Кабинет
Андрей Василевский, Павел Крючков

ПЕРИОДИКА

Периодика
(составители Андрей Василевский, Павел Крючков)


*

“Библио-Глобус”, “Вестник РХД”, “Время MN”, “Время новостей”, “Вышгород”, “День литературы”, “Дружба народов”, “Ex libris НГ”, “Завтра”, “Знамя”,

“Знание — сила”, “Известия”, “ИНDЕКС/Досье на цензуру”, “Интеллектуальный Форум”, “Искусство кино”, “Истоки”, “Кольцо „А””, “Лебедь”, “Литературная газета”, “Литературная учеба”, “Мировые дискуссии”, “Москва”,

“Московские новости”, “Независимая газета”, “Независимое военное обозрение”, “Новая газета”, “Новая Юность”, “Новое время”, “Новый Журнал”,

“Общая газета”, “Огонек”, “Октябрь”, “Подъем”, “Посев”, “Русская мысль”,

“Русский Журнал”, “Субботник НГ”, “Урал”, “Уральская новь”, “Футурум АРТ”, “Христианос”

Сергей Аверинцев. “На вершине горы — крест”. Предисловие к латышскому изданию книги протоиерея Александра Меня “Истоки религии”. — “Христианос”. Альманах. Издается Международным Благотворительным фондом имени Александра Меня (Рига, Латвия). Главный редактор Наталья Большакова. Рига, 2000, № 9.

“Против верующего — все: не только КГБ, не только официоз, но и советское общество как таковое, включая либералов времен „оттепели”...” На русском языке печатается впервые.

Дмитрий Авалиани. Листовертни. — “Футурум АРТ”. Литературно-художественный журнал. Издатель и главный редактор Евгений Степанов. № 2-3 (2001, август).

Невероятное. Фраза что будет написана/нарисована таким затейливым шрифтом, что при повороте листа вверх ногами она читается как будет осень. Или: что завтра— поворачиваем: дешевый снег. Или еще невероятнее: плюшкин умер — переворачиваем лист: жив абрамович. Повторяю: пока не увидишь собственными глазами, понять/поверить невозможно.

“Футурум АРТ” — журнал футурумистов (футур-ум-мистов), которые смотрят в будущее, но никого не стремятся сбросить с корабля современности. “Многие из авторов журнала, наверно, и не подозревают о том, что редактор причисляет их к сторонникам нового движения” (из редакционного предуведомления Евгения Степанова).

Кирилл Александров. Обреченный временем. — “Посев”, 2001, № 9 <http://www.webcenter.ru/~posevru>

Табуированный юбилей: 1 сентября 2001 года исполнилось 100 лет со дня рождения генерал-лейтенанта Андрея Андреевича Власова. “Примерно каждый 15-й, служивший в германских вооруженных силах в 1941 — 1945 годах, имел гражданство СССР. Численность этих людей, достигавшая 1,1 млн. человек, превышает совокупную численность Белых армий периода гражданской войны”.

Павел Басинский. Новые деревенские. — “Литературная газета”, 2001, № 36, 5 — 11 сентября <http://www.lgz.ru>

“Именно в деревне Россия проходит испытание на прочность. Именно здесь она даже не эксплуатируется, как прежде, а просто брошена на произвол судьбы, на собственные силы, на разграбление своими и чужими, но и на милость и справедливость Божью...” О новомирских повестях Александра Титова “Жизнь, которой не было” (2001, № 8) и Бориса Екимова “Пиночет” (1999, № 4).

Аркадий Белинков. <Я жил в стране-застенке и писал то, что хотел писать>. Публикация Ивана Толстого. — “Русская мысль”, Париж, 2001, № 4377, 20 — 26 сентября<http://www.rusmysl.ru>

“Любую из своих строк, написанных в Советском Союзе, я без стыда могу напечатать в свободном мире. <...> Я всегда был с теми, кто ненавидит черный, коричневый, желтый и красный фашизм и борется с ним”. Предисловие А. В. Белинкова (1921 — 1970) к несостоявшемуся американскому изданию книги об Олеше. По радио “Свобода” текст был прочитан 8 декабря 1969 года. Публикуется впервые к 80-летию со дня рождения Белинкова.

Сергей Беляков. Плохой хороший писатель Олеша. — “Урал”, Екатеринбург, 2001, № 9 <http://magazines.russ.ru>

“Итак, мы подошли к выводу, что дар Олеши не был полноценным, ибо его талант не опирался на повышенную пассионарность...” Автор — студент Уральского государственного университета.

Сергей Бирюков (Россия — Германия). Эротика и фонетика. Три источника — три составные части звучарной поэзии. — “Футурум АРТ”. Литературно-художественный журнал. № 2-3 (2001, август).

“Звуковая поэзия — это публичное искусство, да к тому же связанное с применением техники, поэтому подпольное существование [ее в советское время] довольно проблематично”.

Георгий Бовт. Белые как черные. — “Известия”, 2001, № 162, 5 сентября <http://www.izvestia.ru>

“Но сегодня пора говорить о расизме черном, требующем, по сути, превратить процесс искупления за колониальное прошлое в преследование ныне живущей белой расы...”

Анатолий Богатых. Русские песни. — “Знамя”, 2001, № 8 <http://magazines.russ.ru>

“...Что ж ты наделала, как ты посмела?! / Что же ты целилась так неумело, / бедная, бедная / Фанни Каплан?..”

Алла Большакова. “Мне нравится она...”. Любовь как род недуга в архетипическом поле русской литературы. — “Вышгород”. Литературно-художественный и общественно-публицистический журнал. Издается с 1994 года. Выходит 6 раз в год. Главный редактор Людмила Глушковская. Таллинн, 2001, № 3<http://www.veneportaal.ee/vysgorod>

“Однако почему же мужчинам-авторам действительно „нравится чахоточная дева” как своего рода идеальная модель покорности природной (и, очевидно, мужской) воле, перед которой „бедняжка клонится без ропота, без гнева”?..”

