Черных Наталия Борисовна — поэт, прозаик, эссеист. Родилась в городе Челябинск-65 (ныне — Озёрск) в семье военнослужащих. С 1987 года живет в Москве. Окончила библиотечный техникум, работала по специальности. Автор нескольких поэтических книг.
Наталия Черных
*
ОТВЕТ ПАУЛЫ
Зелёный глаз
Женщина беседует с саженцем:
Антон Иваныч, уроженец Ряженцев;
женщина с саженцами — как с детьми,
они бегут небесными плетьми:
прочь, прочь. Зелёный глаз семафора!
Прочь, говорит Моисей, и со мной Сефора;
абрикос взял за руку грушу:
я не трушу, я тебя не разрушу.
А у семафора, правда, зелёный глаз.
Пыльная майская зелень смотрит, как Спас.
Стал маслянистым шиповника запах,
да бутоны у розы на лапах.
Стуки-сутки, рельсы и шпалы.
Впасть в немилость, выйти из-под опалы —
а всё дорога. И только в райском квадрате
забываешь о небывшей с тобой утрате.
Кто внушает, что родилась — и вдруг потеряла?
Сильно щемит — не боле полумпериала!
Как хорошо взять в пригоршни сад гроз.
До влаги из глаз он прекрасен и полон гнёзд.
Гнёзда-глаза: в птицах есть-то нечистое,
веретено-тельце быстрое-быстрое
вокруг погасшего источника света.
Для растений создана вся планета.
Племя райское вы в рассеянии.
Шиповник, папоротник, Вознесение.
Менада
Менада хохочет голосом глиняным, треснутым. Сыпется злая тревога.
Что ей помстилось, не ведомо. Что нужно ей: смерть или подмога,
не угадать, хоть ты трещины все обойди терракотовой сыплемой бездны.
Не различить ни тепла и ни тьмы; гений в ней там же, где бездарь.
Карточка, пропуск в ней — через кп на израненном торсе дороги.
Бог ли в менаде живет или боги? Все девственницы, все недотроги…
Не смогут быть целомудренней этой, босой, под дождём,
увядший венок нацепившей на сальную голову звонкую…
Колонку с водой тот украсил венок, а колонка шла глинистой кромкою.
Сколько менад обретается в юной менаде, промокшей девице с ружьем,
кто дикие косы погладит, винокуренно дымные, гладкие,
кто примет и кто поцелует жестокой плясуньи повадки,
кто краше возлюбленного и ненавистного, с долгим задумчивым телом,
кто кажется в красном всегда, а приходит в кровавом и белом,
что за загадки,
вопросы:
танцы, шины, колеса…
Над Варшавой какою русалкой с мечом наклоняется дерзкая статуя.
Много лиц у менады; то видится северной рыбой великой,
то молния среди виноградной листвы богоборного лика.
Проповедница малая в страхе бежит, за пожар на поселочке ратуя.
То в церквушке московской, то при свече где-то в храме глубинки
окаянство сверкнёт в ней мотивом калинки-малинки.
Дядька нет да и спросит: а есть в тебе бог или только бальзам приворотный?
Или всё ей смешки, молотком — черепки, извиваясь, ударит вдруг
туфлей курортной.
Или же дух в ней блаженный и то излучает она, что не слышалось
матушке верной?
Говорят, что менады любовь расширяется чашей безмерной,
обнимает закат и восход, и встает вертикальное море.
И уже нет касания к звукам: горе или горе,
как её удержать, золотая,
как отыскать в ней блаженства святое подворье.
А бог её сердце, как сок из точила, в себя собирает,
бог веселее менады гуляет — и в ней, и в избраннике трудном,
оттого ей невмочь: невозлюбленной и неподсудной.
Письмо Пауле
Дорогая Паула, сегодня пустынным утром
увидел черного меланхолического терьера,
вспомнил, что не ответил письмом. Подумал,
что ты смущена была бы ответом,
таким осенним, простым и мирным.
Ты есть как город после бомбежки,
хотя такого города я не видел.
Что интересно в жизни. Ты любишь музыку,
ты ее чувствуешь, как мне недоступно, и преклоняюсь.
Говорить и писать — ты не знаешь английского,
но уверен, что письма ты получаешь.
У меня все хорошо, могу рассказать про утро,
где ходят две женщины и две собаки.
Счастлив, что не видел того, что вижу обычно.
Когда обычные вещи уходят — это как ты,
когда идешь через парк и видишь собак и теток.
Ответ Паулы
Дорогой мой друг, письмо получила.
Отвечаю без имени: потеряла и не запомнила.
После того, как прочла, письмо употребила,
Запекла в пирог с сыром, съела, бумаги не ощутила.
Наверно, вы писали на рисовой.
Да, парк по утрам — ничего нет лучше.
Живу как обычно. Благодарю Бога.
Впрочем, Богу моя благодарность мала,
И, насколько я понимаю, не потому, что Ему безразлично,
А потому что — и далее грамматика отдыхает.
Я есть, как есть одиночество, старость, болезни,
Дрожащие руки, война и горе. Я есть как рай.
Как обетование о том, что страданье конечно.
Что жалость как лечение бесполезна
На стадии жизни. В умилении перед смертью,
Когда любому жалость необходима,
Поверьте, нет ничего — и любви тем более.
Я есть как липы у кладбища и цветенье,
На которое неизбежная аллергия.
Ваше письмо во мне. Полагаю, в составе крови
Когда-нибудь найдут ваше имя.
Если напишите снова, буду прекрасно рада.
Но по сердцу — зачем плодить переписки?
Я куплю детские туфли и шпроты,
Летний пост настаёт. Farewell, друг мой,
Мне хорошо, что мы узнали друг друга.