Ольга Иванова (Яблонская Ольга Евгеньевна) родилась и живет в Москве. Окончила Литературный институт им. А. М. Горького. Автор семи поэтических сборников, один из которых, «Ода улице» (М., Тверь, 2000), вышел под литературным псевдонимом Полина Иванова. В подборке сохранены авторская пунктуация и орфография.
Ольга Иванова
*
ГОСТЬ
О. О.
вроде боле душеньке — не до митинга
и причалить видимость к берегам не та
где не докричаться — до твоего митина
нешто домолчаться — до твоего гамлета
голос
задорный, негромкий, земной и желанный,
мальчишески-ломкий, небесною манной,
сквозь годы невзгод и в башке раскардаш
едва подрулит — и не просит, а дашь…
и чем его свяжешь, и что ему скажешь…
де юре зассышь, так де факто уважишь:
черкнёт «навещу» золотой истукан —
и пальцы в ватсапе запляшут канкан…
таким — Триединого сбыться просили
Престолы и Власти, Началы и Сили,
на скорбно ристалище падшей Земли
Архангелы слали — и Ангелы шли…
таким говорил от эдемского древа
вкусивший Адам — и брюхатела Ева,
и Саре всё то же Аврам предрекал,
таким и Ревекку Исак окликал…
таким и (в сени всё того же колодца),
снисшед до идеи чуток расколоться,
до сведенья Евы изволив довесть
два слова «я счастлив!» — как райскую весть,
и ты мне — в моё обомлевшее ухо —
всё звонко ещё, но почти уже глухо,
всевластно, но сдавленно не по годам…
почти уже так, как в Эдеме — Адам…
до боли близняший, без бою блазнящий,
безносую нежить собою дразнящий,
такой, что и в склепе без «глаз» не зассышь —
и финиста-ясна как класс воскресишь…
и что и сама-то — по шитому треснешь —
о губы ошпаришься — да и воскреснешь…
и что в эпилоге, перстом погрозя,
шепнёт Он: ко Мне! им ошую — нельзя.
два ноктюрна
Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд (изумруд), пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.
(Откровение Иоанна Богослова 21:19, 20)
1
ты мне звони иногда… ибо сроду не врут —
яспис, сапфир, халкидон и смарагд (изумруд),
сардиса дар, сердолик, хризолит, и вирилл —
там, изоткуда твой голос со мной говорил…
знамо, топаз, хризопрас, гиацинт, аметист…
дале — стыда первозданного белый батист…
дале — греха первородного алый провал:
кто (а никто!) не уверовал — уворовал…
но для того и творил, и настаивал «будь!» —
Тот, Кто нам в подвиге под ноги клал этот путь,
Кто нам в изгнании — там, где не можно дурить —
дал эти силы небесные — поговорить.
2
на «есть немного времени?» ему
не отрапортовав: «века, соколик!»,
но от простой усталости уснув
над яхонтовой трубкой телефонной,
теперь я понимаю, почему
до кома в горле и в груди до колик
*в подаренной тебе недавно книге
надеюсь, это ты не упустил*,
до дрожи, мальчик мой, до дурноты —
жемчужное мне это «есть немного»…
а просто нет его уже — и взять
его почти что неоткуда… время —
не в вин… невинном погребе вино
и даже не вино из одува…
скорей протей… да нет ему названья!
и мечешься над городом zero
и над горящей в сервере строкой,
оставшейся на время без ответа…
сухой оста… — ?
— неслыханная нежность…
чистый четверг
пока я думала: мы вместе —
и стыла, но была — на месте
моя душа — в твоём подполье,
в твоём безлюбье и безболье…
встряв в реставрацию провала,
и выла — а полировала
(хоть *за века* и подустала) —
каррарский мрамор пьедестала
культёю проклятого дара —
пока я думала: мы пара,
пока я думала: мы ровня
(а хороша была б жаровня!)…
пока я думала: мы сила —
хоть и со страху голосила,
как страж бессонный, исподлобья,
а стерегла — твоё надгробье…
пока я думала: нас двое
(не разумея о конвое) —
моя душа была — при деле,
а вот глаза — не доглядели.
всё совершилось в одночасье.
и завершилось, не начавшись.
твой рот уже — в моей помаде…
твоей душе — в моём бы аде…
жилет
вот и настало время — горевать...
автоэпиграф
не спугнёт преисподних тенет
ни вот этот полночный сонет,
ни всё то, чему имени нет:
ни стыда, ни одёжи — одеться…
ибо побагровела кровать,
и настала пора горевать,
дорываться до крох, урывать,
и глядеть, и не мочь наглядеться...
и, Адаме, одной — не вдвоём,
траванувшись палёным питьём,
с потрохами, в груди колотьём,
вековой этой панике сдаться:
как в вон ту синеву ни стенать,
уповая канву доконать —
мне тебя никогда не догнать
и уже никогда не дождаться…
и свыкаться *а плакать — не смей*
с тёмной мукой земных саломей
(под ребром извивается змей,
разливается яд внутривенный)…
утыкаться лицом — и шалеть
(а тебе меня — только жалеть) —
в позабытый тобою жилет…
синий. вязаный твой.
незабвенный.
гость
как освежёванную шкурку —
куда попало бросив куртку,
круша и корку, и подкорку,
в судьбу врывается и в фортку,
и в двери ломится (я вытер...)
поддатый вихрь, одетый в свитер —
о dolce vita... (дальше — vetо) —
неувядаемого цвета...
о sole mio... с первой встречи
беря взаймы у райской речи
(хоть гул и глуше год из года)
уже нездешнего извода,
порою скроется, порою ж
в глаза бросается — не скроешь —
его сиротство и лишенство...
__________________________камо грядеши, Совершенство?..
рефрен
сиротства несводимая печать
родства неописуемая боль
она кричит — а нечем отвечать
жемчужности, ведомой на убой
и чуда нам уже не сотворить
и рваться в небо незачем с мольбой
и не о чем уже поговорить...
и это всё сотворено — тобой...
печаль
1
так бездонна печали чаша —
что дерзните, ополовиньте...
до того рокового часа —
хоть полслова из песни выньте...
*гдеже клаузула — нате, скрасьте...
а утрата — подите, смерьте...
__________________________я любила тебя — до страсти…
а могла бы — до самой смерти.
2
в некой ярости сокровенной,
как дитя, неизменно веря
терпкой клюковке внутривенной,
неземными шагами меря
тесноту плотяного склепа,
вне утопий и орфоэпий —
ялюбила. звучит — нелепо.
и чем далее, тем нелепей.
3
как и гулкое это «было» —
будто к поезду не успела...
тем не менее ялюбила —
как себе ж отходную пела...
ни слезы, ни словца лихого
в направленьи гребца глухого,
обмирая, не обронила —
как себя же похоронила.
эпитафия
как ястреб и выстрел
(без тени пейзажа),
солдат и апостол,
белила и сажа,
враждебные с виду,
а правы-то — оба —
твой взгляд отовсюду,
мой голос из гроба…
update
Я ещё не таких забывала...
Ахматова
не пекитесь о падшей Трое
(пусть и поле — под Божьим плугом),
чьи владыки *их было трое*
отошли и глядят с испугом
на мерцающие морщины —
вдоль улыбчивого овала...
___________________________будьте мужественны, мужчины.
не таких ещё — забывала.
июнь 2018