“Вопросы литературы”, “Грани”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Звезда”, “Зеркало”, “Знамя”, “Иностранная литература”, “Литературная газета”,
“Митин журнал”, “Москва”, “Нева”, “Независимая газета”, “Общая газета”, “Огонек”, “Октябрь”, “Разбитый компас”, “Стрелец”, “Труд”, “Юность”,
“Ясная Поляна”
Протоиерей Михаил Ардов. Прописные истины. — “Грани”. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1996).
Об оккультизме, о принципиальной душевредности театра и кинематографа, о том, что Пушкин был плохим христианином, о том, что первым демократом был сатана, о допустимости смертной казни и проч. Тут же печатается статья-ответ известного церковного публициста Александра Кырлежева “Прописи отца Михаила”.
Василий Белов. Дорога на Валаам. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 4.
Дневник писателя.
Андрей Битов. Митьки на границе времени и пространства. Записала Алена Лысенко. — “Огонек”. Общенациональный еженедельный иллюстрированный журнал. 1997, № 16 (апрель).
“Они заняли свое место в цепочке: Прутков — обэриуты — „Митьки””.
Леонид Бородин. Инстинкт памяти. — “Юность”. Литературный журнал. 1997, № 4.
“Сайк”, “Медбрат семнадцатого лагпункта”, “Сан Саныч” — лагерные рассказы.
Марио Варгас Льоса. Литума в Андах. Роман. Перевод с испанского Ю. Ванникова. — “Иностранная литература”. Ежемесячный литературно-художественный и публицистический журнал. 1997, № 3.
Новый (1993 года) роман знаменитого перуанского писателя. Полицейский Литума расследует таинственные происшествия в одном из шахтерских поселков в Андах.
Алексей Варламов. Наваждение Леонида Леонова. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 4.
“Не прочитанная нами “Пирамида” — роман не только великий и по своей образности, и по языку, и по художественной силе, отнюдь не исчерпывающейся богоборческими мотивами, но и — что очень, на мой взгляд, важно — роман, в котором сказались и слабые, и сильные стороны всей русской литературы конца двадцатого столетия”.
Глеб Васильев. Встречи с Ю. А. Казарновским. — “Грани”. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1996).
Написанные около сорока лет назад воспоминания о поэте Юрии Алексеевиче Казарновском. Тут же печатаются стихотворения из его единственной книги “Стихи” (М., 1936).
Леонид Видгоф. “...В переулке Гранатном...”. Осип Мандельштам и Мария Петровых. — “Грани”. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1966).
Из подготовленной к печати книги “Москва Осипа Мандельштама”. Автор — член совета Мандельштамовского общества, профессиональный экскурсовод.
Colin Vijard. Тетушка Даниила Первого (нечто в одном действии). — “Зеркало”. Литературно-художественный журнал. Главный редактор Ирина Врубель-Голубкина. Тель-Авив, 1996, № 3-4.
Короткая пьеса покойного Н. И. Харджиева, которую автор ни в коем случае не хотел печатать под своим именем. Главный герой — Даниил Хармс. Вместо предисловия напечатаны два письма Харджиева 1992 года к Михаилу Гробману и Ирине Врубель-Голубкиной в Тель-Авив. Обзор публикаций предыдущего номера журнала “Зеркало” см. в “Новом мире” (1997, № 2).
Александр Генис. Беседа первая: курган соцреализма. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 2.
Начало большого цикла статей о “новой словесности”. Будущие персонажи уже обозначены: А. Синявский, А. Битов, В. Маканин, Венедикт Ерофеев, С. Довлатов, Саша Соколов, Т. Толстая, В. Сорокин и В. Пелевин. Статья о Синявском напечатана в № 3 “Звезды” за этот год.
Джеймс В. Гил. “Панар”. Воспоминанье. Перевод с английского Н. Л. Рахмановой. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Джеймс Владимир Гил (1927 — 1995) — прозаик, родившийся в Германии в семье эмигрантов из России. Последние двадцать лет жил в Швейцарии. Писал на английском. См. также его рассказ “Окладбиществление” с послесловием Александра Кушнера в “Новом мире” (1996, № 1).
Вера Горелик. “...Терпеньем изумляющий народ”. Воспоминания сельского врача. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Январь — апрель 1953 года. Провинциальный врач в период “дела врачей”.
Натан Готхарт. Двенадцать встреч с Анной Ахматовой. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
События 1963 — 1965 годов. Мемуары морского инженера Н. Готхарта, живущего ныне в США, печатались в 1989 году в журнале “Время и мы”. Для нынешней публикации текст специально отредактирован и уточнен автором. Ахматова: “Мне рассказывали содержание фильма Феллини “Восемь с половиной”. У меня эта тема раньше”. В этом же номере печатается текст биолога и биофизика Георгия Глёкина “Встречи с Ахматовой. Из дневниковых записей 1959 — 1966 годов” (вступление и публикация Н. Гончаровой).
Даниил Гранин. Страх. — “Нева”. Ежемесячный литературный журнал. 1997, № 3.
Заметки, воспоминания, размышления о страхе. “В жизни моего поколения страх занял слишком большое место”.
Борис Гройс. Что такое современное искусство. — “Митин журнал”. Главный редактор Дмитрий Волчек. Санкт-Петербург, № 54 (1997).
“Вопрос, что такое искусство, возникает постоянно. И возникает вопрос, почему вообще возникает этот вопрос”. Встреча с Б. Гройсом в Зеленом зале Зубовского института в Петербурге 18 июня 1996 года. Ответы на вопросы из зала. Магнитозапись.
2500 отрывков из произведений и писем Николая Ленина. Предисловие Дмитрия Галковского. — “Разбитый компас”. Журнал Дмитрия Галковского. 1996, № 2 (март — декабрь).
Данная публикация (продолжение следует) является побочным результатом внимательного чтения и реферирования Дмитрием Галковским собрания сочинений В. И. Ульянова-Ленина, одного из “наименее известных духовных и политических лидеров ХХ века”. Отрывки даны в хронологическом порядке. В журнальном варианте опущены некоторые элементы аппарата: подробное указание источника, именной указатель, большинство примечаний, предисловия к главам и т. д. Автор намерен выпустить “2500 отрывков...” отдельным изданием в полном виде и надеется, что “со временем в свободной России эту книгу будут использовать как пособие для гимназистов и студентов, изучающих русскую историю ХХ века”. Как известно, покойный Вен. Ерофеев написал “Мою маленькую лениниану”; лениниана Дмитрия Галковского обещает быть обширнее. В последующих номерах “Разбитого компаса” Д. Галковский намеревается напечатать еще несколько материалов на ту же тему, а именно — эссе “Николай Ленин” (из цикла “История русской мысли”), сценарий фильма о болезни и смерти Ленина и эссе “Завещание Ленина”. Последнее произведение автор анонсирует как “небольшую дилогию, состоящую из двух “если бы”. Первое “если бы” — текст развернутого политического завещания Ленина. Второе “если бы” — покаянное письмо Ленина, на свою голову выздоровевшего и дожившего до 1937 года”.
Второй номер “Разбитого компаса” открывается Программой журнала, в которой среди прочего сказано, что “Разбитый компас”, заполненный пока произведениями одного только главного редактора, является тем не менее по своей структуре и общему замыслу типичным русским ТОЛСТЫМ журналом. Обзор первого номера журнала можно было прочесть в “Периодике” (“Новый мир”, 1996, № 6).
Джеймс Джойс. Из Финнеганова уэйка. Перевод Анри Волохонского. — “Митин журнал”. Санкт-Петербург, № 54 (1997).
Два фрагмента: “Беседа Жмут и Мнут”, “Птичка”.
Дуайен литературного корпуса. Из писем Т. С. Элиота. Вступительная статья и перевод с английского Н. Анастасьева. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
Письма Элиота 1917 — 1922 годов к матери, Эзре Паунду, Герману Гессе и другим.
Сергей Дуплицкий. Охрана царской семьи и революция 17-го года. Дневник русского офицера. Вступление и публикация профессора Олега Чубайса (Нью-Йорк). — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 3.
