«Арион», «Время MN», «Время новостей», «День литературы», «Дружба народов», «Ex libris НГ», «Завтра», «Знамя», «Известия», «ИНDЕКС/Досье на цензуру», «Интеллектуальный Форум», «Карикатура», «Кулиса НГ», «Литература», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Литературная учеба», «Московские новости», «НГ-Наука», «НГ-Религии», «НГ-Сценарии», «Независимая газета», «Неприкосновенный запас», «Новая литературная Тверь», «Огонек», «Октябрь», «Посев», «Русская мысль», «Русский Журнал», «Сегодня», «Субботник НГ», «Урал», «Фигуры и лица»
Василий Аксенов. Проба на либерализм. Читая Леонтовича. — «Московские новости», 2001, № 3, 16 — 22 января <http://www.mn.ru>
Цивилизованный гражданин должен быть консервативным либералом и одновременно либеральным консерватором, а женщина — либерал по определению.
Али Вячеслав Полосин. Почему я стал мусульманином? Размышления бывшего священника о религии. — «ИНDЕКС/Досье на цензуру». Инициатор издания — Index of Censorship. Учредитель — Фонд защиты гласности. Главный редактор Наум Ним. Редактор русского издания Елена Ознобкина. 2000, № 11 <http://index.org.ru> E-mail: edit@index.org.ru
От православия — через Верховный Совет РСФСР — к исламу.
Лев Аннинский. Минуты роковые. Судьба и поэзия Бориса Чичибабина. — «День литературы», 2001, № 1, январь <http://www.zavtra.ru>
«То был Борис Чичибабин неудобен как сиделец-лагерник, теперь стал неудобен как бывший пионер, веривший в серп и молот и ничего этого не растоптавший...»
Владимир Арнольди. Математические эпидемии ХХ века. Современное формализованное образование в математике опасно для всего человечества. — «НГ-Наука», 2001, № 1, 24 января <http://science.ng.ru>
Впечатляющая цитата — не по теме: «Перед казнью Лавуазье просил палача, показывая народу отрубленную голову, заглянуть ему в глаза: если Лавуазье подморгнет правым (но не левым) глазом, то будет сделано научное открытие, которое следует сообщить академии: голова мыслит хоть еще несколько секунд. Но палач ответил: научное открытие этого эксперимента будет нулевое — если бы они ничего не чувствовали, то мне не приходилось бы каждую неделю менять корзины с обкусанными краями, куда эти головы падают».
Виктор Астафьев. Два рассказа. — «Знамя», 2001, № 1
«Трофейная пушка» и «Жестокие романсы» — новые рассказы известного прозаика. См. также его рассказы «Пролетный гусь» («Новый мир», 2001, № 1), «Пионер — всем пример» и «Венку судят» («Москва», 2001, № 1).
Белла Ахмадулина. Блаженство бытия. — «Знамя», 2001, № 1.
Много новых стихов, в частности — поэма о Боткинской больнице.
Ален Безансон. Опасен ли Путин? — «Русская мысль», Париж, 2001, № 4350, 25 января <http://www.rusmysl.ru>
Самоуверенный французский интеллектуал уверяет, что — в России? — появилось понятие «православизм».
Сергей Беликов. Бритоголовая культура. — «Литературная Россия», 2001, № 4, 26 января <http://www.litrossia.ru>
Скины в России: среда, идеология, тенденции, правила поведения.
Александр Беляев, Денис Денисенко. Кто убил Робин Гуда революции? — «Субботник НГ», 2001, № 2, 20 января <http://saturday.ng.ru>
Сын знаменитого красного командарма, индолог Григорий Григорьевич Котовский считает, что убийство его отца в 1925 году организовали свои — «скорее по линии Троцкого, чем по линии Сталина».
Андрей Быстрицкий (abystr@hotmail.com). Журналисты как захватчики. — «Известия», 2001, № 9, 20 января <http://www.izvestia.ru>
«Многие средства массовой информации, в том числе и в России, подавали все происходящее [на Чешском общественном телевидении] как схватку за демократию, поединок свободолюбивых журналистов и деспотов, пытающихся удавить хрупкий росток вольной прессы. Однако такой взгляд по меньшей мере однобок. <...> Чешское общественное телевидение финансируется гражданами, а это означает, что каждая чешская семья платит определенную сумму, на которую это самое телевидение и живет. Понятно, что все чехи не могут прямо управлять телевидением. Поэтому по закону специальный совет, который формирует парламент, утверждает руководителя телевидения. Этот самый совет и назначил [Иржи] Годача. Таким образом, воля общества была выражена самым недвусмысленным и, главное, законным образом. Однако некоторым журналистам не понравился новый руководитель. Они решили, что он стеснит ту их свободу, которую они — по неизвестной причине — называют свободой слова. По существу, журналисты послали к чертовой матери своего хозяина — чешское общество. <...> Впрочем, по большому счету все это внутреннее дело чехов. Хотя лично мне не вполне понятно, как теперь общество собирается управлять этими журналистами. Ведь отныне тридцать забастовщиков будут делать в эфире все, что они сочтут нужным. Никто из тех, кто имеет взгляды хоть незначительно отличные от их, не сможет даже появиться в эфире. <...> Собственно, только теперь, после поражения общества в схватке с журналистами, возникла настоящая угроза свободе слова».