Алла Большакова. Философско-эстетическая “охота” в мире русского слова. Пушкин, Тургенев, Л. Толстой, Аксаков. — “Литературная учеба”, 2001, № 3, май — июнь.

Фрагмент книги “Деревня как архетип: от Пушкина до Солженицына”.

Елена Булгакова, Татьяна Луговская. Жуковская, 54. Письма и воспоминания. Предисловие, публикация и комментарий Н. Громовой. — “Искусство кино”, 2001, № 6<http://www.kinoart.ru>

Вторую часть этой публикации — под названием “Выходит душа на душу” — см.: “Искусство кино”, 2001, № 7.

Аркадий Бурштейн. Слушающий голоса Тьмы. Медитация над поэмой М. Ю. Лермонтова “Мцыри”. — “Уральская новь”, Челябинск, 2001, № 11<http://magazines.russ.ru>

Лермонтов любил Родину, но Демона — больше.

Равиль Бухараев. Два пути Европы: Казанова и Гёте. — “Ex libris НГ”, 2001, № 36, 27 сентября <http://exlibris.ng.ru>

Гёте был по духу мусульманин.

В историческом пространстве хватит места для всех... Дискуссия по книге А. И. Солженицына “Двести лет вместе”. [Фонд “Русское Зарубежье”, Москва, июль 2001 года]. — “Москва”, 2001, № 9 <http://www.moskva.muslib.com>

“Существует странная интеллектуальная традиция: трактовать апостольское: „...нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос” (Кол. 3: 11) — не как равенство всех людей перед Богом, а как этический запрет признать тот факт, что эллины, иудеи, варвары и скифы — суть разные народы, с разными судьбами перед лицом истории”, — отмечает среди прочего Людмила Сараскина. Среди участников дискуссии — Г. Гачев, В. Третьяков, А. Панарин, А. Ципко и другие.

“Но для православного человека она (книга Солженицына. — А. В.) ничего нового пока не дает...” — считает Михаил Назаров (“День литературы”, 2001, № 10<http://www.zavtra.ru>). См. также рецензии Андрея Зубова “Сильнейшее терапевтическое средство” — “Посев”, 2001, № 9 и Льва Аннинского “Бикфордов шнур длиною в двести лет” — “День литературы”, 2001, № 10.

Петр Вайль. Сергей Довлатов. Между реальностью и словесностью. Десять вопросов о писателе. К 60-летию со дня рождения. — “Новое время”, 2001, № 37, 16 сентября.

“На родине Довлатов пил ровно так же, как в эмиграции”. См. также кулинарное интервью Вайля — “Новая газета”, 2001, № 69, 24 сентября.

Борис Ванталов. Ende Hoch, или Записки неохотника (1996 — 2000). — “Библио-Глобус”. Журнал-обозрение. 2001, № 8 (17).

“Отвратительна эта мерзкая инерция выговаривания”. Ранее вышедшую книгу Бориса Ванталова “Конец цитаты. Книга облаков. Точка в виде запятой” не следует путать с гораздо более известной книгой Михаила Безродного “Конец цитаты”.

Екатерина Варкан. “Я родился при царе и девять лет жизни прожил в нормальных условиях”. Вспоминает поэт Семен Липкин. — “Субботник НГ”. Еженедельное приложение к “Независимой газете”. 2001, № 27, 15 сентября <http://saturday.ng.ru>

Отметивший свое 90-летие Семен Липкин рассказывает: “Они [с Ахматовой] беседовали, и Пастернак очень ругал английского писателя Голсуорси — плохо пишет, люди неживые. Говорил долго, но в конце концов ушел. Анна Андреевна рассказала, что до меня он ругал Голсуорси еще полчаса. Я полюбопытствовал, почему такой неяркий писатель его так заинтересовал. „В том-то и дело. Давным-давно, в 30-е годы, Пастернака выдвинули на Нобелевскую премию, но получил ее Голсуорси”...” См. также беседу Семена Липкина с Ольгой Постниковой — “Общая газета”, 2001, № 38, 20 сентября <http://www.og.ru>

Алексей Варламов. Обнажение приема. История одной мистификации. — “Литературная учеба”, 2001, № 2, март — апрель.

Розанов — в елецкой гимназии, в пришвинском дневнике, в пришвинском романе “Кащеева цепь”. См. также: Алексей Варламов, “Пришвин и Бунин. Литературный этюд” — “Вопросы литературы”, 2001, № 2, “„Двух соловьев поединок...” И. А. Бунин и М. М. Пришвин: точки сближения и разделения” — “Подъем”, Воронеж, 2001, № 5; “Современное прочтение Пришвина” — “Литературная учеба”, 2005, № 5.

Татьяна Васильева. Это не война. Это революция. — “Русский Журнал” <http://www.russ.ru/politics>

“Перед нами эстетика, идущая изнутри современного капиталистического общества, гениальное творение чудовища-хакера, не видящего различия между виртуальностью и действительностью, между жизнью и не-жизнью. Это произведение создано не многоопытным и суровым воином, а мальчишкой (15 — 20 — в конце концов, 30 лет) в компании с еще несколькими мальчишками. Организация, чтобы ее не заметили, должна быть не огромной, а крошечной — всего 20 — 30 — 40 человек. <...> Но основная идеология — ненависть именно к США как системе и WTC как олицетворению ее — власть капитала, „современных технологий”, глобалистские амбиции. Это ненависть, которую можно испытывать только изнутри, — США должны быть родиной, образование — Итон, денег — девать некуда в котором уж поколении (аристократия по-американски). Не в смысле Вудхауза или даже О. Уайльда, а скорее уж Гюисманса — такого тошнит, что у него столько же рук и ног, как у всякого встречного, что он так же, как всякий потребитель гамбургеров, ест, пьет и испражняется. <...> И если желать именно, чтобы рухнул этот мир, нет смысла сидеть в партере и ждать продолжения спектакля — это вульгарное желание простолюдина, господин же, зевая, покидает ложу. <...> Может застрелиться. Может снять офис для подготовки теракта на сотом этаже WTC и смотреть, как приближается самолет с соратниками”.