В конце 1915 года боевой офицер, контуженный на германском фронте, С. К. Дуплицкий получил назначение в Собственный Его Императорского Величества сводный полк, расквартированный в Царском Селе. В конце 1917 года он исполнил последнее распоряжение Николая II: нелегально вывез из России письма, адресованные родственникам Императрицы — королевской семье Англии. Письма содержали просьбу о помощи и о разрешении поселиться в Англии. Позже С. Дуплицкий вступил во французский Иностранный легион, воевал в Алжире и Индокитае. Умер во Франции, в Ментоне, в конце 50-х. Его краткие воспоминания датированы 1948 годом. В этом же номере “Москвы” напечатана статья Павла Тюрина “Икона и Царь” — о необходимости восстановления монархии в России.
Даур Зантария. Золотое Колесо. Роман. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3, 4.
Абхазские мотивы.
Михаил Зенкевич. Между двумя сфинксами. Рассказ. Публикация Сергея Зенкевича. — “Стрелец”. Альманах литературы, искусства и общественно-политической мысли. 1997, № 1 (76).
Текст М. А. Зенкевича (1886 — 1973), датированный концом 10-х годов, печатается по карандашному автографу из Отдела рукописей Российской Государственной библиотеки.
Наталья Иванова. Случай Маканина. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Маканин прежде и теперь. См. также статью Ирины Роднянской “Сюжеты тревоги. Маканин под знаком „новой жестокости”” (“Новый мир”, 1997, № 4).
В. Н. Ильин. Письма Н. А. Бердяеву. Публикация Владимира Безносова и Е. В. Бронниковой. Комментарии Е. В. Бронниковой. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Рубрика “Религиозно-философский архив русской эмиграции”. В подборку материалов также включены статья Владимира Безносова “Покаянные письма В. Н. Ильина, или Страсти по Бердяеву”; статья П. Сазановича (В. Н. Ильина) “Идеологическое возвращенство” (газ. “Возрождение”, 1935, 1 февраля), содержащая резкую критику бердяевской книги “Судьба человека в современном мире” (1934); коллективное “Письмо в редакцию газеты „Последние новости”” (И. Бунаков, Б. Вышеславцев и другие), направленное против В. Н. Ильина, и, наконец, статья Е. В. Бронниковой “К истории взаимоотношений В. Н. Ильина и Н. А. Бердяева”.
Илья Эренбург и “Серапионовы братья”. Вступительная заметка, публикация и комментарии Б. Фрезинского. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
Статья И. Эренбурга “Новая проза” (1922) — об альманахе “Серапионовы братья”, письма Эренбурга к М. Слонимскому 1922 — 1932 годов и другие материалы. Письма “cерапионов” к Эренбургу в Берлин, к сожалению, погибли, как и весь его довоенный архив.
Ю. Каграманов. Европа и мировой Юг. — “Дружба народов”. Независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Первоначально тема статьи называлась “Россия и мировой Юг”, но в процессе работы автор убедился, что “в религиозно-культурном плане (в отличие от геополитического) проблема отношений России с мировым Югом является органической частью более общей проблемы: Европа как цивилизация и мировой Юг”.
Каким должен быть курс истории литературы? — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
В обсуждении принимали участие А. Бочаров, Т. Венедиктова, С. Кормилов, В. Толмачев, И. Кондаков, Н. Полтавцева, К. Исупов. Среди прочего: “Было бы более чем своевременным создание тематического словаря русской классики — рабочей книги для теоретика и историка. Ни в одном справочнике нынешний специалист не отыщет таких кардинальных для родной культуры слов-тем, как Юродство, Исповедь, Жертва, Антихрист, Ирония истории, Хандра, Правда и ложь, Кукла, Смерть, Наивность, Апофатика, Лик/лицо/личина, Богочеловечество, Страдание, Почва, Молчание, Одиночество, Тайна, Здравый смысл, “Пещера Платона”, Мистерия, Встреча, Факт/событие, Детскость, Число, Другой, Игра, Универсалии культуры (напр., имя, сон, путь, зеркало, тень, жест и т. п.)...” (Константин Исупов).
Владимир Кантор. Артистическая эпоха и ее последствия. По страницам Федора Степуна. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
“Артистическая эпоха” начала века как прямой пролог последующего “восстания масс”.
Анатолий Ким. Сбор грибов под музыку Баха. Роман-мистерия. — “Ясная Поляна”. Литературно-художественный иллюстрированный журнал. Москва — Тула, 1997, № 1.
Новый философский роман известного прозаика. Сложная структура. Действующие лица: Голоса, Грибы. Предыдущий роман А. Кима “Онлирия” печатался в “Новом мире” (1995, № 2, 3).
Юлий Ким. Дело Петра Якира. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
“Теперь, когда пишут о славных диссидентских временах, имена эти, Якира и Красина, Пети и Вити, либо умалчиваются, либо поминаются вскользь, то с горечью, а то и с презрением. Мне хочется оспорить такое отношение...”
Руслан Киреев. Тургенев: вы напрасно говорите о моем счастье. — “Ясная Поляна”. Литературно-художественный иллюстрированный журнал. Москва — Тула, 1997, № 1.
Эссе о классике.
Никанор Коваль. Прокрустово ложе. Фрагменты книги. — “Грани”. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1996).
“Оляне Макаровне, маме моей, замученной насильственной коллективизацией, посвящаю”.
Юрий Кублановский. Солженицын при демократии. — “Труд”, 1997, № 37, 26 февраля.
Солженицын как “последний великий русский”. “Давно нет почвы, на которой всходили такие люди”.
М. Кузмин. Пять разговоров и один случай. — “Митин журнал”. Санкт-Петербург, № 54 (1997).
Рассказ, датированный ноябрем 1925 года. Публикация сопровождается статьей живущего в Иерусалиме филолога Глеба Морева “Oeuvre posthume Кузмина: заметки к тесту”.
Евгения и Иосиф Кунины. Октаэдр. Фантастический роман в двух частях. Публикация, предисловие и послесловие Сергея Гиндина. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Небольшой авантюрно-фантастический роман, написанный братом и сестрой Куниными в 20-е годы. Среди прототипов — Сергей Бобров, Константин Локс, Аделина Адалис и другие. К сожалению, авторы романа не увидят его напечатанным: Иосиф Филиппович скончался летом минувшего года, Евгения Филипповна — в марте этого года. См. в “Новом мире” лирическую трагедию Е. Куниной “Франческа да Римини” (1993, № 3), а также большую подборку ее стихов (1995, № 10).
Михаил Кураев. Чехов посередине России. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Дневник писателя. Памятник Чехову в Красноярске (географическом центре России). Дом-музей Чехова в Ялте. Та же статья одновременно напечатана в красноярском журнале “День и ночь” (1997, № 3).
Валентин Курбатов. Загадочное существо — жизнь. — “Дружба народов”. Независимый литературно-художественный и общественно политический журнал. 1997, № 4.
О прозе Михаила Кураева.
Ефим Курганов. Розанов и Флоренский. — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Две главы: “Проблема мессианизма”, “Проблема символа”. Отношения Розанова и Флоренского с иудаизмом, в частности с Каббалой (самое интересное).
С. Ломинадзе. Пустыня и оазис. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
Полемика с Александром Кушнером (эссе “Здесь, на земле...” — “Знамя”, 1996, № 7) о стихотворении И. Бродского “Письмо в оазис”, адресованном А. Кушнеру: что есть “пустыня” и что — “оазис”?
Николай Малинин. Лукоморья больше нет. — “Ex libris НГ”. Приложение к “Независимой газете”, 1997, № 60, 3 апреля.
“Наверное, это великая книга”. Восторженный до неприличия отклик на сборник эссе Александра Гениса “Вавилонская башня” (М., “Независимая газета”, 1997). Несколько раз обыгрывается рифма “гений” — “Генис”. “Это почти Честертон, но для умных”. А Честертон — для кого?