«Век XX и мир»: урановый могильник российской интеллигенции. Интервью Глеба Павловского Русскому Журналу. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/ist_sovr>
Вот интересный момент большой и содержательной беседы: «В нашей истории много таинственных моментов. Так, в 90-м году демократы готовили покушение на Горбачева, которое реально состоялось, и его осуществил соответствующий случаю крезанутый демократ вроде убийцы Кирова. [Русский Журнал: „Человек с обрезом на Красной площади?”] Да. Покушение готовилось в Ленинградском народном фронте. Легко понять, как это могло повернуться и к чему это могло привести. Или, допустим, другой сюжет, с Юрием Афанасьевым, который, в сущности, едва не возглавил демдвижение вместо Ельцина. Это не обязательно, кстати, было бы более мягким вариантом — просто многое произошло бы по-другому. Так, наверное, вместо двойного Белого дома могла бы быть бойня радикалов — и раньше, не в 93-м, а где-то в 91 — 92-м году...»
См. также интервью Глеба Павловского «Я отношусь к людям как к черным ящикам...» («Огонек», 2001, № 1). И тут не могу удержаться от цитаты: «[Чубайс] — это такой сентиментальный робот. Железная конструкция, некоторые суставы которой сильно заржавели, а внутри есть комнатка, где горит лампадка у портрета Окуджавы и по стенкам развешаны репродукции из „Огонька” эпохи гласности».
Ср. с мнением Михаила Золотоносова: «Глеб Павловский — фигура масштаба даже не Петруши Верховенского, а „князя” Ставрогина, эманирующего из себя „бесов”...» («Московские новости», 2001, № 3).
Александра Веселова. Татьяна полюбил Онегин. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/krug/razbor>
«Применительно к „Онегину” часто звучат призывы прочитать его медленно и внимательно... Кажется, уже настала пора попробовать прочитать его быстро, увлекаясь интригой и боясь заглянуть в конец...»
Александр Вяльцев. У дуальности в плену. О загадках русской души. — «Литературная учеба», 2000, № 5-6, сентябрь — декабрь.
Полемика с Михаилом Эпштейном о русской двоичности и европейской троичности. «Смысл освоения огромной территории для России был в том, чтобы отдать ее Европе...»
Сергей Гандлевский. «Искусство над справедливостью смеется...». Беседу вел Олег Дозморов. — «Урал», Екатеринбург, 2001, № 1 <http://www.art.uralinfo.ru/literat/ural>
«Внесу наконец ясность, а то мне этим малописанием уже начинают глаза колоть. „Сочиняю” я как среднестатистический стихотворец, то есть все время, когда, конечно, голова свободна. Я записываю редко, а печатаю — и того реже...» Здесь же напечатана рецензия Евгении Извариной на книгу Сергея Гандлевского «Порядок слов. Стихи, повесть, пьеса, эссе» (Екатеринбург, «У-Фактория», 2000); см. об этой книге рецензию Марии Ремизовой в апрельском номере «Нового мира».
Александр Генис. Пятая годовщина. Загробная жизнь Бродского. — «Время MN», 2001, № 14, 27 января <http://www.vremyamn.ru>
«Бродский — поэт не смерти, а умирания... Энергично начатое стихотворение теряет себя, как вода в песке. Стихи преодолевают смерть, продлевая агонию. Любая строка кажется последней, но по пути к концу стихотворение, как неудачный самоубийца, цепляется за каждый балкон».
Владимир Голышев. Великое возвращение. — «Завтра», 2001, № 2, 9 января <http://www.zavtra.ru>
«Может, пришла пора говорить не „старая вера”, а „русская вера”, не „старый обряд”, а „русская церковная традиция”?..»
Данила Давыдов. От примитива к примитивизму и наоборот. — «Арион». Журнал поэзии. 2000, № 4
Русская наивная поэзия ХХ века.
Олег Давыдов. Мелкоскоп. Художник Илья Кабаков как провозвестник эпохи реставрации. — «Фигуры и лица», 2001, № 2, 25 января <http://faces.ng.ru>
Деконструируя Илью.
Олег Дарк. Письма темных людей. Из цикла очерков о людях литературы и андеграунда. — «Кулиса НГ», 2001, № 1, 19 января <http://curtain.ng.ru>
«Нина Садур очень боялась, когда ее трогают за волосы...» Начало очерков см. в «Кулисе НГ» от 4 февраля, 4 марта и 22 сентября 2000 года.
Ефим Динерштейн. Кронос требует жертв. — «Интеллектуальный Форум», № 2. Электронная версия в «Русском Журнале»: www.russ.ru/ist_sovr/if_8.html
Катков («Московские ведомости»), Суворин («Новое время») и Воронский («Красная новь»). «Когда человек решается быть „проводником государственной идеологии”, это всегда чревато жизненной драмой. От слишком многого приходится отказываться, слишком многим жертвовать...» А быть проводником идеологии антигосударственной ничем таким не чревато?
Андрей Дмитриев. Дорога обратно. Повесть. — «Знамя», 2001, № 1.
Повесть о няне с лагерной татуировкой на предплечье.
«Долли зря прикинулась бедной овечкой». Беседу вела Мария Трещанская. — «Известия», 2001, № 14, 27 января.
Профессор Сергей Савельев, доктор биологических наук, заведующий Отделением эмбриологии НИИ морфологии человека РАМН, считает, что пресловутое клонирование есть не научный опыт, а грандиозная мистификация — ни о каком клонировании речь пока не идет, этому препятствует ограничение делений клетки, а когда/если оно будет преодолено, клонирование станет никому не нужным, ибо тогда человек смог бы жить вечно.
