Кекова Светлана Васильевна родилась на Сахалине. По образованию филолог (в 2010 году защитила докторскую диссертацию). Автор нескольких поэтических сборников и литературоведческих книг, в том числе посвященных творчеству Николая Заболоцкого и Арсения Тарковского. Стихи Светланы Кековой переводились на многие европейские языки. Лауреат нескольких литературных премий. Постоянный автор нашего журнала. Живет в Саратове.
Светлана Кекова
*
БЫТЬ НАГОТОВЕ
* *
*
Если птица летит на свободу —
бьётся сердце у птицы внутри…
Не смотри на меня как на воду,
на меня как на пламя смотри.
Если я твои ласки приемлю —
значит, ты не боишься огня…
Не смотри на меня, как на землю,
как на воздух смотри на меня.
Волны моря — солёные глыбы,
это море бушует во мне,
и плывут разноцветные рыбы
где-то там, на большой глубине.
В дивный ад, в голубую могилу
ты нисходишь, как в призрачный сон,
чтобы соль, потерявшую силу,
взять в ладони и выбросить вон.
Складки волн, их извивы, изгибы
замирают в предсмертной тоске —
и лежат разноцветные рыбы
на камнях и на мокром песке.
* *
*
Элеоноре Денисовой
В кастрюльке бедной картошка сварена,
вода в корыте для стирки вспенена.
Душа молчит, как Татьяна Ларина,
или как Анна грустит Каренина.
Глядит луна сквозь стекло оконное,
сквозь ставни домика деревенского,
а наслаждение беззаконное
царит, как крест над могилой Ленского.
О, как нам хочется жить в Обломовке,
держать в ладонях плоды антоновки,
ночами звёзды считать огромные,
входить без страха в аллеи тёмные,
не знать, что в будущем Анна Снегина
в одежду белую вновь оденется,
что охлаждённый, как ум Онегина,
напиток жизни в стакане пенится.
* *
*
Не могу понять, по чьей вине я стала заклинательницей слов,
и зачем деревья, пламенея, закрывают лето на засов,
и зачем заканчивает осень на груди рубаху листьев рвать,
и зачем опять святой Амвросий созывает ангельскую рать.
Рано утром по дороге сельской дождь идёт, как много лет назад…
Как бы мне доехать до Козельска, заглянуть бы в Сергиев Посад,
помянуть там Влада и Наташу, услыхать синицы голосок
и увидеть, как из чаши в чашу погребальный сыплется песок.
Вот октябрь от холода и скуки гонит к югу роту мурашей,
ночь слепая простирает руки к освещённой стороне вещей,
тополь в одеянии богатом — словно церковь Спаса на крови,
и вздыхает на холме покатом старый вяз, взыскующий любви.
Нет любви — и смысла нет в пейзаже, и поэту не хватает сил
у истока слов стоять на страже, как стоит Архангел Михаил.
Что мне старость, поздняя расплата, молодость над пропастью во ржи,
как спасти мне атом от распада, слово — от сияния и лжи?
23 (10) октября
св. Амросия Оптинского
* *
*
1. Мне сказал один таинственный человек,
что глаза души не имеют ресниц и век,
оттого — сказал он — не может уснуть душа,
и она трепещет, огнём неземным дыша.
2. Мне сказал один таинственный господин:
«Ты меня послушай и слёзы свои утри!
Тот, кто был когда-то так сильно тобой любим,
устремился с волшебной лампой в кантон Ури.
Что за жизнь в кантоне, там столько чудесных мест!
Там сидит на троне Ставрогин, сжимая крест».
3. Мне шепнул на ухо мой ангел, мой страж ночной:
«Посмотри, дома, где жила ты, стоят пусты,
а в остывшей за ночь любви,
как в золе печной,
запоздалым блеском чужие блестят кресты —
и одно распятье другой заслоняет крест…
А хозяин волшебной лампы не пьёт, не ест.
4. А хозяин лампы стыдится своих седин,
он живёт один, и зовут его Аладдин.
Он когда-то джиннов гонял, как простых ворон,
и в себе самом самозванца сажал на трон,
он любил гореть — и над пламенем руки греть,
но глаза души не хотят на него смотреть.