Норман Мейлер. Портрет Пикассо в юности. Главы из книги. Перевод с английского А. Богдановского. — “Иностранная литература”. Ежемесячный литературно-художественный и публицистический журнал. 1997, № 3, 4.
Версия биографии. Работа начата в 1962 году. Вышла в свет в 1995-м.
Александр Мелихов. “Я люблю добро, я ищу его и сгораю им”. Правдивый реалист или неистовый гиперболизатор? Обличитель или фантаст? Или, может быть, пророк-правдоискатель? — “Звезда”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
О Гоголе.
Анатолий Найман. Витёк и Алик. — “Октябрь”. Независимый литературно-художественный и публицистический ежемесячный журнал России. 1997, № 4.
Против статей Виктора Топорова (“Постскриптум”, 1996, № 4) и Александра Жолковского (“Звезда”, 1996, № 9) об Ахматовой.
Милорад Павич. Внутренняя сторона ветра, или Роман о Геро и Леандре. Перевод с сербскохорватского Ларисы Савельевой при участии Натальи Вагаповой. — “Ясная Поляна”. Литературно-художественный иллюстрированный журнал. Москва — Тула. 1997, № 1.
Перу этого автора принадлежит мировой бестселлер — роман-лексикон “Хазарский словарь” (русский перевод — “Иностранная литература”, 1991, № 3; отдельное издание — СПб., 1997). “Внутренняя сторона ветра” имеет два начала и две титульные страницы, конец романа, таким образом, находится в середине книги; ее можно читать с того или другого начала, а потом переворачивать книгу вверх ногами и продолжать чтение. Тут же печатается статья Игоря Кузнецова о М. Павиче “Водяные часы, или Роман времени с вечностью”.
Людмила Петрушевская. Палимпсест. Рассказ. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 3.
Лесбиянки.
Людмила Петрушевская. Королева Лир. Сказка. — “Стрелец”. Альманах литературы, искусства и общественно-политической мысли. 1997, № 1 (76).
Длинная “петрушевская” сказка.
Л. Е. Пинский. Две лекции. Вступительная заметка и публикация Е. М. Лысенко. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
Почти не правленный текст магнитофонной записи лекций (“Поэтическое и художественное” и “Выразительное”), прочитанных Л. Пинским в 1972 году для друзей.
Ольга Постникова. Диссертация. Рассказ. — “Стрелец”. Альманах литературы, искусства и общественно-политической мысли. 1997, № 1 (76).
Короткий рассказ известной поэтессы. См. ее недавнюю подборку стихов в “Новом мире” (1997, № 3).
Вячеслав Пьецух. Из цикла “Рассуждения о писателях”. — “Дружба народов”. Независимый литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Эссе “Нос” (о Гоголе), и “Товарищ Пушкин” (понятно о ком).
Вячеслав Пьецух. Русские анекдоты. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Под номерами. Всего восемь.
Валентин Распутин. Отчие пределы. Рассказы. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 3.
“Видение” и “Вечером” — короткие рассказы.
Александр Сегень. Абуль-Аббас — любимый слон Карла Великого. Роман. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 4, 5.
Исторический роман. Тому же автору принадлежат книги об Иване Третьем и о Тамерлане.
Андрей Сергеев. О Бродском. — “Знамя”. Ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал. 1997, № 4.
Воспоминания о поэте.
Иван Солоневич. Уроки и плоды революции. Подготовка текста, примечания и заметка Михаила Смолина. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 4.
Отрывок из книги И. Л. Солоневича (1891 — 1953) “Белая Империя” (по шанхайскому изданию 1941 года). Книга готовится к выходу в приложении к журналу “Москва”.
Иван Шмелев. Солдаты. Роман. — “Москва”. Журнал русской культуры. 1997, № 3.
Незаконченный роман. Первые главы публиковались в № 41 и 42 “Современных записок” за 1930 год. Текст в журнале “Москва” печатается по отдельному парижскому изданию 1962 года, вышедшему в свет благодаря усилиям родственницы писателя Ю. А. Кутириной. В приложении к публикации даны новеллы и наброски Шмелева, связанные с замыслом романа. Подготовка текста Елены Осьмининой.
