Кабинет
Дмитрий Веденяпин

«...Я ВСЕ ЕЩЕ ПОМНЮ КАК ТОГДА БИЛОСЬ СЕРДЦЕ»


«...Я ВСЕ ЕЩЕ ПОМНЮ КАК ТОГДА БИЛОСЬ СЕРДЦЕ»


Юрий Цветков. Синдром Стендаля. М., «ОГИ», 2014, 62 стр.


Русская поэзия переживает странные времена. С одной стороны, налицо множество (именно так!) по-настоящему талантливых авторов, замечательных вечеров, впечатляющих фестивалей, не говоря уже об отдельных стихотворениях, с другой — кажется, что чего-то самого важного сегодня не происходит. Все эти вечера и стихи вспыхивают, как спички, и тут же гаснут, осветив разве что самих себя. По-моему, такой широчайшей пропасти между поэзией и повседневностью не было еще никогда. А многие стихи уже и пишутся так, как будто нет никакой надежды преодолеть эту пропасть.

«Синдром Стендаля» — весь про то, что сдаваться рано. Жизнь — не только частная, но и наша «общая жизнь» — может и должна быть устроена по-другому. Для этого надо всего ничего: просто каждому из нас нужно стать поэтом[1].


Мне говорят: тяжело быть поэтом.

Я отвечаю: быть нельзя не поэтом.


И речь, разумеется, не про то, что все мы обязаны с утра до вечера и с вечера до утра слагать стихи, а про то, что нужно оглядеться вокруг и увидеть, что как ни удивительно:


Здесь рифмуется все:

Земля и небо, воздух и хлеб.

Страсть и вода, огонь и забвенье.


Композиционно книга Цветкова с известной долей условности отражает этапы человеческой жизни.

В согласии с догадкой Пастернака о том, что искусство постоянно размышляет о смерти и постоянно творит этим жизнь, многие стихи Цветкова посвящены именно этой теме. Более того, в книге есть специальный раздел, который так и называется: «Жизнь, уходи, но не спеша». Приведу одно небольшое стихотворение из этого раздела, во-первых, потому что оно мне кажется чрезвычайно удачным, а во-вторых, потому что в нем, по-моему, что-то вроде «ключа» ко всей книге.

Было к Маяковскому дело.

Пришел к памятнику. Поймал взгляд.

Сказал:

Из собственного тела

Построю город-сад.

И убежал.


При беглом чтении может показаться, что это остроумный пустячок, не более. Однако, если перечитать первую строчку первого стихотворения этого раздела, звучащую так: «Прежде, чем станем плотью ничейного сада», перспектива меняется, не правда ли?

В «Синдроме Стендаля», вообще, много разнообразных «тонкостей». Эти как будто бы открытые и понятные стихи требуют большего читательского внимания, чем может показаться на первый взгляд. Вот так, например, выглядит заключительное двустишие упомянутого раздела:


Потухшее солнце, храни

Тепло нашей жизни.


Мало того что эти строчки тоже отсылают нас к началу цикла, как бы закольцовывая тему, и предлагают убедительно-парадоксальный образ потухшего, то есть, холодного солнца, хранящего тепло, тут «работает» еще и эта рифма-не рифма, совершенно точно передающая смысл, именно поэтический смысл сказанного.

Книга Цветкова представляется мне книгой человека, который «земную жизнь пройдя до половины», вместо того чтобы — по известной традиции — очутиться в «сумрачном лесу», взошел на холм, откуда видны и прошедшая юность (период детства Цветков к сожалению обходит молчанием) и приближающаяся старость. Эта книга взрослого человека. В двух главах или разделах, озаглавленных соответственно, «Разные занятия» и «Короткие стихи» собраны стихи-наблюдения и стихи-рассуждения. Например,


Вышел прогуляться, проветрить мозги.

Устаревшая фраза, так сейчас не говорят.

И не делают. Времени нет. Все изменилось.


Между прочим, не исключено, что одной из причин вышеупомянутой пропасти между поэзией и так называемой жизнью является почти патологическое отсутствие радости и метафизического покоя в сегодняшних стихах. Откуда же им взяться, скажете вы. Да-да, конечно, я все понимаю. Но тут-то и начинается самое главное. Быть современным поэтом (а для большинства пишущих нет ярлыка страшнее, чем «несовременный») вовсе не обязательно значит быть похожим на современность. В конце концов, поэт не гусеница, а современность не древесная кора, с которой нужно слиться, чтоб не склевали. Так или иначе, Юрий Цветков упрямо отказывается мимикрировать под современность, сохраняя старомодную бодрость духа. Замечательно и то, что, будучи, вероятно, одним из основных экспертов в нынешней литературной ситуации (едва ли найдется хоть один значительный и даже не слишком значительный поэт, которого бы Цветков не читал и не слышал «вживую»), наш автор остается совершенно свободным от каких бы то ни было влияний и желания к месту и не к месту подмигивать коллегам-писателям. Совершенно очевидно, что «Синдром Стендаля» адресован всем, умеющим читать, а совсем не только друзьям-поэтам, что не так часто случается с поэтическими книжками в последнее время. Вот несколько фрагментов из стихотворения, помещенного в последний раздел книги:


Родители стали детьми,

А дети родителями.

<…>

Сижу в кафе, жалуюсь.

Замечательный поэт, отрываясь от тарелки,

А ты хотел бы, чтобы всего этого не было?

На секунду задумываюсь.

Если в этом смысл, то

Глаза увлажнились.


Цветков не пытается казаться ни лучше, ни хуже, чем он есть на самом деле, и, может быть, именно поэтому ему удается оставаться цельным и не унывать.


Перекатывание слов во рту —

Неплохое занятие.

Бог так все и задумывал.


Книга Юрия Цветкова дарит надежду. Читая ее, я то и дело ловил себя на нежданной и вопиюще несовременной мысли, что сознательная, нескучная и даже — страшно сказать — счастливая жизнь возможна.



Дмитрий ВЕДЕНЯПИН


1 Москвич, уроженец Кишинева 1969 года рождения, выпускник Литературного института (семинар Татьяны Бек и Сергея Чупринина) Юрий Цветков в 2004 году вместе с Данилом Файзовым организовал Проект «Культурная Инициатива» <http://kultinfo.ru>, проводящий литературные вечера на различных московских площадках и вошедший в шорт-лист Премии Андрея Белого в номинации «Литературная критика и проекты» (2009) <http://www.litkarta.ru/russia/moscow/persons/tsvetkov-yu> (прим. ред.).

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация