Книга джунглей
Индия это первослон, память,
трогающий хоботом останки сородичей,
пыль и печаль родства.
Это слон макна — исполин без бивней,
валящий в поединках соперников, как солому,
и уходящий в слезах, оставляющих на лице траншеи.
Это низкие частоты голоса, недоступные нашему слуху,
их слышат ступнёй.
Это мать впереди земли, и сёстры.
Это ход тише бабочки в гомоне леса.
Это слонёнок, путающийся в пяти ногах.
Это трудная связь иного
с человеком, но всё ещё связь.
Это Ганеша.
Индия — королевская кобра,
та, что вьёт гнездо для родов, как птица.
Та, что ест соплеменниц.
Та, в которой пять метров яда,
но сделает всё, чтоб уйти от конфликта
с чужеродным.
Та, что, взметнувшись к лицу человека,
будет стоять, глядя в глаза
и по губам читая
всё, кем ты был и уже не будешь.
Это Наг.
Индия это умбристый олень самбар,
у которого на груди проступает пятно —
мокрое, неизъяснимое, словно кровоточащее,
как стигмат.
И особенно у взрослеющих женщин.
Это Лакшми.
Индия это тигр, царь.
Тот, кто живёт один.
Тающий, как закат, последний.
И тот, кто стоит в ступоре,
глядя поверх растерзанного человека,
не понимая, как это случилось,
но чувствуя, что уже никогда
не вернуться в свои очертанья.
Индия это нильгау, голубой призрак,
в профиль похожий на единорога.
В брачных турнирах самцы опускаются на колени
и чокаются лбами.
Это Нанди.
Индия — чёрная пантера,
неприручаемая.
Холодная ярость и «презрение
к огнестрельному оружию»,
как на знамени Лермонтова.
Это Кали.
Индия это лангур
с лицом из сгоревшей бумаги
и лампадками глаз,
сидящий недвижно на ветке,
медитируя на заходящее солнце.
Хануман.
Индия это птица-носорог,
та, что летит долгими взмахами,
скрипя уключинами,
или как сказочный раскладной диван.
И держит инопланетную ягодку
в жёлтом полумесяце клюва.
А потом замуровывает свою суженую
в дупле дерева, оставляя крохотное окошко
для свиданий и передач.
И если что случается с ним —
ни ей, ни детям его уже не выбраться.
Гаруда.
Индия это баньян,
где ветви уходят и в небо, и в землю,
и в стороны света и тьмы,
переплетаясь и образуя
рощу как мир без центра и края,
как круговую поруку родства:
тат твам аси,
саб куч милега —
Ты есть То,
и всё возможно.
Тримурти.
Индия это Маугли,
в начале времён
увидевший у ручья
её, наполнявшую кувшин,
ту, у которой имён было больше,
чем капель в ручье:
Шакти, Дурга, Сарасвати, Сати…
и ушедший за ней,
покинув лес
и создав то,
что мы назовём индуизмом.
Три женщины
И было у него
три женщины, три индии. Одна
лежала в джунглях на спине
и, проводивши взглядом
его родное чужестранное, шептала
на древнегреческом Гомера
в скользящие над нею облака.
Другая — вся в слезах и с камнем тощим
в руке — спускалась по откосу в чащу,
откуда только что донёсся рык, и следом —
звук прощальный, шла —
нет, не спасти, хотя бы тело
из пасти тигра… Нет, не вырвать —
но насмерть кончиться, исчезнуть…
А он сидел, невидим, за кустом
и, глядя на неё, не знал,
куда себя девать от детской несуразной
любви, и сердце заходилось от стыда
и нежности, — и смех и грех — от счастья.
А третья,
выскользнув ладонью из его
ладони, на дерево взлетела, голося оттуда,
пока они глаза в глаза сходились
и скрылись в зарослях…
кричала, думая, что так его спасает, и потом,
вернув ладонь и глядя в сторону,
поспешно, молча
увела.
Три индии, три женщины. В одной —
как дух над водами и нет земли.
В другой — душа и речь.
А в третьей — кромка рая
в сплетенье тел.
В четвёртой — он,
под маской жизни.
Один. И ничего
не вычесть, ни сложить.
Просыпайся, Брахма
Просыпайся, Брахма, надо поговорить,
в непробудном сне твоём что-то пошло не так.
Жизнь, как пряха, между губами сжимает нить,
только нити нет. И рисует небо себе тилак
на рассветном лбу, за которым нет
ни тебя, ни того, что часть,
только меленько рваный свет,
как письмо — не сложить его не прочесть.
Это майя, мир, головная боль —
без, как ты сказал, головы.
Левый глаз заволочен — быль,
правый — небыль, и оба глядят на вы
друг на друга. Третий
прикрыт рукою. Куда ж нам плыть
в этом сне, где когда-то двое
были всем мирозданьем, и даже вой
в оба горла был поначалу светел.
Просыпайся, заварим чай,
надо поговорить. Там, за твоей спиной
Шива с Вишну сошлись, чтоб дитя зачать,
чтоб оно побороло Зло, потому что вроде
тут надеяться больше не на кого. Дитя
и демон — вот и всё, что ещё в природе
откликается на тебя.
Просыпайся…
Связь
Ничего не будет уже хорошего,
кроме смерти, да и она — постыдное благо
для немногих, не втянутых в общежитие.
Ничего, по простой причине
утраты связи
с нечеловеческим,
то есть самим собой.
Связи исподволь отчуждаемой —
так что и не удивляет,
что мы ещё есть.
Нет её — ни на Западе, ни на Востоке,
и на этом они и сойдутся,
верней, на последствиях.
И все эти страсти
о левой повестке ли, правой,
о демократиях и правах —
молох,
если нет этой связи.
Но вроде бы мы ещё есть.
Как и те, на краях людских территорий,
ещё думающие о ней
как о живой.
Но где она, последняя обитель её?
В Индии?
Где крестьяне, отрезанные от леса,
глядят на него
сквозь колючую проволоку
заповедников,
а последние хуторки местных племён
лесники выкуривают из джунглей
обещаньями субсидий и компенсаций,
и тех, кто сопротивляется,
изводят побоями или
выхватывают женщин и вливают бензин между ног.
Не всюду, не всех,
но, собственно, и не много осталось.
Спиной к спине
Не дай мне бог увидеть жизнь свою,
там райский сад сосёт корнями пекло,
которое тем садом дышит.
Не быть и не уснуть, и не унять.
О Индия, жена моя… Лежать
спиной к спине, глядеть,
как солнце ручку золотит.
И ту, что движет, не узнать
и не унять, ромалэ…