* * *
Рядом с Герценым квасить неловко,
и для этого дела была
у ворот чумовая столовка —
прямо первая дверь от угла.
Там в углу исключительный столик
был от всяческих взглядов укрыт —
смейся после четвёртой до колик,
кайся после десятой навзрыд.
И к тому ж кошельку пустомели
небольшой наносили урон
с беспощадной подливкой тефтели
и руины сырых макарон.
И кромешная сушь винегрета,
и компота дремучая муть
вопреки аппетитам запрета
помогали судьбу обмануть.
Нарушенье законов и правил
перцем радости жгло пищевод,
чтобы Хронос похмельем приправил
заводную эпоху невзгод.
Обещаний невзрачные вехи
спрятал в кухонный дым сигарет,
выдал выпускнику на орехи
дармовой общепитовский бред.
Чтоб кололись скорлупки да ядра —
сокрушительной жизни тщета,
где от прелести прежнего яда
не осталось уже ни черта.
И какого неведомо чёрта
там, где лоха щадила беда,
нынче клуб под названием «Форте»
и лабает Козлов иногда.
И считается славной манера
сытым джазом травить на убой,
чтоб ореховый тон интерьера
рифмовался с облезлой судьбой
там, где Герцен подзуживал сдуру
под убойную музыку сфер
эмигрировать в литературу
из гранёного СССР.
* * *
Они все умерли. И нынче ты да я
перемываем кости по привычке,
пока разноголосая семья
в местах подземных разжигает спички,
чтоб высветить друг друга и прочесть
в следах петельных, отворённых венах,
что всё путём, что всё сбылось как есть,
как обещали в строчках довоенных.
Тогда в красивых куртках летуны
глядели физкультурные парады,
и грелись, осознанием полны,
в горниле славы первые бригады
и дирижабля медленная тень
смущала огорошенные души.
Кепчонку сдвинь, кожаночку надень —
нужны-важны оплечь глаза и уши,
чтоб после смаковать за упокой
шампанского джазменовские брызги,
водить рукой по даме никакой,
накапывать в наркомовский до риски.
Ну а кому — раскуривать «Казбек»
и спички оставлять для подземелья.
И строчек заполуночных разбег,
сомнительное средство от забвенья
очередного тщетного пловца
по темноте заядлой, заоконной,
лелеять в поте ясного лица —
лишь свет настольный, высверк незаконный
и оклики затерянных друзей
в полях гостеприимного Аида,
и рукописи, сданные в музей,
и детская свирепая обида,
и беспардонный холод по спине
от безраздельной участи земельной
в отравленной созвучьями стране,
не плачущей над метрикой семейной.
* * *
Струнные режут слух, небосвод кровит.
Здешний Морфей подсел на нездешний джаз,
радиосплетни, новости про ковид,
макли с голосованьем в который раз.
Крепок бурбон, старателен саксофон,
йодом рассветным комната залита.
Вот и лекарство — стало быть, мир спасён —
прежняя кровь не выкипит ни черта.
Разве что к горлу нагло подкатит ком
по звукоряду с паузами для слёз —
даром что время пьётся одним глотком
и не пристало плакать о нём всерьёз.
Банда резвится, мечется звук в сети.
И накрывает где-то уже к пяти.
Мигом почти.
Но и во сне кошмарят наперебой —
полный абзац, пока не очнёшься к трём —
Диззи Гиллеспи с выгнутою трубой
и Чарли Паркер с буторным вискарём.
И непонятно, статуи сносят где
и чумовую крышу снесло когда…
И кукуруза в спирте всегда к беде
или чревата проблесками беда?
Это одна реклама, что поутру
всё будет славно с муторной головой —
невыносимо на новостном ветру,
если проснёшься к вечеру чуть живой.
И за бемолем — снова блажной диез.
Дикие ноты вновь обретают вес
в аранжировках пьес.
Бешеный Гарлем, судорожный бибоп,
сороковых отчаянный героин…
И за синкопой — сразу сплошной озноб
у не протрезвевшего до седин.
У обожателя жизни смешная роль —
чёрным по белому вносится в нотный стан
позднего бденья импортный алкоголь,
что трудовую печень давно достал.
Но если время снова плывёт во тьму,
если опять и сам он вовсю плывёт —
стало быть, светит вписывать самому
партию счастья в нынешний переплёт.
Будут ударные, клавишные, вокал…
Кто в партитуру будущего вникал,
не осушив бокал?
* * *
Взрывоопасный звук, в никуда скользящий,
точно пойманный за руку власть имущий —
мается, заикается, дышит чаще,
да и срывается, чтоб истерить всё пуще.
Пригородный кабак на задворках лета.
Дальше — лесная тьма с оголтелым эхом,
где воскресают все отголоски света
джазовых сейшнов, полных слепым успехом.
Даром хозяин вор, но меломан до дрожи —
предпочитает кул, торчит от сквозной валторны…
А рассуждать о жизни — только себе дороже,
ибо слова смешны, а утвержденья вздорны.
Прыгает звукоряд из чёрной травы на ветки —
и депутатский корпус идёт налево,
от наслажденья темпом смежая веки,
чтоб демографии не облетало древо.
Чтоб не кончалась музыка перед снегом
наперекор безумиям и осадкам,
где после пятой тянет общаться с небом
на штормовом пиру в равновесье шатком.
И круговые страсти крутого века
прячутся под крыло листопадной комы,
чтобы в лесу лукаво светилась веха —
даром что гаммы до седины знакомы.
* * *
Рулады джаза прежнего разлива
в ЦПКиО
выводит репродуктор терпеливо —
но никого
из чуваков и барышень в раскрасе
нет на погляд —
и лишь одни на запертой террасе
скамейки в ряд.
И списывать на происки ковида
исход времён
санбюллетень, состряпанный для вида,
определён.
И покати шаром, где пункт проката
у тухлого пруда —
лишь воробьи шныряют воровато
туда-сюда.
И никому не нужные в округе
бас и фоно
перемежают блюзы с буги-вуги,
где сплошь черно.
Ведь это ночь заламывает руки
в кругу разлук…
Но до утра в слепой радиорубке
не гасят звук.