Высшая мера для высшей ценности. — “ИНDEKC/Досье на цензуру”/ Инициатор издания — Index on Censorship. Учредитель — Фонд защиты гласности. Главный редактор Наум Ним. Редактор русского издания Елена Ознобкина. 2001, № 14 <http://index.org.ru>

Подборка выступлений против смертной казни. Для политкорректности присутствуют известная цитата из Солженицына и одно развернутое — и самое разумное — мнение профессора Юрия Антоняна о том, что есть такие преступления, за которые следует казнить: “Покаяние [убийцы] заключается не в том, чтобы признать убийство ни с чем не сравнимым грехом. А в том, чтобы человек осознал свою вину, понял, что он должен понести за него наказание и нет ему никакого оправдания”.

Сергей Голлербах. О встречах кратких, и не только. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 223 (2001, июнь).

Современники.

Александр Голубев. “Призраки войны” и реальность. — “Знание — сила”, 2001, № 7 <http://www.znanie-sila.ru>

20 — 30-е. Настроения. По сводкам ОГПУ.

Ростислав Горчаков. Кого потопил [Герой Советского Союза Александр] Маринеско? — “Посев”, 2001, № 9.

На теплоходе “Вильгельм Густлофф” были немецкие... беженцы?

Лилия Гущина. Личное дело. — “Новая газета”, 2001, № 68, 20 сентября <http://www.novayagazeta.ru>

Материалы из личного дела Ерофеева Венедикта Васильевича, студента Владимирского пединститута, включая “справку” с неразборчивой подписью: “<...> Я как преподаватель философии считаю, что Ерофеев не может быть в числе наших студентов по следующим причинам: 1. Он самым вреднейшим образом воздействует на окружающих, пытаясь посеять неверие в правоту нашего мировоззрения. 2. Мне представляется, что он не просто заблуждается. А действует как вполне убежденный человек, чего, впрочем, он и сам не скрывает. 29.01.1962”.

Ричард Давенпорт-Хайнс (London Review of Books). Бульвер-Литтон и начало английского криминального романа. — “Интеллектуальный Форум”. Международный журнал. Издатель Глеб Павловский. Главные редакторы Елена Пенская, Марк Печерский. 2001, № 6 <http://if.russ.ru>

“Бульвер-Литтон вовсе не считал детективный жанр низким: Шиллер, перед которым он преклонялся, в конце жизни хотел написать драму о французской полиции...”

Борис Дубин. Анналы повторения. Популярный историко-патриотический роман 90-х годов. — “ИHDЕКС/Досье на цензуру”, 2001, № 14.

“Впервые в пореволюционные годы книги данного [историко-патриотического] жанра предъявляются читателю как чисто коммерческий продукт, а не как элемент государственной пропагандистской машины”.

Александр Дугин. “Единственная форма национальной идеи — евразийская”. Беседу вел Армен Гаспарян. — “Литературная газета”, 2001, № 37, 12 — 18 сентября.

“Его (Зюганова. — А. В.) нельзя показывать по телевидению, публиковать его фотографии, потому что получится какое-то смакование неадекватности, неэстетичности. У политических деятелей лица должны все-таки соответствовать хотя бы минимальным параметрам симметрии”.

Борис Евсеев. Новая проза новой России: иллюзии и возможности. — “Литературная учеба”, 2001, № 4, июль — август.

“Именно смена функции приема и жанра, возможно, даст новую суперпрозу. К примеру, давно ожидаемый „Большой русский роман” (идеологический и религиозно-философский, который сменит поднадоевший англо-американский novel), даст русскую воинскую повесть (связанную с древнерусской повестью), даст „рассказ-роман” и им подобное”. См. также повесть Бориса Евсеева “Ночной смотр” — “Литературная учеба”, 2001, № 3.

Евгений Евтушенко. Тайна дяди Володи. — “Новая газета”, 2001, № 66, 13 сентября.

Луговской.

Н. А. Еськова. Орфоэпия слов, связанных с религией и Церковью. — “Вестник Русского Христианского Движения”, Париж — Нью-Йорк — Москва, № 182 (2001, № 1).

Здесь же — заметка Н. А. Струве “Паннихида или панихида?”.

Аркадий Застырец. Гамлет. Эксцентрическая комедия в пяти действиях. — “Уральская новь”, Челябинск, 2001, № 10.

Там же, тогда же. Никто не погиб. Офелия — алкоголичка и нимфоманка. В общем, ерунда.

Михаил Зенкевич. О новом стихе. Публикация, подготовка текста С. Зенкевича. Предисловие Сергея Бирюкова. — “Футурум АРТ”. Литературно-художественный журнал. № 2-3 (2001, август).

Статья 1921 года о прозостихе. Недатированный автограф хранится в рукописном отделе Института русской литературы (Санкт-Петербург), фонд 773.

Михаил Золотоносов. Частицы литературы. — “Московские новости”, 2001, № 38, 18 — 24 сентября <http://www.mn.ru>

“Европейскому физиологическому пессимизму мы отвечаем физиологическим оптимизмом. Наш Е[гор] Р[адов] — ответ европейскому М[ишелю] У[эльбеку]...” О романе Мишеля Уэльбека “Элементарные частицы” см. рецензию Валерия Липневича — “Новый мир”, 2001, № 12.

Наталья Иванова. Пересекающиеся параллели. — “Знамя”, 2001, № 9.

Пастернак. Ахматова.

Борис Илизаров. Об историческом гештальте, историческом пространстве и тварях истории. — “ИНDEKC/Досье на цензуру”, 2001, № 14.

Рисунки Сталина.

Именем Аллаха. [Статья без подписи на первой полосе]. — “Известия”, 2001, № 167, 12 сентября.

После 11 сентября 2001 года стало ясно: главной мировой религией ХХI века будет ислам.

Римма Казакова. “Переломилась эпоха...” [Мемуары]. — “Литературная учеба”, 2001, № 3, май — июнь.

“Я не такая остроумная и богатая, как Виктория Токарева...”

Вера Камша. Войны ХХI века. — “Независимая газета”, 2001, № 171, 14 сентября <http://www.ng.ru>

Говорит (до 11 сентября 2001 года) американский писатель-фантаст Роберт Джордан: “В США существует весьма голосистое меньшинство, которое считает, что любой будущий конфликт должен происходить без потерь с нашей стороны. Повторяю: без потерь. Более того, любая война должна протекать с наименьшими потерями со стороны противника! <...> Таким образом, природа будущих войн происходит из гражданского понимания, каковыми они должны быть. <...> Так вот, во время этой войны [Севера и Юга] [генерал] Шерман заметил: „Война пополняет ад, сказал он, — и нет возможности этого избежать”. Забывать это опасно, так как можно столкнуться с теми, кто не забыл”.

Яан Каплинский. Весна на двух побережьях, или Сентиментальное путешествие в Америку. Перевел с эстонского Светлан Семененко. — “Вышгород”, Таллинн, 2001, № 4-5.

“Смею утверждать, что у Маринетти, Ле Корбюзье, Пикассо, Дали и многих других гораздо больше общего с Гитлером и Сталиным, чем с Эйнштейном и Гилбертом”. См. тут же: “Тоталитаризм с улыбающимся лицом” (Яан Каплинский отвечает на вопросы Людмилы Глушковской).

Лилия Китаева. Платонов, Хемингуэй и смерть. — “Подъем”, Воронеж, 2001, № 4.

“Третий сын”. “Фиеста”. Смерть.

Кирилл Кобрин. Письмо в Кейптаун о русской поэзии. — “Октябрь”, 2001, № 8 <http://magazines.russ.ru>

Письмо пятое — о Борисе Рыжем (1974 — 2001). См. также стихи Бориса Рыжего: “Урал”, 2001, № 8 и эссе Алексея Машевского “Последний советский поэт. Памяти Бориса Рыжего” — “Новый мир”, 2001, № 12.

Олег Ковалов. Нетерпимость. — “Искусство кино”, 2001, № 8.

“Изумляло и другое: на сеансе „Триумфа воли” [Лени Рифеншталь] респектабельный зал [петербургского] Дома кино часто аплодировал не мастерству режиссера, а... выступлениям Гитлера”. См. тут же обстоятельную беседу Лени Рифеншталь с немецкими журналистами (июль 2000 года).

Владимир Козлов. Проблема доступа — это проблема инфраструктуры. — “ИНDЕКС/Досье на цензуру”, 2001, № 14.

“Существуют две версии документального раскрытия этого события (Кронштадтского восстания 1921 года. — А. В.): версия Фонда демократии А. Н. Яковлева и версия Росархива. <...> В версии Яковлева блок документов, отражающих воздействие западноевропейских разведок, полностью исключен. В двухтомнике Росархива видно, какие усилия прикладывали, чтобы поддержать это восстание, и поляки, и шведы, и французы, и англичане...” Автор — руководитель Федеральной архивной службы РФ.

Борис Крячко. Экскурсия. Повесть. — “Вышгород”, Таллинн, 2001, № 3.

О творчестве Юрия Юлиановича Крячко (1930 — 1998), жившего в Пярну, см.: Евгений Ермолин, “Свободные люди на рабьей земле” — “Новый мир”, 2000, № 11.

Дмитрий Кузьмин. “Технология зрения, или http://www.vavilon.ru”. Беседу вел Виталий Кальпиди. — “Уральская новь”, Челябинск, 2001, № 11.

Рубрика “Плотники культуры”. “Какой смысл идти в критику, если я знаю, что значительная часть волнующих меня текстов не напечатана? Вот так и получается, что работа литературтрегера — наиболее важное и осмысленное из всего, чем я могу заниматься в литературе”.

Линдон Ларуш. Враг Америки — сама Америка. Из интервью с американским философом и экономистом, взятого 18 сентября [2001] Джоном Сигерсоном. Перевел Денис Тукмаков. — “Завтра”, 2001, № 39, 25 сентября <http://www.zavtra.ru>

“Понимаете, в этом человеке (Збигневе Бжезинском. — А. В.) заложено именно то состояние ума, при котором можно вполне захотеть совершить атаку на Нью-Йорк и Вашингтон. Я не говорю, что это сделал Бжезинский. Но именно его образ мысли, его мышление могли стать причиной, по которой другие люди сделали это”.

Наум Лейдерман. Крик сердца. — “Урал”, Екатеринбург, 2001, № 10.

“[Виктор] Астафьев настолько крупное явление в русской литературе второй половины ХХ века, что даже его художественные просчеты и даже то, что может вызывать решительное несогласие с ним, творчески значительно и примечательно для состояния художественного сознания его времени”.

Станислав Лем. “Нельзя принудить людей быть моральными”. Беседу вела Юлия Рахаева. — “Известия”, 2001, № 167, 12 сентября.

“Но сегодня она (Польша. — А. В.) существует в обстановке полной анархии, как будто на дворе не ХХI, а ХVIII век”.

“Никто не посмотрит из космоса на то, как некрасиво мы живем”.

“Мой агент из США присылает мне много разных изданий, агент из Москвы — журналы „Природа”, „Новый мир”, „Знамя””.

Михаил Леонтьев. “Лидеров у нас много. Но очень маленьких”. Беседу вела Елена Кудрявцева. — “Огонек”, 2001, № 37, сентябрь <http://www.ropnet.ru/ogonyok>

“Консерватор не может существовать без авторитетов. Без них может существовать новатор, авангардист, левый радикал. Базаров, который лягушек резал. Для меня как правого консерватора безусловным авторитетом является сегодня Солженицын”.

Ср.: “Очевидно, что растут акции правого неоконсерватизма, своего рода неопочвенничество и новое государственничество. <...> Конечно, в этой волне кто-то четче и осмысленнее рефлектирует собственную эволюцию, а кто-то продолжает называть себя либералом”, — говорит Андрей Зорин в беседе с Модестом Колеровым (“Время MN”, 2001, № 137, 7 августа <http://www.vremyamn.ru>).

Марк Липовецкий. Критерий пустоты. — “Урал”, Екатеринбург, 2001, № 7.

“Бродский наиболее радикально развил философскую тему, центральную как для барокко, так и для постмодернизма, — ощущение симулятивности, мнимости реального”. См. также: Лиля Панн, “Побег из тела в пейзаж без рамы. „Испанская танцовщица” Рильке и Бродского” — “Новая Юность”, 2001, № 3.

Владимир Литвиненко. К науке отношения не имеет. О “подсчетах” боевых потерь в ходе Великой Отечественной войны доктора филологии Бориса Соколова. — “Независимое военное обозрение”, 2001, № 36, 28 сентября — 4 октября <http://nvo.ng.ru>

Непраздный спор о соотношении немецких и советских потерь продолжается.

Юрий Лощиц, Иван Уханов. Выстрадать и выстоять. — “Завтра”, 2001, № 38, 18 сентября.

“Так что прощай, интеллигенция, тебе уже почти никто руки не подает. А мы для своего культурного сословия найдем новое имя, приличное. Да и это, кстати, как будто неплохо звучит: русское культурное сословие”, — говорит Юрий Лощиц.

Анна Матвеева (Екатеринбург). Писатель. Рассказ. — “Новая Юность”, 2001, № 3 (48) <http://magazines.russ.ru>

“Юркая, будто ящерица, молодая и тревожно-мнительная Настя Некрасова называет себя „девушка-писатель”...”

Ирина Машинская. Поэзия и пауза. [Эссе]. — “Русская мысль”, Париж, 2001, № 4375, 6 — 12 сентября.

“Я — рыба, без зазрения совести производящая потенциальное потомство — сколько успеет; какая разница — больше или меньше: все равно нашей икрой океан нам не заполнить...” См. в ближайших номерах “Нового мира” рецензию Дмитрия Полищука на поэтические книги И. Машинской.

Ирина Медведева, Татьяна Шишова. Логика глобализма. — “Завтра”, 2001, № 37, 11 сентября.

“По одному из нескольких возможных сценариев, разработанных в ООН, за ближайшие 50 лет мы должны будем принять на своей территории 253 миллиона иммигрантов. Напомним, что сейчас в нашей стране всего около 147 млн. жителей. Так что если даже сегодняшнюю убыль населения России удалось бы каким-то чудом остановить, то „замещающая миграция” все равно переварит исконное население и его культуру”.

Неизвестное сочинение Гоголя. Публикация, научная подготовка текста и статья И. А. Виноградова. — “Литературная учеба”, 2001, № 3, май — июнь.

“О благодарности” (НИОР РГБ, ф. 74, к. 4, ед. хр. 48).

Андрей Немзер. Две чертовы дюжины. — “Время новостей”, 2001, № 164, 10 сентября <http://www.vremya.ru>

“[На Букере] „Кысь” скорее всего восторжествует. Надо же компенсировать сплошные обиды (пролеты на Антибукере и „Национальном бестселлере”, пакостничество критиков, даже не выдвинувших роман на премию Аполлона Григорьева). У советских классиков репутация всегда перевешивала тексты, а [Татьяна] Толстая и есть последний советский классик: пишет так же медленно, как Шолохов, сочетает традицию с новаторством, как Леонов, любима широкими интеллигентными массами, как Айтматов, затравлена бездарными окололитературными интриганами, как Бондарев. (И, как Бондарев же, заласкана свитой; простите, хотел сказать: глубоко и своевременно истолкована истинными ценителями. Прошлогодний восторг заморского философа Бориса Парамонова живо напомнил дифирамбы, что пел в оны годы Бондареву нашенский доктор филологических наук Николай Федь.)”

О духовности. Беседу вела Наталия Большакова. — “Христианос”, Рига, 2000, № 9.

“Каннибальские культы доколумбовой Америки или нацизм — это тоже, увы, есть проявления духовности”, — говорил отец Александр Мень (Новая Деревня, март 1989 года).

Овсянковские посиделки. Из беседы Нины Красновой с Виктором Петровичем Астафьевым в Овсянке 27 сентября 2000 года. — “Истоки”. Альманах. Выпуск 9 (31). М., 2001.

Говорит Виктор Астафьев: “У меня мало сил осталось...”

Отравленный подарок. Эдуард Лимонов: тюремный конфликт писателя с обществом. — “Литературная газета”, 2001, № 37, 12 — 18 сентября.

Из Лефортова. “Я оспариваю, что я — экстремист. Я — яркий, хлесткий, броский, за словом в карман не лезу, полемичный, бесцеремонный в полемике, но я — разумный”.

Олег Павлов. Карагандинские девятины, или Повесть последних дней. — “Октябрь”, 2001, № 8.

Завершение трилогии. См.: Олег Павлов, “Казенная сказка” — “Новый мир”, 1994, № 7, “Дело Матюшина” — “Октябрь”, 1997, № 1, 2. “Павлов никогда не хотел быть „социальным писателем” — хотел быть толкователем таинств человеческой натуры, исследователем бездн”, — пишет Андрей Немзер в рецензии “Готическая солдатчина” (“Время новостей”, 2001, № 179, 1 октября).

Ю. С. Пивоваров. Передельная Россия. — “Искусство кино”, 2001, № 7.

Пресловутый вопрос о земле ушел в небытие. “Подчеркну: вопрос не решен, но его больше нет”. (Написано до принятия Земельного кодекса.)

Лев Пирогов. Осеннее обострение. — “Ex libris НГ”, 2001, № 34, 13 сентября.

“Это только товарищи [литературные] почвенники полагают, что у господ [литературных] либералов все схвачено, на самом деле — сплошной самотек и никакой организации”.

Письма Иванову-Разумнику от арх. Иоанна Шаховского и А. Л. Бема. Публикация О. Раевской-Хьюз. — “Вестник Русского Христианского Движения”, Париж — Нью-Йорк — Москва, № 182 (2001, № 1).