Всеволод Емелин. Песни аутсайдера-II. Из стихов, написанных недавно. — «Кулиса НГ», 2001, № 1, 19 января.
«Смерть ваххабита»: «Плачут горькие ивы, / Наклонившись к земле, / А проходят талибы / — Салют Абдулле! / В небе плачет навзрыд / Караван птичьих стай, / А в гареме лежит / Вся в слезах Гюльчатай. / И защитников прав / Плач стоит над Москвой, / Тихо плачет в рукав / Константин Боровой. / Плачьте, братцы, дружней, / Плачьте в десять ручьев, / Плачь, Бабицкий Андрей! / Плачь, Сергей Ковалев! / Нет, не зря, околев, / Он лежит на росе, / Ведь за это РФ / Исключат из ПАСЕ». Предыдущую подборку стихов, «написанных после 1991 года», см.: «Кулиса НГ», 2000, № 17, 29 декабря.
Катя Ермолова. Место человека в конце света. — «Фигуры и лица», 2001, № 1, 11 января.
К 50-летию смерти Платонова (ум. 5 января 1951). Говорит Андрей Битов: «[Платонов] так чувствовал и жалел живое, что одно восчувствие его уровня становится непереносимым для каждого. Поэтому все от Платонова отделываются. Чтобы жить день за днем — не несчастную и не счастливую — свою собственную приватную жизнь». И дальше: «Конец света — это не секунда. Может, и так произойдет, но бояться этого не надо. Но конец света будет эпоха протяженная и долгая. Ее надо прожить достойно».
Заявление Русского Обще-Воинского Союза (РОВС). — «Посев», 2001, № 1. Электронная почта: http://www.webcenter.ru/~posevru
«20 декабря [2000 года], в день очередной годовщины создания большевицких карательных органов, Русский Обще-Воинский Союз (РОВС) — старейшая антикоммунистическая организация России, направляет городским властям г. С.-Петербурга свое обращение с требованием убрать памятник Феликсу Дзержинскому, установленный в 1981 году на Шпалерной улице и до сих пор оскверняющий центр северной столицы Москвы» (и. о. Председателя РОВС Начальник Отдела РОВС в России Иванов Игорь Борисович).
Сергей Земляной. Двойные агенты Бога и дьявола. Российская болезнь провокаторства. Уроки на будущее. — «Фигуры и лица», 2001, № 2, 25 января.
Золотой век провокаторства: 1 марта 1881 — 7 ноября 1917; по неполным подсчетам, в различных политических партиях и организациях действовали около 6,5 тысячи завербованных агентов или штатных сотрудников политического сыска. А государство все равно рухнуло.
Михаил Златковский. <Юбилейный, специальный выпуск газеты «Карикатура», посвященный 100-летию со дня рождения Бориса Ефимовича Ефимова, Героя Социалистического Труда, действительного члена Академии художеств СССР и России>. — «Карикатура». Информационный бюллетень карикатуристов № 4. Сентябрь — октябрь 2000 года. Номер делали: Юрий Акопян, Михаил Златковский. Тираж 100 экз. Адрес редакции: 103811, Москва, Костянский переулок, 13, М. Златковскому. E-mail: zlatkovsky@mail.ru
Карикатурист М. Златковский (кстати, главный художник «Литературной газеты»), как и в прошлом году, заявляет решительный протест против повторного выдвижения профессионально несостоятельного карикатуриста Бориса Ефимова на соискание Президентской премии (2001 года). Стиль протеста: «Вокзальная б<...>, рывшаяся всю жизнь в дерьме политических провокаций, учит нас жить и работать...»
Михаил Золотоносов. Жизнь по законам стаи. — «Московские новости», 2001, № 3, 16 — 22 января.
Для питерского критика есть только один, по его выражению, «луч света» в журнальной прозе 2000 года — роман Людмилы Улицкой «Путешествие в седьмую сторону света» («Новый мир», 2000, № 8, 9), настоящий роман с занимательным, хотя и очень тяжелым, сюжетом и яркими героями, хотя и с издержками «сентименталистского» метода.
Андрей Зубов. Почему в России нет государства. — «НГ-Сценарии», 2001, № 1, 17 января <http://scenario.ng.ru>
«В государственно-правовом смысле государство Российское было уничтожено большевиками осенью 1917 г., но в плане инструментально-практическом СССР оставался государством — хотя и преступным, так как то, что полагали bonum publicum его вожди, являлось преступлением и против народа России, и против всего мира. В первые же года два ельцинского президентства государство Российское прекратило свое существование и в инструментально-практическом смысле. <...> Декоммунизация обернулась для России переходом от преступного государства к отсутствию государства. Возможно, в высшем, Божественном смысле это действительно плата за наш выбор в революции и гражданской войне, за то, что мы предпочли тогда беззаконие закону, смирились с преступными целями советского государства и с энтузиазмом соучаствовали в его преступлениях. И наше нынешнее безволие, и наше согласие на зло, без которых приватизация государства не могла бы состояться в России, свидетельствуют в пользу этого предположения. Но в плане практическом десятилетнее отсутствие государства катастрофично для России...»
Фазиль Искандер. Козы и Шекспир. Рассказ. — «Знамя», 2001, № 1.
