I
Закат
Сирена пожарной машины.
Почти догорел закат.
Поздно!
Зачем спешили?!
Только людей смешили.
На Старой Басманной сад
кто бы поджег.
Поджигатель,
где ты, приятель?
И друг на друга похожих,
тех и этих прохожих
мог бы поджечь тоже.
Ну хоть немножко.
Хоть подпалить,
что ли.
А то ведь смотреть
скучно
Невидимка
Глобус маленький такой —
крошечка, а ведь планета
в этой комнате без света,
в этой комнате ночной.
Съехал к девушке сосед
в Ясенево и оставил
комнату — стоит пустая.
И один на целый свет
комнаты, живет один
глобус. А на нем пылинка —
человечек-невидимка,
там, где полюс, среди льдин
нарисованных, один —
рыбку ловит, печку топит,
в темноту глядит и в домик
прячется от темноты
Новая Москва
До ремонта здесь было написано «Зина».
До ремонта,
когда я до магазина
шел по подземному переходу,
видел Зину,
сердечко черное — значит еще кого-то
безымянного. До ремонта.
До ремонта здесь было достаточно вмятин
на ступенях.
Я шел к магазину и, глядя
на них, слышал эхо прошедших шагов —
черных, белых, зеленых, коричневых башмаков —
они шли до ремонта.
А еще здесь было красивых царапин
много,
и колотых плиток, и крапинок
крови, среди грязных пятен в углу —
нос сломали, забрали наушники. Он лежал на полу —
вот здесь
— до ремонта.
........................................
Это было, всё было, было тут навсегда,
но «всегда» ненадолго —
Эта глупая милая Зина,
торговцы тряпьем,
алкаши,
попрошайки.
Музыканты нестройно играли здесь пошлые грустные песни…
Я иду в магазин —
еще день, еще год, еще месяц,
а потом будет чисто
В теле
Как ты плотно в теле обжился,
как привычно в теле таком —
на тебя совсем не похожем,
в теле таком чужом.
Разве можешь ты отделиться,
заглянув в другое лицо?
Разве можешь примерить
взгляд из заплаканных глаз,
таких отдаленных?
Разве можешь услышать
голос свой из беззубого рта?
Как ты плотно в теле обжился
и уже никогда
не выберешься
II
* * *
Броди, смотри на задний двор,
чуть в сторону, и Китай-город
откроется через забор,
и люди ходят за забором,
и фонари-нари-нари-
нарисовал бы криво-криво,
да нет бумаги.
Повтори
все окна окнами внутри
и от забора в шаге
замри.
Неслышно пять минут
смотри и уходи спокойно.
А город
город будет тут
Ладони
Самые теплые вещи
сложены, сплетены
из червоточин и трещин,
и нестыковок смешных,
выбоин на паркете,
царапин на мутном стекле —
самые теплые эти
ссадины на Земле.
Слишком большие ладони
на длинных неловких руках —
девочка в полном вагоне
Роза
Нет ни одной розы красивее
безвоздушного шарика, смятого на асфальте, —
красного бывшего шарика…
Розы
думал купить
— но розы не купишь.
Зато, если шарик в воду поставить,
он распрямится, наполненный воздухом,
и полетит, шурша лепестками,
теплый, как солнце,
над холодными странами
Портреты
Самое странное, что ты
вовсе не тот человек, который
возвращается с работы
через вечерний город.
Самое странное, что ты
вовсе не тот человек на фото
с могильной плиты,
обнимавший когда-то того кого-то
с соседней плиты.
И вовсе не тот человек, который
так любит цветы,
что выучился на актера.
Но роли скучны и просты —
ролики — реплики без разговора…
А самое, самое странное, что и я
вовсе не тот человек и не этот,
и никакой, никакой, если честно,
не человек
— неизвестный
* * *
Как красиво горела лампочка у звезды.
Как неловко упал мотылек от террасной лампы.
Ветер трепал качели и разбрасывал дым
из соседской трубы. Доносился гул с Ярославки.
А я думал. С годами все становится лишь
«непонятным»,
как белые пятна на дочиста смытой карте,
старый дом, детский двор, даже близких не разглядишь,
но темно и красиво...
И видел отблеск на скате
крыши
III
Ноябрьская молитва
Нерон Вероны,
Бирон перрона,
Где ваши кроны?
Леонид Губанов
Луной горит окно
на верхнем этаже.
Смотри, оно
уже
погасло.
На улице темно.
И город весь поджечь
тебе, наверно, не удастся.
Иди, не знай куда,
броди вокруг пруда,
фонарщик с сигаретой,
нелепый и смешной,
и отраженью пой
как будто там другой,
а песня эта
ему как воздух.
Нерон Вероны спит
на верхнем этаже.
И потолок беззвездный
уже
не подмигнет.
И темный пруд вот-вот
замерзнет.
Проснись. Проснись. Проснись.
Оттай, оттай, оттай.
Верни
Отдай
Пока не поздно
зажги окно луны,
потом досмотришь сны.
Пускай горит Москва,
отогревая воздух.
* * *
Мы жили в коробочках, теплых коробочках,
не замечая тепла,
и улица сонная смешные коробочки
с нами куда-то несла.
В подземных вагонах толпились коробочки,
ругались коробочки, куклы дрались,
как настоящие. Шкатулки и ящики
на эскалаторах плыли вниз.
И в пробках стояли в железных коробочках
коробки — давили клаксоны,
и город ревел, как игрушечный слон,
раненый и смятенный.
А спали коробочки в очень больших
коробках спальных районов,
и плотные шторы прятали их
от ледяной заоконной
ночи, огромной, как океан
на глобусе темно-синем,
где куклы-солдатики прижали к стене
и куколку изнасиловали.
IV
Дом
Как же так вышло?.. В этой квартире
внизу на обоях рисунки детские —
кривые смешные фигурки и подписи:
«Элли», «Тотошка», «ракета Гагарина».
В этой вся мебель расписана красками,
орнаментами в духе Малевича.
И благовониями пропахла
спальня размером с кровать двуспальную.
А в этой вещи очень хорошие,
кресла глубокие, мягкие, белые,
и телевизор бормочет за ужином —
жалко, что дети в Канаду уехали.
В этой квартире молчат колокольчики —
осколки поездок по полкам рассыпаны.
Вот фотография — мама и папа,
им 30 лет, Сан Марко, Венеция.
Рядом еще одна фотография.
На ней — вся семья. И гости приехали.
Столпились нескладно, и пес лает в камеру,
у дачной веранды, еще не покрашенной.
Вечером в сквере гуляли с собаками,
утром с детьми в Березовой роще,
а у фонтана шумели компании,
пили, смеялись, дрались и смеялись.
Мячик летал над коробкой футбольной.
Школьники с крыши бомбоубежища
катались зимой на картонных ледянках
и о бетон расшибали коленки.
...............................
Как же так вышло? Эти лица
вдруг стали буквами на страницах.
Всего лишь буквами — неважными,
мертвыми буквами бумажными,
невидимой точечкой на карте
в глупом учебнике на парте.
А ты и не думал, что твой дом
целиком поместится в слове одном.
* * *
А потом… Слышишь? Хлоп. Это просто закрылось окно.
Слышишь? Ш-ш-ш. Это просто задернулась занавеска.
Слышишь? Щелк. Это громко, как выстрел, погашен свет.
Бормотанье стиральной машины вяжется в тишине.
Ты идешь на ощупь. Не можешь нащупать дверь.
Вместо ручки бездвижный вакуум застыл в ладони.
А потом находишь четыре рубца на стене
и стучишь как безумный в заросший проем — нет двери.
У тебя четыре стены, темнота, потолок и пол.
И давно вышел воздух весь. Оказалось, без воздуха можно
дышать. Это даже забавно — уметь дышать
в безвоздушном пространстве, уметь зачем-то.
А ты помнишь, давно, на улице?.. Нет — давно…
Но теперь-то знаешь, как сильно любил фонарный
свет, когда он падал в окно,
голоса, гул машин и эти отблески фар на
полу.
А ведь было почти темно
Молитва об игрушечном барсуке
На день Святого Валентина
ты подарила мне игрушку,
игрушечного барсука.
Его назвали Задремака.
Он помещался на ладони.
Ершился черно-белой шерсткой
и бусинами черных глаз,
блестящими под светом люстры,
смотрел на нас,
и улыбался, и пофыркивал,
и с носа капельку дыхания
ронял, когда смешно посапывал.
Мы поселили его в норке
на высокой полке книжной,
он сидел там и глядел,
как внизу живем и ходим,
смотрим фильмы на кровати,
как за ужином болтаем
о делах смешных, неважных,
как ругаемся и плачем —
после миримся в обнимку.
Иногда, когда работал,
я сажал его на стол,
чтобы он не заскучал.
И рукой слегка поглаживал,
чтобы не замерз под форточкой,
и внутри сжималось что-то
очень странно и болезненно,
словно это я был плюшевый,
словно настоящий — он,
просто заперт в теле маленьком
и бездвижном, как в коробочке,
и никак не может выбраться.
Какой ты глупый, Задремака.
Зачем же ты такой живой
и непонятный?
А я — такой немой?
О чем ты думал там, на полке,
когда глядел? Ведь что-то думал
и поворачивал в себе,
когда забегались, забыли,
не доставали, не смотрели,
как ты моргал своими бусинами
один…
… Теперь, когда все рухнуло,
стемнело, онемело, скомкалось,
и леденеет воздух в тамбуре,
и злая первобытность скоро
заглянет в окна сквозь решетки,
прикажет жестким быть, быть стойким.
И это — правда. Нужно выстоять,
быть сильным — только,
Задремака, я заберу тебя с собой.
Ты будешь жить в моем кармане.
Я буду говорить и слушать,
и выучу твой иностранный,
игрушечный язык
Белая молитва
А когда-нибудь ночью пойдет очень белый снег,
самый белый из всех снегов, и пойдешь ты ему навстречу.
Из подъезда выйдешь в сугроб и провалишься. В белизне
этот домик цветной на детской площадке покажется храмом, вечным
как Парфенон, как София. А фонари над ним,
как колокольни, молчат еле слышным звоном.
И снеговик — святой, потерявший нимб.
Помолись ему, и окажешься заметенным.
Ты забыл «Отче наш», но веришь в Бога детей
и в молитву без слов, потому что она — внимание.
А молиться — значит беречь. Посмотри, укрывает метель,
как родных, и дома, и машины, и землю между домами.