“А вот с Вашим отзывом о Сирине-Набокове я не согласен. Это настоящий писатель и, пожалуй, самое крупное сейчас явление после Бунина (кот<орого> Вы, кажется, недолюбливали). В Вашем замечании о его языке есть доля правды, но только доля. Сирин умен и знает, что для писателя нет большей беды, как очутиться вне стихии родного языка. Поэтому он создал свой особый язык „конденсированный” — правильный, но нарочито выхолощенный, если хотите, „лабораторный”, но в нем есть своя прелесть — с точки <зрения> правильности, я думаю, не к чему придраться, но это язык, если хотите, „мертвый”, но такой высокой языковой культуры, что невольно им любуешься, ибо это все же мастерство” (из письма А. Л. Бема от 6 мая 1942 года).

Письмо министра [народного просвещения] А. С. Шишкова Императору Александру I. Публикация и вступительная заметка Александра Стрижева. — “Москва”, 2001, № 9.

“...все Библейские общества закрыть...”

Валерий Подорога. К философии архива. Заметки. — “ИНDEKC/Досье на цензуру”, 2001, № 14.

Архив — это то, что осталось, а не то, что было.

Дмитрий Полищук. Живые ходят по земле. Стихи. — “Кольцо „А””. Литературный журнал. [Союз писателей Москвы]. Главный редактор Татьяна Кузовлева. 2001, № 17<http://www.erfolg.ru>

Эротический дактиль: “И почему-то припомним Некрасова, / милого Ваню, дорогу железную, / будто летим мы на медленном поезде / века прошедшего. Стыки со стуками...”

Александр Проханов. Америку поцеловал ангел смерти. — “Завтра”, 2001, № 38, 18 сентября.

“Нет, не террорист — капитан Гастелло, пустивший свой самолет на колонну оккупантов. Не террористка — Зоя Космодемьянская, подпалившая дом врага”.

Вячеслав Рыбаков. Архипелаг Атлантида. — “День литературы”, 2001, № 9, август — № 10, сентябрь <http://www.zavtra.ru>

“Уже к началу восьмидесятых годов прошлого века в СССР создалась уникальная и, насколько мне известно, нигде в мире доселе не существовавшая ситуация. Вся высшая элита страны лично оказалась не заинтересована в дальнейшем существовании страны”.

Валерий Сендеров. Нужно ли реформировать российское образование? — “Посев”, 2001, № 9.

Российское образование не нуждается в подтягивании к ущербным евростандартам.

Джордж Сорос. Мышление и реальность. Фрагменты практической философии. Перевел с английского Леонид Мотылев. — “Вышгород”, Таллинн, 2001, № 4-5.

Из книги “Открытое общество. Реформируя глобальный капитализм”. См. тут же: Яан Каплинский, “Сорос или Мобуту: два лика богатства” (перевела с эстонского Татьяна Теппе).

Тивадар Сорос. Маскарад. Игра в прятки со смертью в нацистской Венгрии. Предисловие Джорджа Сороса. Перевел с английского Владимир Бабков. — “Вышгород”, Таллинн, 2001, № 4-5.

Три заключительные главы из мемуарной книги. Тивадар Сорос — отец известного финансиста и филантропа.

А. Л. Толстая. Дневник 1903 года. Вступительная статья, публикация и примечания Н. А. Калининой. — “Октябрь”, 2001, № 9.

“У папa все болит живот и настроение мрачное” (25 июля).

Наталия Трауберг. Легкая корона. [О Борисе Шрагине]. — “ИНDEKC/Досье на цензуру”, 2001, № 14.

“Борин опыт нам очень важен...” См. также: Борис Шрагин, “Мысль и действие. Философия истории. Эстетика. Критика. Публицистика. Воспоминания. Письма”. М., РГГУ, 2000.

Геннадий Трошев. В ходе боевых действий... — “Дружба народов”, 2001, № 9 <http://magazines.russ.ru>

“В общем, Ингушетия [в декабре 1994 года] представляла собой сплошной очаг сопротивления федеральным силам”. Фрагмент книги “Моя война. Чеченский дневник окопного генерала”.

Владимир Тучков. Поющие в Интернете. Одиннадцать жизнеописаний новых русских банкиров, терзаемых роковыми страстями. — “Дружба народов”, 2001, № 9.

См. также: Владимир Тучков, “Смерть приходит по Интернету. Описание девяти безнаказанных преступлений, которые были тайно совершены в домах новых русских банкиров” — “Новый мир”, 1998, № 5.

“Ты — это я”. 10 лет спустя после эйфории. Елена Боннэр в беседе с Августиной Гербер. — “Вышгород”, Таллинн, 2001, № 4-5.

Те, кому еще интересно мнение Е. Боннэр, могут прочесть ее интервью “Оппозиция — это не вредно” (“Независимая газета”, 2001, № 169, 12 сентября), а заодно и беседуСергея Ковалева с той же Августиной Гербер (“Вышгород”, 2001, № 4-5). “Народ, с которым мы живем в России (курсив мой. — А. В.), в подавляющем большинстве своем совсем не сочувствует тем точкам зрения, которые разделяем я и мои друзья, работающие в Чечне (наша миссия мемориальская)...” — рассказывает этот правозащитник.

Йейн Фенлон (London Review of Books). Жизнь и творчество Антонио Сальери. — “Интеллектуальный Форум”, 2001, № 6.

Музыку Сальери можно слушать без всяких угрызений совести. См. также мнение директора русской службы радио “Свобода” Марио Корти (“Персона”, 2001, № 4-5), что именно Моцарт завидовал Сальери.

Павел Флоренский. Письма 1902 года. Публикация Павла В. Флоренского. — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 223 (2001, июнь).

Флоренский-студент.

Сэмюэль Хантингтон (Die Zeit). Это не столкновение культур. — “Мировые дискуссии/World Disscusions”. Информационно-аналитический журнал <http://wdi.ru>

“Я не представляю себе возможным изменить позицию и действия людей, лишенных страха смерти. <...> Их нужно находить и нейтрализовать”, — говорит профессор политологии Гарвардского университета Сэмюэль Хантингтон, известный своей книгой “Столкновение цивилизаций” (1996).