«Я еще помню те времена, когда в Чегеме куры не знали курятников и на ночь взлетали на деревья...»
Владимир Л. Каганский. Мнимый путь. Россия=Евразия. — «Неприкосновенный запас», 2000, № 5
«Евразийство — доктрина геософская...»
См. в качестве иллюстрации манифест евразийского движения, составленный Александром Дугиным, «Евразия превыше всего» («Завтра», 2001, № 5, 30 января).
Ирина Каспэ. Кода восхода. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/krug/kniga>
«[Вера] Павлова не физиологична — она мечтательна...» О ее новых книгах — «Четвертый сон» и «Линия отрыва» — см. также рецензию В. Губайловского в настоящем номере «Нового мира».
Юрий Клех. Записки о войне. Предисловие Игоря Клеха. — «Дружба народов», 2001, № 1
«Наступил новый год. Вслед за немцами прошли румыны, за ними калмыки. Калмыки уходили семьями, с малыми детьми и женщинами. Мальчишки лет десяти с карабинами, у взрослых клинки, винтовки, автоматы. По дороге грабили (в основном снимали полушубки — морозы были уже под 30 градусов). Где-то числа 15 января уже в сумерках входит в [ставропольское] село сотня. И поют „Москва моя...”. Люди — из хат. Какая-то пожилая женщина выскочила из калитки, к передовым — „Наши пришли!” — и обмерла. Колонна по три всадника, и у всех трех первых погоны — донские казаки! Посередине командир, по бокам два немецких офицера (так во всех их сотнях было). Казак наклонился к женщине, толкнул к калитке: „Не спеши, мать! Это еще мы идем. Ваши послезавтра будут”. Ночью устроило офицерье в школе пьянку. В заключение поднялся командир сотни, произнес последний тост: „За здоровье Иосифа Виссарионовича!” Казаки рявкнули „ура”, немцы сидели как затравленные волки среди собак. Наутро сотня ушла на запад...».
Вадим Кожинов. Миф о 1941-м годе. — «Завтра», 2001, № 4, 23 января.
Против неадекватного (в духе известной концепции В. Суворова) толкования одного существеннейшего документа, составленного 15 мая 1941 года, это — «Соображения по плану стратегического развертывания сил Советского Союза на случай войны с Германией и ее союзниками», написанные (от руки) тогдашним заместителем начальника оперативного управления Генерального штаба А. М. Василевским и отредактированные заместителем начальника Генерального штаба Н. Ф. Ватутиным.
Владимир Корнилов. Удача. Из цикла «Занимательное литературоведение». — «Литература», 2001, № 4, 23 — 31 января <http://www.1september.ru>
Беседа девятнадцатая — о знаменитых поэтических дебютах. Предыдущие статьи см. — 1995, № 28, 32, 38, 42; 1996, № 1, 7, 13, 21, 31, 39, 42, 46; 1997, № 9, 19, 27; 1998, № 11, 36; 1999, № 16.
Дмитрий Кузьмин. <Выпуск «Литературного дневника» от 14 января 2001 года> <http://www.vavilon.ru/diary>
Жестокие размышления в связи с новой литературной премией для молодежи — имени погибшего в девятнадцать лет поэта и эссеиста Ильи Тюрина. «Я держал в руках его книгу — наряду с проходными юношескими стихами в ней есть стихи, свидетельствующие о совершенно недвусмысленном таланте, не обещание будущих стихов, а уже написанные настоящие стихи. <...> Но, как и у [Ивана] Коневского, художественное качество этих стихов не обеспечивает им литературной перспективы. В них не содержится зародыш нового языка, из которого что-то по-настоящему значительное может развиться в будущем (не важно, в творчестве этого автора или совсем других). <...> Поэзия уходит дальше (не становясь, разумеется, лучше — просто меняясь, открывая новое, неизведанное). И в этом смысле имя Ильи Тюрина — плохой, неудачный ориентир для молодых авторов. Нужно писать хорошие стихи, и Тюрину это иной раз удавалось, — это очень много, но этого мало. Нужно писать такие стихи, которые открывают новые пути. <...> Я не хочу бросить ни малейшей тени на память одаренного погибшего юноши. Мне только кажется, что этой памятью пользуются недолжным образом».
Илья Кукулин. Съел? — «Ex libris НГ», 2001, № 4, 1 февраля <http://exlibris.ng.ru>
Владимир Сорокин — писатель буквально понятого тропа, все его тексты построены на одном приеме — наглядной реализации иносказания. В «Пире» («Ad marginem», 2001) писатель работает с гастрономическими тропами, но критик рекомендует ему написать книгу на основе русских пословиц и поговорок, например, «Семь раз отмерь, один отрежь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»...
А вот Михаил Золотоносов («Московские новости», 2001, № 9) обнаруживает в каннибалистском «Пире» Сорокина не только авторские комплексы и толстый автопародийный слой, но еще и интегральный образ современности: «Я имею в виду, во-первых, реализованное им буквальное воплощение метафор как итог сползания жизни на более примитивную стадию, во-вторых, усугубившуюся жестокость, ставшую стилем повседневности, в-третьих, абсурд и немотивированность событий, смысл которых остается загадкой. Человек оказывается „пищей” на чьем-то пиру, словно кому-то не хватает блюд из человечины. <....> Бессмыслица „Голубого сала” осталась позади, Сорокин оказался не блюдом для гурманов стиля, а ангажированным современностью публицистом, а его книга — зеркало российской действительности, отражение в котором отвратительно точно в той мере, в какой отвратителен оригинал».
