Соловьев Сергей
Владимирович родился в 1959 году в Киеве.
Поэт, прозаик, художник. Автор двенадцати
книг. Лауреат премии «Планета Поэта».
Живет в Мюнхене.
Сергей
Соловьев
*
ДЕРЖИСЬ, МАЛЬЧИК
* *
*
Мне кажется, что жизнь — не моя. Верней,
что я один из нескольких, из многих,
кто жил ее и назывался «я»; друзей
меж ними не было — дороги
разные и время. Может быть,
и не чужие, но едва ли
они друг другу стали бы на ты,
еще вопрос — признали б?
И вот я думаю, что в смертный час
не я один умру — во мне сойдутся
они, врасплох, кто молча, кто крича
куда-то в сторону, и тот, в пальтишке куцем
детском… Неузнанные, разные, не все,
наверное, не так уж и чужие,
а может быть, и попросту не все,
и кто-нибудь в себе, как на чужбине,
останется. А те, на лодочке скользя,
сойдут на тот неберег,
срастаясь в одного, в одно, в меня…
Но в это я уже, похоже, мало верю.
* *
*
Я так любил писать с тобой с голоса, кто бы знал.
Вот сидим мы на травке, в тени, на краю джунглей,
у тебя лэптоп на коленях, бабочка на мизинце ноги,
а я взглядом по верхушкам деревьев выхаживаю,
шевелю губами беззвучно, что-то там наживляя,
а ты смотришь мне в губы и улыбаешься, ждешь,
и я говорю:
ну помоги же мне, здесь, в этом месте… такой
переход прихотливый...
Киваешь с улыбкой, и плавно покачиваешь головой:
«не-не-не». И я не понимал никогда, почему.
И не верил тебе, что, мол, синтаксис это такой у меня
и все прочее, входа-выхода нет, мол, со стороны.
В самом деле, не опускаться же до имитации…
Нет, конечно, так ты не говорила. Покачивала.
«Не-не-не-не, —
как сказал в разговоре со мной философ
с чудным именем Подорога, —
время созерцания кончилось».
И тебе так нравился этот реверсный брачный
его пируэт перед пропастью.
О какой же ты стороне, если их божьей милостью
нет. Как бывает в любви, а у нас с тобой — в слове.
В этой чуткости, близости инцестуальной,
которую божьей едва назовешь.
А ты говоришь: не могу.
И это тем более странно, что вот Мандельштам,
например, или Данте стоял бы, глядел на верхушки
и что-то шептал: в этом месте такой переход...
ну ты понимаешь…
А я бы с лэптопом сидел, с мотыльком на ноге,
и если б о связке шла речь, стилистической что ли
запинке, наметке, не больше, то я бы, наверно,
два-три варианта каких-то нашел бы —
не значит, что те, но не это ведь важно.
Сидишь
как пейзаж, как условье акустики голоса, речи,
как ля камертона,
похожем на шпильку в твоих волосах, «не-не-не»,
улыбаешься, годы, и бабочка не улетает.
* *
*
У каждого свой лес. Особенно дойдя
до середины сумрака. У Кафки — тот,
где он сказал: сомнительно родство
с людьми. Биологическое разве что.
Мне кажется, в моем лесу и этот вздох
уж выдохнут. Как и другой, другого:
живя в аду, не жалуются. Нет здесь
ни ада, ни родства, ни жалоб. Помнишь,
друг в друга по утрам мы вглядывались:
«кто ты?», и смущена улыбка. «Где мы
живем с тобой?» — ты спрашивала так,
что было счастье нам хотя бы оттого что
было, откуда спрашивать. В одном, скажи,
из тех миров возможных. Как по-детски,
беспечно и светло и страшно это сочетанье
слов. Они сочлись. И некого спросить —
ни кто, ни где. Песок, шалашик слов
и ветер — вот и весь возможный мир,
и тем роднее он, чем в нем однее. Рай.
Ну да, животных много. Общественных,
переходящих в жертвенных. И все бы
хорошо, когда бы меньше было среди них
людей. Шалашик шелестит: поговори
со мною. Больше не с кем, тут собеседника
молчанью нет. Одна отрада — мертвые и не
рожденные еще. Вот весь огонь в камине.