Александр Ципко. ХХ век продолжается. — “Независимая газета”, 2001, № 172, 15 сентября.

“Мусульмане часто становятся врагами христиан только потому, что современный Запад забыл о Христе”.

Что за “Давид” поверг американского “Голиафа”? Мировая гражданская война, которая пройдет через все страны и народы, неизбежна. — “Завтра”, 2001, № 38, 18 сентября.

“Людям знающим известно, что башни-близнецы Всемирного центра торговли были символическим воспроизведением двух колонн храма Соломона, которые присутствуют также и в символическом изображении доллара (согласно другой интерпретации, двойная вертикальная черта в знаке доллара связана со столбами Мелькарта, которыми финикийцы обозначали предельный край своей „империи золота”). Им же — знающим людям — также понятно, что Пентагон как геометрическая фигура (пентаграмма) есть реализованное в конструкции огромного здания охранительное очертание, которым маг защищает себя от демонического мира, пробужденного его заклинаниями” (Координационный центр “Движения за глобальную народную демократию”).

См. также: Виталий Аверьянов, “Кастрация гермафродита — конец постмодерна? Символика американских терактов на фоне философии Бодрийара” (“Русский Журнал”<http://www.russ.ru/politics>).

Лидия Чуковская. Дом Поэта. Фрагменты книги. Вступительная заметка Елены Чуковской. Подготовка текста и публикация Елены Чуковской и Жозефины Хавкиной. — “Дружба народов”, 2001, № 9.

“Надежда Яковлевна [Мандельштам во „Второй книге”] не в силах пройти мимо человека — любого! или могилы — любой! чтобы не дать человеку пинка, зуботычины, оплеухи или не удостоить могилу плевком”.

Игорь Шевелев. Сто букв для ста писателей. Монологи Андрея Битова. — “Время МN”, 2001, № 160, 7 сентября <http://www.vremyamn.ru>

“Вчера по телефону разговаривали с Беллой. Она что-то журчала, журчала про язык. Кто-то пытал ее насчет реформы языка, очередного грабежа в невидимой сфере. <...> И мы говорим с ней, и я спрашиваю: „Слушай, Белла, странно, а неужели нет ни одной молитвы о языке?” Она сказала: „Должна быть”. Надо поговорить с каким-нибудь грамотным батюшкой, молятся ли за язык...” (из монологов Андрея Битова).

Игорь Шевелев. Театр времен Брежнева и ТВ. — “Время МN”, 2001, № 170, 21 сентября.

Говорит Эдуард Радзинский: “Когда я писал „Сталина”, я ходил в архив, куда сейчас снова практически не пускают, — в президентский архив. Исследовал документы, которые брал Волкогонов, и обнаружил, что тот использовал только куски, которые подходили к его концепции. А все остальное пропускал...” Полный текст интервью см. на сайте http://www.ishevelev.narod.ru

Анна Шмаина-Великанова. Об усыновлении. [Глава из книги]. — “Христианос”, Рига, 2000, № 9.

Некоторые современные врачи приходят к выводу, что Иисус умер на кресте от инфаркта. “Он умер не только как казненные разбойники — в исключительных обстоятельствах (вряд ли часто кого-либо из нас распинают); Он, кроме того, физиологически умер той самой смертью, которой умирает большинство людей”.

Валерий Шубинский. Неразлучные понятия. Русская интеллигенция и тайные службы. — “Октябрь”, 2001, № 8.

От Пушкина до Путина.

Глеб Шульпяков. Померанцев, миртов шепот. — “Новая Юность”, 2001, № 3 (48).

“[Игорь] Померанцев в современной русской поэзии — что называется, outstanding: сравнивать не с кем...”

Михаил Эпштейн. Взрыв, а не всхлип. — “Русский Журнал” <http://www.russ.ru/ist_sovr>

“Теперь мы знаем, что глобализация — это еще и экспансия страха, предельная уязвимость, когда по всемирным транспортным сетям и коммуникациям опасность приближается к порогу каждого дома”.

Лидия Яновская (Израиль). Дайте слово текстологу. Главы из книги. Предуведомление Виталия Кальпиди. — “Уральская новь”, Челябинск, 2001, № 10.

В знаменитой знаменской публикации “Собачьего сердца” (1987, № 6) Яновская видит более тысячи искажений. “А может быть, это и не профессия вовсе — текстолог? <...> А — позиция?” Глава из книги “Записки о Михаиле Булгакове”, выпущенной в Израиле в 1997 году тиражом 500 экз. См. также: Лидия Яновская, “Как беззаконная комета...” — “Новый Журнал”, Нью-Йорк, № 223.

Составитель Андрей Василевский.

“Вопросы истории”, “Вопросы литературы”, “Вопросы философии”,

“Новое литературное обозрение”, “Старое литературное обозрение”, “Philologica”

Алесь Адамович. Из “Зеленой тетради”. 1987 год. — “Вопросы литературы”, 2001, № 4, июль — август <http://magazines.russ.ru>

Дневниковые записи. “Легко любить человечество! Неправда это, нелегко. Очень нелегко.<...> Неизвестно, каких жертв в век ядерный такая любовь потребовала бы, потребует...”

Елена Бондарева. Религиозная мысль русского зарубежья об исторических судьбах России. — “Вопросы истории”, 2001, № 9.

О наследии иерархов РПЦЗ — митрополита Антония (Храповицкого), его преемника митрополита Анастасия (Грибановского) и других.

“Для Антония <Достоевский> был не только знатоком человеческой души, но и провидцем. Анастасий ему в этом не отказывает, но идет дальше <...> считает, что Достоевский „пластическим изображением духа и формы грядущей революции помог большевистским вождям конкретизировать свой идеал. Быть может, революция совершилась по Достоевскому не только потому, что он прозрел ее подлинную сущность, но и отчасти предопределил ее образ — самою силою психического внушения, исходящего от его реалистического художественного гения”...”

Иосиф Бродский. Что видит Луна. Перевод с английского Елены Касаткиной. — “Старое литературное обозрение”, 2001, № 2.

