Кабинет
А. Н.

ЕВРЕИ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

ЕВРЕИ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Сборник статей;
БОРИС ПАРАМОНОВ. Портрет еврея


ЕВРЕИ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Сборник статей, публикаций, мемуаров и эссе. Выпуск I. 1919—1939 гг. Составитель Михаил Пархомовский. Иерусалим. 1992. 519 стр.

Одно перечисление авторов и названий статей, составивших этот уникальный — по многообразию тем и персонажей — сборник, с трудом уместится в объем традиционной аннотации. Благодаря продуманной композиции разнородные, по существу, материалы прочитываются как цельное повествование о еще одной неизвестной странице культурного рассеяния — теперь уже русско-еврейского, — о напряженном диалоге культур в условиях двух диаспор. Разнесенные по шести рубрикам, статьи, публикации и эссе охватывают многие сферы жизни, в которых проявили себя представители русско-еврейской культуры, отказавшиеся в изгнании, — литературу, живопись, скульптуру” общественную деятельность, благотворительность, библиофильство, шахматы и др. Представителен состав авторов из Израиля, России, Франции, Англии, США, Украины; в числе участников — ученые с мировыми именами. Исайя Берлин вспоминает о своих встречах с Александром и Саломеей Гальпериными, Е. Эткинд публикует фрагменты переписки М. А. Алданова и Е. Д. Кусковой, Б. Лосский рассказывает о высылке из России “людей мысли” в 1922 г., Н. Лобанов-Ростовский представляет “записки коллекционера” — о театральных художниках из России.

Книга открывается рубрикой “Евреи и русская культура”, в которой воспроизводится статья М. Осоргина “Русское одиночество”, опубликованная в 1925 г. в сионистской газете “Рассвет” (как бы задающая тон всему сборнику), с последующими редакционными комментариями и читательским откликом (публикация А. Разгона). В следующей рубрике — “Писатели, поэты, критики” — помещены некрологи-воспоминания М. Осоргина, посвященные Саше Черному и В. Жаботинскому (публикация О. Ласунского); здесь же — литературно-биографический очерк о Ю. Айхенвальде (А. Рейтблат), эссе о Довиде Кнуте (Я. Цигельман), Борисе Панте-леймонове (М. Агурский), И. Эренбурге (М. Амусин).

На наш взгляд, особенно удачной вышла рубрика, объединившая материалы, относящиеся к книжному и издательскому делу. Статья Л. Юниверга “Евреи — .издатели и книготорговцы русского зарубежья” воссоздает яркую картину русских издательств в Берлине в 20-е гг.; особое место среди них принадлежит издательству 3- И. Гржебина, чья жизненная и творческая судьба подробнее освещается в работе того же автора “З. Гржебин и М. Горький”, И. Вайнберга и небольшом мемуаре дочери Е. Гржебиной. Для любителей всяческих библиографий и просто книголюбов ценной окажется работа О. Ласунского, посвященная владельцу берлинского антиквариата “Россика” Ю. С. Вейцману, обладателю ценнейшей библиотеки, включавшей многие раритеты и автографы. Завершают раздел статьи о ведущих журналах русского зарубежья — “Социалистическом вестнике” (М. Хейфец) и “Современных записках” (М. Пархомовский).

В рубрике “Архивы и мемуары” особый интерес представляют воспоминания живущей в Париже А. Цетлин-Доминик о своих родителях, М. О. и М. С. Цетлиных, основателях “Нового журнала”, и любопытные наблюдения В. Лосской “Об одном парадоксе Марины Цветаевой”. Разнообразные материалы составили рубрику “Деятели искусства. Шахматисты”. Здесь представлены работы по истории израильской оперы и месте в ней Ф. И Шаляпина (А. Ориман), о выходцах из России во французском кино (Б. Носик), о скульпторах Хане Орловой (Л.Латг) и Науме Аронсоне (В Шлеев), в статье “Об “арийских” и “неарийских” шахматах” С. Дудаков в неожиданном ракурсе рассматривает историю шахматистов-эмигрантов. Героями последней рубрики “Общественные деятели и меценаты” стали Я. Л. Тейтель (Э Капитайкин), Б. Бруцкус (В. Каган), 0-'Грузенберг (Я. Айзенштат).

Сборник завершается рассказом о евреях-меценатах в межвоенном Париже , (Б. Носик) с выразительным заглавием “...Не вышло бы ни одной строчки по-русски”, которое не покажется преувеличением тому, кто прочел составившие сборник строго документированные материалы.

Издание щедро проиллюстрировано: множество фотографий, факсимильных воспроизведений рукописей и инскриптов, рисунков и т. п., среди которых имеются настоящие сюрпризы — отметим фото, запечатлевшее Ф. И., Шаляпина с членами сионистской организации Петрограда на фоне большой шестиконечной звезды (апрель 1918 г.). Имеется информация об авторах и проспект следующего выпуска, который ожидаем с нетерпением.

БОРИС ПАРАМОНОВ. Портрет еврея. Петербург — Париж. Издательство Т. Гржебина. 1993. 88 стр.

Судя по представленной программе, главным направлением основанного живущим во Франции Т. 3. Гржебиным книгоиздательства станет выпуск серии (или коллекции) “Мемуарная и биографическая эссеистика” (составитель Ив. Толстой). С позиций “чистоты жанра” выбор дебютанта сделан точно: Б. Парамонов, знакомый слушателям радио “Свобода”, а с недавнего времени — читателям отечественной периодики, — признанный мастер историко-философской, культурологической эссеистики. В аннотируемом сочинении речь идет как будто об И. Эренбурге, однако автор признается, что в его герое ему “интересно и значительно не его личное, но общее, родовое, не „поэт" в нем важен, а „жид"”. Соответственно, главными оказываются “рассуждения об иудейском племени” (название одной из глав) — с присущей автору игрой цитатами, парадоксальными заключениями, рискованными силлогизмами, запоминающимися чеканными афоризмами. “Я вижу, что “заключения об Эренбурге” не получается, заключение — опять же о евреях, — резюмирует Б. Парамонов. — Но это не ошибка композиции, а суть дела”. Книги об Эренбурге, конечно же, “не получилось”, что никак нельзя считать “ошибкой композиции”.

Небольшая (по формату и объему) книжечка издана в России, и издана превосходно: изящно, со вкусом оформлена, качественно отпечатана и прочно сброшюрована — словом, достойно несет на себе товарный знак “Издательство Т. Гржебина”. Адрес издательства: Les Editions Grjebine, 11 roe Jules Chaplain. 75006 Paris. France.

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация