шукшин. Там уже другая канитель начнется. Вот-вот запустим «Разина». Каждый день из Москвы телеграммы жду, как там идет подготовительный период, все ли успевают…
Бурков. Ну ты, Вася, передовик производства, не иначе. Что ты там эту «Шипку» несчастную ковыряешь?
Шукшин обмакнул булавку в грим и старательно вырисовывает что-то на обратной стороне пачки.
Шукшин. Да вот, видишь, рисую. Горы, небо, дождь, ну, в общем, похороны... Картина «Смерть в тумане».
Бурков. Да Бог с тобой! Дай-ка сюда (забирает у него «Шипку», разглядывает рисунок и прячет в карман). Ты бы бросал лучше курить, а то, вон, уже голова не на месте.
Шукшин. Все в порядке у меня с головой. На сердце неспокойно. Вдруг что сорвется, пока я тут в кадре щеголяю. Валидола нет у тебя?
Бурков. Все у тебя будет на мази. Сейчас картину закончим, а после «Разина», глядишь, какую-нибудь госпремию тебе влепят.
Шукшин. Вот это вряд ли. Премии и ордена нынче не имеют значения, а вот Новодевичье кладбище, если снимем «Разина», пожалуй, завоюем.
Бурков. Да ну тебя! На кой черт я вообще стал с тобой разговаривать?
Шукшин. Действительно, незачем. Раз валидола нет, пойду выпью что покрепче. Только ты разбуди меня завтра пораньше. А то так можно и весь день проспать.
18
Акт о приведении меры наказания в действие.
«28 апреля 1933 года, я, помощник начальника Барнаульского оперсектора ОГПУ Аксенов, составил настоящий акт в том, что сего числа в 12:30 ночи, совместно с оперативным составом сектора, всего 37 человек, на основании решения тройки ПП ОГПУ по Западно-Сибирскому краю от 21 апреля сего года, протокол №381, по следделу Барнаульского оперсектора ОГПУ — „Вредительство в сельском хозяйстве” расстреляли следующих осужденных:
114. Зяблицкий Денис Егорович
115. Сергеев Иван Федорович
116. Соколов Никифор Иванович
117. Зяблицкий Никифор Иванович
118. Козлов Тимофей Матвеевич
119. Шестаков Григорий Иванович
120. Табакаев Егор Иванович
121. Карпов Степан Федорович
122. Фоминский Михаил Федорович
123. Зяблицкий Семен Варламович
124. Сергеев Василий Константинович
125. Соколов Василий Николаевич
126. Евтифеев Роман Гаврилович
127. Ракевич Федор Константинович
128. Шукшин Макар Леонтьевич
129. Каменев Павел Николаевич
130. Фетисов Кирилл Архипович
131. Савин Павел Герасимович
132. Кибяков Петр Иванович
133. Ворогушин Федор Федорович
134. Юрманов Алексей Ильич
135. Волобуев Александр Павлович
19
Куксина. Баю, баю, це баю
Отец пошёл за рыбою
Матушка коров доить
Бабушка лапшу месить
Дедушка дрова рубить
А я да печку затоплять
А я да печку затоплять
А ещё Васю усыплять
Бай, бай, да люли
Хоть сегодня умри
Послезавтра мороз
Тебя снесут на погост
По церковный уголок
Жёлтый мелкий песок
Жёлтый мелкий песок
Под хрустальный камешок
Бабушка-старушенька
Отрежь полотенце
Отрежь полотенце
Накрывать младенца
Спи, дитя моё мило
Будет к осени друго
Будет к осени друго
К именинам третье
Будут Васю хоронить
В большой колокол звонить
Будут Васю хоронить
В большой колокол звонить
Баю, баю, це баю
Отец пошел за рыбою
Матушка коров доить
Бабушка лапшу месить
Дедушка дрова рубить
А я да печку затоплять
А я да печку затоплять
А ещё Васю усыплять.
Конец