Григорий Шурмак. Новые рассказы Александра Солженицына. — “Грани”. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1996).
Доброжелательный обзор солженицынских двучастных рассказов в “Новом мире” (1995, № 5, 10 и 1996, № 6).
“Я должен сохранить себя здесь...”. Новые страницы дневников Франца Кафки. Вступление, перевод с немецкого и примечания Е. Кацевой. — “Вопросы литературы”. Журнал критики и литературоведения. 1997, № 2.
Записи 1910 (самое начало дневников Кафки) и 1920 годов. См. также юношеские “Путевые дневники” Кафки 1911 — 1913 годов в журнале “Знамя” (1997, № 3).
Игорь Яркевич. Бог — это три буквы. — “Независимая газета”, 1997, № 78, 29 апреля.
Среди прочего — забавное наблюдение: “Любая литература в России с мощным эротическим подтекстом (например, “Записки из подполья” Достоевского или “Крейцерова соната” и “Дьявол” Толстого) могла считаться какой угодно литературой — прогрессивной, реакционной, классической, но только не “эротической”... А литература, где секс был на первом плане, вроде “Ямы” Куприна, “Санина” Арцыбашева, “Крыльев” Кузмина, была настолько плохо организованной прозой, что эротическая она или нет — уже значения не имело”.
.
Грани. Журнал литературы, искусства, науки и общественно-политической мысли. № 182 (1996).
В данный номер журнала вложена листовка следующего содержания: “С 1946 г. мы издавали журнал “Грани” в Зарубежье и всеми способами нелегально распространяли его в России... Журнал был видным явлением в русской литературе. Однако с прекращением литературного подполья иссяк тот источник, который питал журнал, иссяк пафос издания. После падения советской власти “Грани” вернулись на Родину. Журнал всегда существовал на очень ограниченные средства, но финансовое положение в России оказалось столь плачевным, что издательство оказалось вынужденным по материальным соображениям прекратить издание журнала. Вышедший сто восемьдесят второй номер журнала — последний номер”. Далее высказывается намерение издавать ежегодный альманах под тем же названием и того же направления, которого журнал “Грани” придерживался в течение пятидесяти лет.
Ясная Поляна. Литературно-художественный иллюстрированный журнал. Главные редакторы Владимир Толстой и Анатолий Ким. Москва — Тула, 1997, № 1.
Вышел первый (полиграфически роскошный и очень толстый) номер нового журнала “Ясная Поляна”. Среди других материалов сразу бросается в глаза обилие публикаций, связанных с Львом Толстым и с родом Толстых. Это “Репей” — первая редакция “Хаджи-Мурата”, специально перепечатываемая к 100-летию написания (1896). Это и статья Толстого “Благо любви. Обращение к людям-братьям”. Переписка Льва Толстого с тетушкой Л. А. Ергольской (его письма входили в собрание сочинений, многие письма Л. А. Ергольской полностью публикуются впервые). Воспоминания Александры Владимировны Толстой (окончание следует). Современная литература представлена новыми сочинениями Анатолия Кима, Владимира Отрошенко и всемирно известного серба Милорада Павича, с которыми соседствуют перепечатки хорошо известных произведений Ксении Некрасовой и Бориса Шергина. Те, кто знаком с эстетическими воззрениями Льва Толстого или хотя бы раскрывал его трактат “Что такое искусство?”, могут себе представить, с каким удивлением читал бы хозяин Ясной Поляны текст того же Павича (шутка). А если серьезно, то “Ясная Поляна”, в первом приближении очень привлекательная, пока более походит на красивый (до зависти), со вкусом составленный альманах, даже ежегодник, чем собственно на литературный журнал, которым она, будем надеяться, еще станет. Журнальное дело требует периодичности и новизны. “Что нового?” — спрашиваем мы, раскрывая любой журнал. “Нового? Как всегда, Лев Толстой”, — отвечают создатели “Ясной Поляны”. Не поспоришь.
Составитель Андрей Василевский.