Михаил Кураев. Ключи от «Миргорода». Записки читателя. — «Литературная газета», 2001, № 3, 17 — 23 января.
Первый поворот ключа: «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба» — повести о любви. Второй поворот ключа: «Вий» и «Повесть о том, как поссорился...» — повести о нечисти.
Ольга Кушлина. Доля соби в чем. — «Неприкосновенный запас», 2000, № 6.
Как будет по-русски рrivate life, private stock? Бродский говорил, что «самое [его] счастливое время — после отъезда из России и до того дня, когда дали „нобелевку”»; расплатой за мировое признание стал отказ от приватного, «частного», существования.
Александр Кушнер. Возвращение. — «Московские новости», 2001, № 1-2, 3 — 15 января.
К 110-летнему юбилею Мандельштама: «Когда утверждают, что Россия бескорыстно и страстно предана стихам, хочется сделать оговорку: больше всего в России любят трагическую судьбу поэта».
См. также феноменологическое исследование Игоря Воротникова «Я слово позабыл, что я хотел сказать...» («Урал», 2001, № 1) — разбор известного стихотворения.
Лев Левинсон. Все еще сверхъестественное право. — «ИНDЕКС/Досье на цензуру», 2000, № 11.
Цитата: «Сегодня наступление клерикализма и разрушение тем самым основ конституционного строя — проблема несравненно более значимая, чем отдельные притеснения верующих и их объединений». Еще цитата: «Правовое поле давно пора вовсе очистить — конечно, не методами Пол Пота (курсив мой. — А. В.) — от религиозных организаций». Странно, что автор вообще счел эту дикую оговорку необходимой, не правда ли?
Алексей Любомудров. Церковность как критерий православности явлений культуры. — «Литературная учеба», 2000, № 5-6, сентябрь — декабрь.
Дифференциация определений «религиозный», «христианский», «православный», «церковный»: православным произведением может считаться только такое, художественная идея которого включает в себя необходимость воцерковления для спасения.
Давид Маркиш.
Если герой — Бабель, то почему он — Гросман? А если он — Гросман, то почему он — Лютов?
Владимир Мирнев. <Ответ на анкету «ЛР»>. — «Литературная Россия», 2001, № 4, 26 января.
«За деньги можно купить себе самую престижную литературную премию...» Какую же именно — за деньги? Государственную в области литературы и искусства? Пушкинскую? Солженицынскую? Smirnoff-Букеровскую? Антибукеровскую? Аполлона Григорьева? Андрея Белого? «Северную Пальмиру»?.. А-а, наверно, Шолоховскую?
Олег Михайлов. «Я ненавижу интеллигенцию...». Беседу вел Сергей Луконин. — «День литературы», 2001, № 1, январь.
«Я считаю его [Франко] глубоко положительным человеком».
Аполлон Мусатов. Памятник зайцу установлен! — «Фигуры и лица», 2001, № 1, 11 января.
«[Памятники — это] островки, указывающие на возможность счастья», — говорит прозаик Андрей Волос, участник торжественного открытия в Михайловском памятника тому самому Зайцу, что 175 лет назад перебежал дорогу Пушкину.
Андрей Немзер. Сами с усами. — «Время новостей», 2001, № 14, 29 января <http://www.vremya.ru>
«А Щедрин привил-таки русской интеллигенции глумовское самосознание...» Неюбилейная статья к 175-летию М. Е. Салтыкова (Н. Щедрина). «И зачем нам Щедрин, если есть Виктор Пелевин? С той же „фельетонной” хваткой, с тем же презрением к „глуповцам”, с той же двусмысленностью <...>, с той же убежденностью в фиктивности всего сущего (только называется это не „призраки”, а „большая лажа”). С той же сюжетной неряшливостью».
Вениамин Новик. Христианская основа либерализма. — «ИНDЕКС/Досье на цензуру», 2000, № 11.
Либерально-правовое государство неестественно, но это именно та неестественность, которая и делает нас людьми. «Этически демократия является политической реализацией любви к ближнему» (Т. Г. Масарик).
Олег Павлов. В безбожных переулках. — «Октябрь», 2001, № 1.
Повесть о детстве, написанная ясно и просто. (См. о ней рецензию Марии Ремизовой — «Независимая газета», 2001, № 29, 17 февраля.)
Сергей Панферов (Тверь). Стальные грозы и железные дожди. — «Новая литературная Тверь», 2001, № 1 (10), 6 января. Приложение к газете «Тверская жизнь», 2001, № 3, 6 января <http://www.tverlife.tver.ru>
«В стальных грозах» Эрнста Юнгера (1895 — 1998) и «Железный дождь» Виктора Курочкина (1923 — 1976) — в названиях этих произведений о войне выражена тотальность, которая много, если не все, определяла в ХХ веке.
Марк Печерский. Спор немецких историков: между памятью, прошлым и историей. — «Интеллектуальный Форум», 2000, № 3 <www.russ.ru/ist_sovr/if3_mp.html>
Знаменитый, вызвавший международный резонанс, спор немецких историков 1986 — 1987 годов — первый со времен окончания Второй мировой войны по-настоящему откровенный разговор об эволюции взрастивших нацизм политических и социальных идей, о большевизме и европейском фашизме, о смысле истории. Почему именно в период отступления немецкие солдаты демонстрировали чудеса доблести и упорства, а офицерский корпус — завидное тактическое мышление, которого ему недоставало в другие времена? Американский сериал «Холокост» (1979) и немецкий — «Heimat» (1984): почему две полярные трактовки истории вызвали почти одинаковый энтузиазм у немецких телезрителей?
Лев Пирогов. Хочу, чтобы больно и некрасиво, или Кто станет классиком русской литературы в ХХI веке. — «Ex libris НГ», 2001, № 3, 25 января.
Эти достаточно/недостаточно провокативные тезисы для обсуждения на Антибукеровском литературном обеде (московский ресторан «Серебряный век», 25 января) напечатаны также в «Независимой газете» (2001, № 11, 24 января).
См. также беседу с Львом Пироговым в «Русском Журнале» (http://www.russ.ru/krug), в частности, о том, что «роман — это не кентавр. Это строгий жанр: кровь, любовь, тапочки и диван. „Хождение по мукам”, „Унесенные ветром”, „Тихий Дон” — романы. А „Мастер и Маргарита” или, извиняюсь, „Кентавр” — нет...».
Михаил Поздняев. Человек-отшельник: возможно, будущее за ним. — «Огонек», 2000, № 48, декабрь <http://www.ropnet.ru/ogonyok>
Говорит композитор Владимир Мартынов: «Период истории, в который мы вступаем, я называю информосферой — то есть была культура, был долгий процесс напряженного понимания мира, а теперь понимание все дальше выносится за скобки, нас лишь информируют. Слушая новости, человек не может ни повлиять на них, ни всерьез с ними скорреспондироваться, он может от них получать лишь стрессы. Почему я должен обязательно знать, что происходит на другом конце мира? Даже грубее скажу: почему я должен знать, что сегодня произошло в Чечне? Триста лет назад я бы никогда об этом не узнал. И что, я стал бы меньше, чем я есть?!. Иван Карамазов говорил о слезинке ребенка, но кто сегодня способен понять его терзания? Какая слезинка ребенка — вы что?! В условиях информосферы осознанию реальности не остается места, это надо четко понять. И не подключать новые информационные каналы, а блокировать...»
Григорий Померанц. Вера и свобода. — «ИНDЕКС/Досье на цензуру», 2000, № 11.
Возрождение Германии и христианские демократы. Митрополит Антоний Сурожский и универсальность Православия.
Поэты — меценатам. [Открытое письмо]. — «Известия», 2001, № 12, 25 января.
Ахмадулина, Бек, Вознесенский, Евтушенко, Кибиров, Кушнер и другие поэты обращаются к деловому сообществу с призывом поддержать уникальный журнал поэзии «Арион». С этим полностью согласен генеральный директор ММВБ А. В. Захаров, чьи ответные размышления напечатаны в этом же номере газеты.
Ришар Робер. Письменный текст в период революционных перемен. Перевод Марии Эдельман. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/ist_sovr/other_lang>
Статья из «Esprit» (Paris, 2000, № 262): «Электроника превращает письменный текст из материи в род энергии. Подверженный искажениям, перемещениям и копированию, текст ныне лишен своего особого места в пространстве — книги, библиотеки... Через некоторое время мы все можем очутиться в мире Оруэлла, где историческая правда существует в виде множества версий, и каждая из них меняется в зависимости от текущих обстоятельств».
См. также статью Андрея Новикова «Станет ли Интернет СМИ?» («День литературы», 2001, № 1).
Рукописи горят! Алла Андреева о «Странниках ночи», арестах, допросах и разрыве с Фондом Даниила Андреева. Беседу вел Геннадий Ситенко. — «Литературная газета», 2001, № 1-2, 10 — 16 января.
«Я думаю, „Странники ночи” [Даниила Андреева] могли бы стать третьим романом в таком ряду, как „Доктор Живаго” и „Мастер и Маргарита”... И там была совершенно необыкновенная Москва. Такой Москвы больше нигде не описано. Это был живой, многоплановый и очень трагический город. Он был дан очень густо, очень плотно, со всем бытом конца 30-х годов, тяжелый, нищий, с ее трамваями, крысами и коммуналками. И конечно, с ее ночными арестами. И эта реальная Москва как-то совсем незаметно переходила в какой-то странный, фантастический мир, как у Александра Грина в „Крысолове”, когда реальный голодный Петроград 20-х годов переходит в город мистических видений... Если бы этот роман не погиб, то Москва Даниила могла бы стать для нас городом-образом, не менее значимым, чем, например, Петербург Достоевского. <...> Я думаю, есть такие слои реальности, где ничего не исчезает. Там и находится сожженный второй том „Мертвых душ”, и потерянный роман Платонова „Путешествие из Москвы в Ленинград”, и множество других неведомых нам текстов...»
Александр Севастьянов. Разговор с глухими. — «День литературы», 2001, № 1, январь.
Убежденный национал-капиталист и национал-демократ окончательно разрывает с красными (материалы его полемик см. на сайте www.nazionalism.net).
Ольга Славникова. Псевдонимы и псевдонимки. — «Октябрь», 2001, № 1.
«А теперь признаюсь: у меня восемь псевдонимов...» См. также ее субъективный обзор прозы минувшего года «Произведения лучше литературы» («Дружба народов», 2001, № 1).
«Слушать Бога, а не человеков...». — «Завтра», 2001, № 2, 9 января.