Знаешь, лег вчера, свет выключил, не сплю,
и вдруг — не чувство, не мерещится, а так
и есть — мое лицо исчезло. Но не маска
и не зиянье там, а призрачной пыльцой —
лицо отца. Мое. С того давно уж света.
О было бы оно развернуто ко мне! Но нет.
Простил? Не знал, что думать, не решаясь
его рукой потрогать. Не дыша, уткнувшись
в лицо его. Как блудный сын — в ладони
открытые и теплые, живые
пустоты. Отца и сына.
* *
*
Почему такой тяжелый осадок,
он говорит, от людей? От всех.
Потому что дней — семь,
а ночей — не счесть.
А откуда шинель — из сада?
То, что часть
больше целого, легче понять,
оглядываясь на жизнь.
Лежи-лежи,
мальчик,
глиняный крестик,
образующий ять
с Богом,
это женщина схватывается в тебе,
а не межреберная невралгия.
Речь к истоку
плывет — груз-200,
но кто оплачет?
Любовь — как пальцы на тетиве,
в них весь ты.
А что ж тогда летит — полет валькирий?
Держись, мальчик.
* *
*
Здравствуй… Мы с тобой для веселья
повод — божьего, он пропал, как молочко
грудное. Здравствуй. Так говорят в землю,
лежа ничком.
Видишь, дожили — не назвать по имени
даже. Дуем, как на ожоги: ты… ты…
Мир под речью лежал, как вода под ивою.
С тех и спросится — извивами немоты.
Что ж итожить нам? Что под елочкой
новогоднее? Шить и шить…
И сволачивается, как нить,
память — вся с иголочки.
И куда-то в сторону — ту, где были мы,
говорим, чуть дыша: держись…
Как в петле. Чуть покачиваясь. Без имени.
Разве боль притупилась? — жизнь.
Столько счастья далось нам — умо ли
постижимо? А даров сколько — видишь? Глаз
не отвесть. Мы спеленаты в них, как мумии, —
хоть на елочку вешай нас.
* *
*
В котлах алхимии кипела жизнь твоя,
и ты не понимал, что происходит, голос
чей, зачем кольцо, мешок, петух, змея,
и звуков, чувств и дум горящий хворост,
и что за тени над тобой в дыму, и смех,
и шепот вдруг (ты здесь?), и темные вязанки
дорог, и близость женщин — этих, а не тех,
с которыми, казалось, весь в одно касанье.
Зачем всё так таинственно вразброс и так
снует, поет, но где? Ни слов, ни песни.
Кто в танце душу водит? И стоишь, простак,
и ждешь, пока вернут, у кромочки, у бездны.
Ни имени тебе, ни лет. Незримый крюк
вверху как бог, на нем висишь ты, светел
от копоти, порукой превращений. Друг
единственный твой — ты, их лжесвидетель.
Круг замедляется, и вот пустеет зал, исчез
огонь, и дым, и тень на мнимом своде.
И проступают имя и черты, но не прочесть,
и некому спросить: что происходит…
* *
*
Жирафы спят меж берегов молитвы,
став на колени, шея — вокруг ног.
И видят сны.
Дельфины чередуют полушарья:
одно на вахте, а другое спит.
И видит сны.
Спят птицы в перелетном небе —
поочередно, в середине стаи.
И видят сны.
Спит лайка на боку: все лапы в конус,
нос — к лапам, и хвостом укрывшись.
И видит сны.
Нас было двое,
все счастье жизни —
как лайка та.
Входя друг в друга —
и в речь, и в сердце —
как птицы те.
И, разойдясь навеки,
с тобой плывем мы,
дельфином тем.
Все, что осталось, —
нездешний остров,
как тот жираф.
* *
*
Ты родила сына, я написал книгу,
мы посадили дерево, дерево нас убило.
Видишь, как я запутался.
Сын меня прекратил, а потом он тебя родил,
дерево проросло сквозь нас.
Песок оголил слова.
Книга во мне горела, сын тебя переписывал,
дерево в волосы заплетало молнии.
Мертвые живей живых.
Видишь, как я запутался
в той петле. Вижу, как ты опомнилась
на земле. Книга листала дерево,
нас не стало.
Кто ж, как не ты, дышит во мне так больно,
кто ж, как не мальчик, тихо в тебе смеется.
Пиф-паф, что с тобой, зайчик жизни,
что ж так светло дереву, как в огне.