5. Остывает лава, как стык океанских плит,
образуя камень по имени ставролит,
в этом камне души людей и животных спят,
от воды до суши здесь мир навсегда распят,
и на этом камне стоит человек святой,
и горит огнём камень-крест под его пятой…
* *
*
1
Я траву читаю, словно простую книжицу.
Костянику рву, ежевику ем,
в огороде сажаю ижицу —
вдруг да вырастет куст,
будто слово с заглавной буквою…
Обернётся буква морошкой, брусникой, клюквою.
Я читаю небо, на звёзды смотрю сквозь тернии,
вспоминаю изредка лето в Тверской губернии —
там холмы высокие, озёра глубокие, а над ними
небеса украшены радугами двойными.
2
Как мне было сладко в объятьях
пространства бренного,
обо всём забыв, Августина читать Блаженного,
от озёр солёных брести к водоёму пресному,
от земного града ко граду лететь небесному,
и купаться в таволге,
в белом доннике,
в жёлтом вереске,
и любить тебя, и на землю пасть, и разбиться вдребезги.
Набухают реки, как на запястье вены,
происходят в звёздах тайные перемены.
3
Наступило время книгу судьбы дочитывать,
наступило время сердце своё испытывать
и просить у Бога в порыве слепой отваги:
— Сотвори мне, Господи,
новое тело из слёзной влаги!
11 июля 2013
* *
*
Зеркала и мелкие озёра,
рисовые зёрна в узелке…
Ищет осень повод для позора,
метит воздух пробою Перке.
Мчатся старики в вагонах спальных,
льётся с неба тонкая вода,
клёны в переулках привокзальных
ждут зимы, как Страшного Суда.
Непреклонной осени работа —
знак, напоминание, укор.
Жизнь идёт, слетает позолота,
пышный упраздняется декор.
И внезапно наступает счастье:
вспоминает ночью старичок
след Перке на худеньком запястье,
белый, словно снег, воротничок.
* *
*
Подходя к рубежу, мы подводим итог.
Мы исследуем жизнь — непрерывный поток
вещества, растворённого в слове.
Обстоятельства места — полынь и ковыль.
Обстоятельства времени — глина и пыль.
Образ действия — быть наготове.
Дополнением косвенным нашей вины
были ночи и дни непомерной длины,
где ловили мы лунные блики
на предметах и признаках. Розы цвели,
вавилонские ивы касались земли,
пряча нас, как преступник — улики.
Если утром забыть, что вокруг — вещество,
и отвергнуть родство, и примерить вдовство,
изваянием встать у порога,
то увидишь, как медленно дождь моросит,
как, раскинувши крылья, в пространстве висит
ездовое животное бога.
Да, призвание птицы — над миром лететь
и не знать, что пространство похоже на клеть,
и не видеть причин настоящих,
для того чтобы тело избавить от уз
и разрушить навеки незримый союз —
связь сказуемых и подлежащих.
Мы уже позабыли, где нечет, где чёт,
но под камень лежачий вода не течёт,
и без слёз не бывает сиянья.
Если ты бессловесен — ты гол как сокол…
Мы исследуем смерти безличный глагол
в запоздалом огне покаянья.
* *
*
Чужие вещи, облака и птицы,
и вещества текучие частицы,
молекулы дождя и света кванты.
жуки-сектанты, пчёлы-арестанты,
большая щука в ледяном кристалле
и мёртвый человек на пьедестале,
улитки, слизни, дождевые черви,
огромный тополь в серебре и черни,
и крыс полки, которые в остроге
томятся, как языческие боги, —
все те, кто не представлен был к награде,
опять сошлись на призрачном параде.
Соединив страданье с наслажденьем,
последнее рыдание — с томленьем,
расцвет горячей крови — с увяданьем
и судорогу смерти — с ожиданьем
бессмертия, они любовь воруют
и в мировом пространстве маршируют.
Лови скорей волненье, свет и влагу,
переноси их трепет на бумагу,
а тех, кто стали пеплом и алмазом,
не отдавай пустым словам и фразам…