Циолковский меня спросил:
— Вы разговариваете с ангелами?
— Нет, — ответил я тихо.
— Я постоянно разговариваю.
В. Шкловский
Авторское предуведомление: стихотворения перемежаются «обратными речитативами» (отмеченными «звездочкой»), восходящими к поэтике шестистрочных гексаграмм И-цзина; и читаются снизу вверх. Набранные прописными буквами заглавия речитативов расположены внизу, под основным текстом каждого из них.
Метаморфозы
Тяжкая роза растет, я был ей, я кричал.
Вправо качнется с Землей и в земле пропадет,
красная роза — подкова умерших, причал,
Анна святая подкову, как имя, найдет.
Я был Анной и сердцем ее, мошкой в точном стекле,
сколько жизней цветов я собой пробуждал, проницал!
Роза тяжкая в ребрах гудит и в ключиц серебре,
жизни матов и непостижен ребристый кристалл.
Черепахой растет из ствола переменчивый плод,
в тяжких яблоках склон и любимой уста и уста,
и вдоль времени жажда нагая, как путник, идет,
и с ключицею дождь образует подобье креста.
Ай ли лодка плывет, запуская в ночи фейерверк,
то ли плачет и мужеством полнится виолончель,
то ли роза чугунная тронула, чтоб не померк,
воздух, что уходил в соловья голосистую щель.
Я был всем, миллионом имен и существ,
и эфирным гонцом на причале и крыш, и любви,
я лежал в тусклом пламени свечки — простора расщеп,
меня не было больше средь времени тяжких лавин.
Над червонной рекой все гребет золотой пароход,
и плотвичка из ребер рукой слово «всхлип» достает,
и в глазнице солдата волшебная флейта поет,
я в эфирный шепчу свою песню нездешний народ.
Наливается плод, его лампа горючей смолой.
Кто из нас это — ты, не узнать, но поверить сполна,
по другой стороне ты идешь, словно Лазарь, нагой,
и тебе говорит захребетные гимны Луна.
С розой тяжкой, с ладьей совладай, нашепчи, подыми
дивный город Калугу мускулистым без перстня перстом,
без ребра проживи, языком о себе умолчи,
обрастая свистящим, как вещая птица, ребром.
*
увидишь собственное лицо
в беспредельной пустыне
поцелуешь уста пропадешь
сорвешь может быть яблоко
пройдешь розу ветку тоннель
подымаясь по человеку
ВОСХОЖДЕНИЕ
Людской луч
Каких просторов язва и объятье
нас одевают в платье из лучей,
уже нам тесно прежней плоти платье,
чело нам истончает, как ручей,
бессмертный луч, я им теперь укроюсь
от горечи и града, жала смерти,
пусть он пронзит меня, как твердый полюс
пронзает ось земная, я на тверди
небесной облаков пасу стада,
меня лучи дориносима держат.
А лишь вчера я думал и страдал,
из света непосильного извержен.
Лучистый край! Осенние леса!
Я как корабль парю в твоих просторах,
златых берез внимаю чудеса,
и лист сгорает, как бездымный порох!
Нам не нужны тела. Отжившие, они
принадлежат теперь горе, холмам и лесу,
а в нас лучей мгновенные огни
летят в эфир, противясь кости весу.
А в нас растут большие города
из света и времен неомраченных.
Течет эфир. Освещена вода.
Поет простор созвездий истонченных.
И полнится всемирных тварей ход,
дельфин в волне с закрученной ракушкой
поет в трубу, а рядом хоровод
живых существ колеблется, воздушный.
Бессмертен мир! Бессмертны вещи мира!
Орфей поет, его прозрачна лира,
как рыбий хвост, и рыба говорит
стихи и песни. Человек парит.
И Эвридика возвращается из Ада,
аэроплан летит, как легкая менада.
Лиса амброзию вкушает,
камням людские лица разрешает.
И я в ночи стою. Гляжу на мир.
Я не один. Бежит вдоль вен эфир.
И звезд великих тихие рыданья
горят в ночи, как знаки восклицанья.
*
не плакал но дрозда любил и целовал
не плакал чтоб никто никто никто никто
не мог бы сделать чтоб никто
кто голубя создал и небо разве он же
под чашей неба с голубем и зимородком
смотри в окно как плачут звери
НИКТО
Пан
Меж сада из цветов и москательной лавкой
был Пан великий, превратив себя
в весы из рук, челом светя как лампой,
и в правой он держал себя,
и в левой тоже он держал себя.
И правый, сумрачный и дикий,
до облаков достал великих,
а левый был в ладони незаметен,
но пел в его гортани ветер.
Пан в котелке сидел, держа себя балансом,
и мир был тепл и напряжен,
и бог считал себя балластом,
оглядываясь на жен.
Сиринга пела песню о пространствах,
унизанных и звездами, и светом,
сбегая со ступеней,
что Микеланджело построил гений.
Для Пана это не казалось бредом.
Второе имя Пана — Константин, и он,
клубясь издалека,
из бога исходил, словно рука,
растягивающая изнутри чулка капрон.
Был Циолковский и задумчив, и печален,
великий Пан свистел, исповедален.
Втроем они вращались на Земле,
сойдясь лучом единым на стекле.
И Пифия, волнистая, как знамя,
не говорила больше им стихами.
И, исчезая отражением в прудах,
и, тая, словно эскимо,
сирень бессмертную Плутарх
в объятьях нес, будто окно.
Уста рыдающие — ритмы создавали,
покуда бога в слове узнавали,
но бог ушел, и сохнет лодка,
и Пан на небо смотрит кротко.
И мысль пронизывала Пана,
и он, качая сам себя,
накидывал руно барана
на небо, крыши серебря.
Я стану камнем, деревом и лесом
Я стану камнем, деревом и лесом,
босая ходит мной виолончель,
гудя в груди собою и отвесом
Земли, свисающей в грудную щель.
О новые права! как будто в неизменной
картине мира все смешалось вдруг
и, вогнутый, плывет, кочуя по Вселенной,
великих превращений круг.
А он стоит и облетает телом,
как будто листьями огнеразрывный клен,
его становится все меньше, вот уж не осталось
и вовсе ничего — свистит за домом лён.
И горстью листьев-атомов кидается природа,
я состою из очерка пера
и точки Бытия, ее зовут свобода,
с груди упала ветхая кора.
Пуруша-лебедь, я плыву по звездам,
и каждое перо огнем поет,
я стыну в озере, и я иду по мертвым —
мне их земля с корнями отдает.
Моя пята одета тленом, песней — клюв,
и жизнь, и смерть поют в круговороте
времен, встал коромыслом в сердце луч,
бессмертья бог потворствует природе.
Осенние леса, великая пора!
Летящие листы, засыпанные тропки!
Земля гудит в пяту, темна ее нора,
и мальчик ангелом повис на ручке конки.
Я велосипедист, мне в спину дует ветер,
из Питера отказ, но жив мой дирижабль,
веретено пространств, он серебрист и светел,
передвижного воздуха скрижаль!
Свисти мой гимн и распадайся на цветы
Верлен на кошку в окне на категории
абстрактные денотаты
на ряд знаков ζζζ на пробелы
когда поешь
мальчик бежит меж душой и телом
горлом и панцирем краба
движущуюся неподвижность
восьмипалым пауком
Кун-цзы
грудной головой
*
истинное лицо похожее на обруч
людей в виолончели — свое
солнечной системы в лицах
стружках рубанка в модели
кочнах морозных капусты в
кого ты ищешь в перьях гуся в
ОБРУЧ
*
что есть имя
Борисович Игнатий
нова Александр
Георгиевна Ива
Каннинг Валентина
Павел Павлович
ИМЯ
* * *
П. П. Каннингу
Циолковский идет, в руке модель самолета, на плече у него алая птица,
никто не знает ни имени его, ни стихов, ни его самолета,
ни оркестра прозрачного над головой, что играет вполсилы (и плица
парохода стучится не в такт), ни радиуса слаженного хоровода
из мыслей. Весь летит он — летят, мерцая, очки,
манишка и галстук, летят его руки в мозолях,
бородка летит и, как гуси, летят башмаки, и лоб его,
кудри седые и плечи, лопатки.
Очи его с удаленной звездой и летят, и восходят сквозь воздух
в грозе и озоне,
ангелы вьются в полете, одежд их играют и катятся легкие точные складки.
Он то тихо летит, то идет, и бесшумно ступает во мне,
его грезит алая птица, —
он ступает во мне, словно дождь, или утром к струе рукомойника дева,
я лишь шар из стекла, на котором бескрайнего мира стоят и лик, и зарница,
Константин идет по мне изнутри и толкает шагами вперед
мое хрупкое тонкое тело.
Позади нас закат, впереди нас встает сфера солнца и звезд водопады —
он был шаром, а я Константином, когда рядом Товия бодрствовал с рыбой,
плавая в шаге,
а над нами ходили созвездья и лица, эфирных пространств световые солдаты,
и мы шли и звенели, а звезды и ангелы бились в распахнутом флаге.
И мы шли, и нагие, и мудрые, в сфере стекла
и над речкой хрустальной летели,
обгоняя дома и грачей, каланчу и деревья, входящие крыльями в воздух,
в шаре светы играли, и тонкие сущности в длинные трубы гудели
в низких света лучах, и немых и ужасных, как длинные жала, и острых,
и сердца наши были одно в этой крестообразной юдоли и в огненном теле.