Говорит иеросхимонах Святой Горы Афон Рафаил (Берестов): «Мы не должны принимать ИНН (идентификационный номер) — предлагаемое нам цифровое бесовское имя. Это не техническая необходимость, а мистическое кодирование нас — овец Христовых... Дадут новый паспорт с идентификационным номером, потом жетон с тремя шестерками — начертание или имя зверя или число имени его. „И никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет сие начертание”. Этот путь ведет к мировому порядку без Христа».
Об индивидуальном номере налогоплательщика (ИНН) и «числе зверя» см. также полемику Владимира Осипова и Дмитрия Поспеловского («НГ-Религии», 2000, № 6, 22 марта <http://www.religion.ng.ru>). А Николай Больсунов, еще недавно доказывавший в журнале «Москва» (2000, № 8 <http://www.moskva.cdru.com>), что в штрихкодах нет числа 666, внезапно изменил свою точку зрения на противоположную («Москва», 2000, № 11).
Максим Шевченко считает («Апокалипсис сегодня». — «НГ-Религии», 2001, № 1, 17 января), что проблема ИНН возникла уже на таком уровне и с такой степенью полемического задора, что дальнейшее ее развитие может не просто осложнить внутрицерковную ситуацию, но и привести, если не будет предпринято срочных мер, к расколу Русской Православной Церкви.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на встрече с сотрудниками издательства Московской патриархии осудил тех, кто призывает верующих отказаться от принятия ИНН, обвинил их в попытке внести раскол в общество и посеять недоверие к властям («Сегодня», 2001, № 24, 2 февраля).
Александр Солженицын. «Я верю в преимущество духа над бытием...». — «Русская мысль», Париж, 2000, № 4346, 21 декабря.
Текст выступления А. Солженицына — о перерождении гуманизма, глобализме, экологии... — при получении премии французской Академии морально-политических наук (13 декабря 2000 года, Москва) расшифрован редакцией «РМ» с магнитофонной записи, предоставленной радиостанцией «Эхо Москвы». Цитата: «Успешливым народам земли, как вообще всем успешливым людям, трудно отказаться от изобилия и разнообразия потребления. Они стали рабами его. Как это так — самим себя ограничить? Самоограничение — это самое трудно дающееся качество. Что отдельному человеку, что группам людей, партии, государству, фирмам. Мы увлечены идеями свободы, но забываем, что высшее проявление свободы — это дальновидное самостеснение...» Комментарий к речи Солженицына см. в статье Олега Мраморнова «Перерождение гуманизма» («НГ-Религии», 2001, № 1, 17 января): «Двадцатый век — в последней его трети — прошел под знаком Солженицына и завершился на солженицынской ноте...»
«Мы сожалеем, — пишет в этом же номере „Русской мысли” ее главный редактор Ирина Круглова, — что из-за финансовых проблем мы с Нового года сможем сохранить лишь парижское издание „Русской мысли” и на какое-то время прервем печать и распространение нашей газеты в России; но она по-прежнему будет доступна нашим читателям в Интернете... Сегодня мы ищем новых партнеров, способных оценить потенциал развития уникальной в своем роде европейской русской газеты».
Борис Тарасов. Новый ренессанс или ускоренный Апокалипсис? — «Литературная учеба», 2000, № 5-6, сентябрь—декабрь.
Полемика с Бибихиным о гуманистическом утопизме в свете христианской онтологии.
Наталья Трауберг. Бог почтил человека свободою. — «ИНDЕКС/Досье на цензуру», 2000, № 11.
«Разумных и доброжелательных людей по меньшей мере удивляют та выспренность, та слащавость, та нетерпимость и то самоутверждение, с какими мы вспоминаем человека [о. Александра Меня], у которого начисто не было этих свойств». В мемориальную подборку «Десять лет без Меня», кроме разнообразных мемуаров, входят «Воспоминания о студенческих годах», «Беседа о социальной концепции православия» и «Беседа о социальной позиции христианина» о. Александра Меня.
Виталий Третьяков. Власть, общество и интеллигенция в современной России. — «Независимая газета», № 6, 17 января <http://www.ng.ru>
Там, где есть многопартийность, нет интеллигенции, а только оппозиция, но оппозиция — это не интеллектуальная и не моральная категория.
Сергей Федякин. О российском гимне. — «День литературы», 2001, № 1, январь.
«[Музыка Александрова] — это не только „Гимн Советского Союза”, но и „гимн как таковой”, „идеальный гимн”... И если представить себе идеальную Россию, взявшую все лучшее из трех Россий — царской, советской и той, которая, может быть, еще дождется своего часа, — ее гимном будет конечно же не гимн Глинки (это же все-таки не его простое и гениальное „Славься!”, а музыкальный черновик), не „Боже, царя храни” (музыка Львова замечательна, но есть в ней что-то сонное, великая Империя в те годы ведь действительно „почила на лаврах”). Только музыка союзного гимна и есть гимн „идеальной России” (той, что „в веках”), и вряд ли Россия когда-нибудь обретет свое музыкально выраженное „государственное лицо” более замечательное».
В этом же номере газеты Татьяна Глушкова утверждает, что если соотнести славный музыкальный символ с государственной действительностью сегодняшней России, то обнаружится глумливый фарс, рассчитанный на надорванную психику народа со всей неадекватностью присущих такой психике реакций.
Ревекка Фрумкина. Размышления о самосознании лингвистов и филологов. Этические аспекты. — «Интеллектуальный Форум», 2000, № 3 <www.russ.ru/ist_sovr/if3_fr.html>
Проблема морального выбора для гуманитариев не менее актуальна, чем споры «естественников» вокруг овечки Долли: «Как пишущие авторы, мы совершаем моральный выбор здесь и сейчас, а до клонирования человека еще довольно далеко». Десакрализация научных текстов (на примере Выготского и Бахтина) как этическая проблема.
Борис Хазанов. Критик. Критика. Литература. — «Октябрь», 2001, № 1.
«Критик может ошибаться. Литературная критика непогрешима».
«Художники вдалбливают стране депрессивную версию реальности». Беседу вела Алена Солнцева. — «Время новостей», 2001, № 11, 24 января.
Беседа с Даниилом Дондуреем, главным редактором журнала «Искусство кино» и председателем оргкомитета конкурса сценариев под названием «Нормальная жизнь в нормальной стране» (организатор конкурса — «Союз правых сил», председатель жюри — Егор Гайдар): «Жизнь учит бандитов, учит молодежь, но только не художников и власть — вечных оппонентов, главных участников российского культурного процесса. Кремль не может стать умным заказчиком, а художники ничего не могут предложить, кроме рассказа о нашем „темном царстве”... Наши художники уже пятнадцать лет унижают то время, в котором сами живут, оскорбляют его, трусят».
Татьяна Чередниченко. Музыкальный запас: Александр Бакши. — «Неприкосновенный запас», 2000, № 6.
«Инструментальный театр [Александра Бакши] — это театр без литературы. В нем инструменталист или певец играют самих себя, а не перевоплощаются в неких внемузыкальных персонажей... В пьесе Бакши „Зима в Москве. Гололед...” струнный ансамбль играет, передвигаясь по сцене и шаркая по ней подошвами. Это шарканье, имитирующее осторожное хождение по наледи, темброво задано первым аккордом подготовленного рояля, в котором явственно слышен некий скребуче-шелестящий призвук (от бумаги, подложенной под струны). И струнные порой играют не полным звуком, а шелестяще-свистящим, у колков ребром смычка. Кончается же сочинение тем, что из рук виолончелиста, с самого начала сидящего на авансцене и читающего газету, скрипачка выхватывает эту газету, комкает ее и рвет перед микрофоном, с омерзением выбрасывая разорванную бумагу. От рояля, стоящего в глубине сцены, вместе с шаркающими инструменталистами скребуще-шелестящий тембр проделал путешествие „наружу”, к публике: прошел свой постылый путь по московской гололедице...» См. также статью Татьяны Чередниченко «Музыкальный запас: Владимир Мартынов» («Неприкосновенный запас», 2000, № 4).
Игорь Шайтанов. Метафизики и лирики. — «Арион». Журнал поэзии. 2000, № 4.
«„Метафизическая поэзия” — не повод для классификации. Это рефлективное понятие, высвечивающее то, что у нас есть и чего прежде не было...»
Игорь Шевелев. Алик Гинзбург — дедушка русского диссидентства. — «Время MN», 2001, № 19, 3 февраля.
«Я понимаю, что вымораживание Приморья — трагедия, — говорит Александр Гинзбург. — Но я с 56-го года начал ездить по стране как журналист и видел подобные вымораживания. Да, страшно жить без северного завоза. Но я видел, как жили без северного завоза, как привозили гнилую картошку и вываливали на берег. Количество трагедий было ничуть не меньше, но журналисты ничего не могли об этом рассказывать...»
Валерий Шубинский. Последний русский роман. — «Октябрь», 2001, № 2.
Последний русский роман — это «Виктор Вавич». Борис Житков отныне — «автор не третьего и даже не второго ряда».
Дмитрий Шушарин. Первый президент России глазами русского националиста. — «Время MN», 2001, № 17, 1 февраля.
«Первым решающим рубежом для Бориса Ельцина явились президентские выборы 1991 года, давшие ему право на Беловежские соглашения. Прав этих не было у подписавших в 1922 году расторгнутый в Беловежье Союзный договор. И если бы Ельцин ничего бы больше не совершил, то этого одного было бы достаточно, чтобы войти в историю в качестве политика, сыгравшего решающую роль в формировании современной русской нации». Русский националист в названии статьи — это провокативная самоидентификация Шушарина. См. его публицистические заметки «Пройдя до середины» («Новый мир», 1999, № 6) и полемическую статью Валерия Сендерова («Новый мир», 2001, № 1) о книге Дмитрия Шушарина «Две реформации».
Авигдор Эскин. Русско-еврейский симбиоз наших дней. — «Независимая газета», 2001, № 15, 30 января.
Израильский традиционалист, уроженец России, — против американизации Израиля. За то, чтобы идеологи неоевразийского проекта (например, Александр Дугин) приступили к выстраиванию геополитической схемы участия Израиля «в стратегии изменения мирового баланса в пользу Суши и к созданию новой атмосферы, отторгающей приверженность тупиковым либеральным мондиалистским привязанностям прошлого (причем как в России, так и в Израиле)».
* * *
АДРЕСА: «Знание — сила»: http://www.znanie-sila.ru
* * *
ДАТЫ:
2 (14) мая исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Афанасьевича Булгакова (1891 — 1940);
9 (21) мая исполняется 110 лет со дня рождения Михаила Александровича Зенкевича (1891 — 1973).