*
смерть как у нас
полет как у нас
песня как у нас
глаза как у нас
но сердце как у нас
у гуся нет мотора
ПОЛЕТ
Урок латинского в классе за стенкой
Четверка скачет коней, в воздух пыль поднимая.
Медленно части летят сухой истончившейся почвы, —
медленней Солнца, отставая в пути от него,
тише Луны, ее ход в глазах отражая.
Долго планеты кочуют — от крестца до ноздрей,
алая кровь тише по жилам бежит.
Оси колес раскалились, но хоры
звездные тихо идут вдоль сочленений животных.
Солнце, Луна и звездные знаки живут
сообразно коням и цветам — в слове они
тихую магию света и смысл продолжают.
Праздники 1935 года
По небу летят самолеты
и говорят дирижабли.
Комдив, товарищ Буденный,
гарцует на жеребце.
И фонари на бульварах
как белое олово светят,
а москвичи и москвички
с птицами говорят.
И ялики парусом пляшут,
играет оркестр над водою,
и белые пароходы
везут на себе горожан.
Огромный приземистый город,
столица высокого неба,
столица морей и бульваров,
в нем слава людей и щеглов.
Бульварами ходят шинели,
стране нужно хлопка и стали,
и дирижаблей, и точных,
летящих по небу ракет.
И в ветре каштаны кренятся
и шепчут столичные клены,
и речка течет меж холмами,
и Моцарт и Глинка звучат.
Ай, ходят барашки по речке,
ах, зайчики пляшут на лицах,
играет оркестр над водою
и с птицами говорит.
...........
Телеграмма
Москва, товарищу Сталину. Тронут Вашей теплой телеграммой. Чувствую, что сегодня не умру. Уверен, знаю: советские дирижабли будут лучшими в мире. Благодарю товарища Сталина. Нет меры благодарить. Циолковский. 17 сент.
*
гремучая даль славит рабфаковку
птицы и дирижабли поют
вьются а выше где воздух —
и подбородок и лоб и волосы
бедра ее прекрасны и грудь
Она снимает платье через голову
ПЛАТЬЕ
Изнанка духа / рай поэтов
С переводом А. П. на коленях следить
за каркасом слова и недоумевать от обратимости всей
этой лингво-философской конструкции-перевертыша, а оно
пока что, или он, движется по сочинским санаториям 35-го года
воздвигает лестничные марши гремит из динамика Шостаковичем
слово С Т А Л И Н рисует аэропланами
над Красной площадью
И Беньямин в России нашел не то что Рильке
в то время
как он взгрызается зубчатым колесом в гору
освобождая место для музея Островского
и красный галстук натирал потную шею
а оно катится
звеня хрустальными бубенчиками мимо фонтана —
зеленая вода плакучая ива старая женщина юна, обронив: какие ветки!
длинные платья и пиджаки в лодках
на пруду ЦПКиО
желтое пиво музыка Мендельсона из репродуктора
слово — феномен жизни, а не текста —
это Шкловский он же:
Циолковский, передвигающий керосиновую лампу по проволоке
и еще про строение черепа и ангелов
Ангелы — не то что можно сконструировать или помыслить
Эх под ветер подставляя полы
мчаться на «снегурках» по Оке
или оседлать велосипед и провожать поехать осень —
таять прозрачными слоями тела,
словно трехслойным мармеладом
или выдвижными ящиками хитроумного Сальвадора
вот грудь растаяла от скрипки осени
а вот колени — от ее фаготов
а вот виски — от контрабаса и круженья листьев
и ты плывешь как дирижабль пустой
по воздуху
и крики с музыкой и лодки
и речные трамвайчики швартуются у пристани
дух времени увидеть — как свои лопатки а зеркало — стихотворение
по Красной площади идет и он же
играет в колокольчик рифмы
и дышит задохнувшись женской грудью
играя безделушкой на груди
на почте просыхает от чернил
на телеграфном бланке
шипит и пенится в киосках газировкой,
а к площади проедет «эмка» с пассажиром —
в Москве-реке зажжется гребешок
земля с водой играют в угадайку
пространство вечно
жизнь безмерна
отдать долги и в благодарность кочаны капусты
соседям
и никогда твой цельнометаллический не сомкнется, он, гигант
и имя не найти что двигало страну в Сибири поезда слова
и лагеря и поцелуи
и тихий плач на кухне плеск
фонтанов
…учителем с расширенной трубой, прижатой к львиной голове
как будто бы он сам фонтан
и плещет в ночь кастальской влагой
под звукопись райкомовской машинки