В возобновленном и обновленном журнале традиционный блок посвящен Бродскому. Много новых публикаций. Данная — об Объединенной Европе, еврократии,стихийной логике денег и угрозе потери читателя национальных литератур. “Когда говорят деньги, диалог невозможен <...> Что бы там ни было, не думаю, что от объединенной Европы будет толк”.

Иосиф Бродский. Писатель в тюрьме. Перевод с английского Елены Касаткиной. — “Старое литературное обозрение”, 2001, № 2.

“С рифмой и размером жить там всего удобнее — так оно лучше запоминается, особенно учитывая некоторые методы допросов, которые делают ваш затылок зачастую ненадежным. Вообще же в одиночке поэтам лучше, чем беллетристам: их зависимость от профессиональных орудий минимальна, ибо ваше повторяющееся движение взад-вперед под этим электрическим светилом само по себе вызывает в памяти стих, несмотря ни на что. И еще потому, что стихотворение, по сути, бессюжетно и, в отличие от вашего дела, развертывается в соответствии с внутренней логикой языковой гармонии”.

Лидия Яковлевна Гинзбург. Воспоминания. Письма. Статьи. Заметки. — “Новое литературное обозрение”, 2001, № 49.

Воспоминания Сергея Бочарова и Александра Чудакова. Переписка Л. Я. с Борисом Бухштабом. Статьи В. Шубинского, К. Кобрина и других. “Для того чтобы возникла литература, — пишет А. Чудаков, — элемент выдумки не обязателен, обязательны только отбор, группировка (композиция), словесная организация. Описание реальности, не теряя своей фактичности, использует законы прозы. Зерно концепции заключено в трех словах: „художественное исследование невымышленного””. Цитата — из книги Л. Я. о “Былом и думах” Герцена, которому в 49-м номере “НЛО” посвящен специальный блок материалов из отечественных и зарубежных архивов.

Евгений Ермолин. Между ворчанием и бунтом. Буржуазность как предмет русской словесности в конце ХХ века. — “Вопросы литературы”, 2001, № 4, июль — август.

Материальное и духовное в современной русской литературе. “Нам еще нужно нащупать и внятно определить некий путь между Сциллой торжествующей буржуазности и Харибдой неплодотворного обличительства”.

Игорь Зимин. Болезнь и смерть цесаревича Николая Александровича. (1843 — 1865). — “Вопросы истории”, 2001, № 9.

Документы, врачи, свидетельства, мифы.

Дмитрий Зубарев. “8 ґ 8”, или “Чернышевский и шахматы”. Из комментариев к набоковскому “Дару”. 1-2. — “Philologica”. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии. 1999/2000. Том 6, № 14/16 (2001), <http://www.rema.ru/philologica>

Все нашли: и журнальчик шахматный, который Годунов-Чердынцев читал, и статейку ту самую. Не из головы Вл. Вл. все это выдумал, не из головы.

Борис Капустин. Различия и связь между политической и частной моралью. — “Вопросы философии”, 2001, № 9.

Описание пяти основных моделей связи морали и политики с “привлечением” к дискуссии господ Макиавелли и Гоббса.

“И вместе с тем политика — и в особенности трансформационная политика — невозможна без этой готовности умирать”.

Леонид Карасев. Живой текст. — “Вопросы философии”, 2001, № 9.

Автор в духе своей “онтологической поэтики” рассуждает (в сокращенном виде, как сказано в сноске под страницей) на тему: о телесности текста — его органичности, целостности и т. п.

Феохарий Кессиди (Греция). Вечный спутник человечества. Трактовка учения и деятельности Сократа в советский период. К 2400-летию со времени смерти Сократа. — “Вопросы философии”, 2001, № 9.

Ретроспекция. Мысль изреченная. Медленное чтение подзаголовка.

Игорь Кондаков. Наше советское “всё”. (Русская литература как единый текст). — “Вопросы литературы”, 2001, № 4, июль — август.

Большое исследование, опирающееся на фигуры “святого Советского Союза” Николая Островского и графа-“возвращенца” Алексея Толстого. Главам предпослано пять эпиграфов из Бодрийяра.

“Один обосновал „новое православие”; другой восславил „новое самодержавие”; оба возложили надежду на многострадальный народ, который все вынесет и все создаст, несмотря на испытания, вопреки потерям <...> простейшие идеи... сильно смахивавшие на те, дореволюционные, „уваровские”. И это, скажете вы, все, что осталось в „сухом остатке”? Увы, всё...” Так кончается этот 65-страничный текст. См. о другом труде И. Кондакова в рецензии Д. Дмитриева “Русская литература XX века: разные тексты или гипертекст?” (“Новый мир”, 2001, № 9).

Красный террор в годы гражданской войны. По материалам Особой следственной комиссии. — “Вопросы истории”, 2001, № 7, 8, 9, 10.

Читать и цитировать эти сводки, выписки и справки невозможно. Человекоподобные изобретательны. Описание пыток беременных женщин и детей с применением огня, гвоздей и наркотиков. Массовые казни четвертованием. Ответ большевика Павла Селикова — матери убитого офицера (подобранного на поле раненным) Игоря Соболевского через газету: дескать, щенок твой у меня на огороде закопан, скоро и к тебе, старая, приеду, проверю, как там у тебя с убеждениями. См. к теме: Григорий Померанц — Андрей Зубов. Переписка из двух кварталов — “Новый мир”, 2001, № 8.

Сергей Лишаев. Феномен ветхого. Опыт экзистенциального анализа. — “Вопросы философии”, 2001, № 9.

Именно ветхого — и ничего другого. Старого, износившегося, отжившего, дряхлого, увядшего. Акме вещи. Читая, думал о величии Плюшкина, его скрытом экзистенциализме.

А. С. Луковский. Очерки из моей жизни. — “Вопросы истории”, 2001, № 8, 9, 10, продолжение следует.

Записки генерала, начальника Мобилизационного отдела Министерства внутренних дел.

“Столыпин сказал: „Я вам сейчас разъясню, как вы можете мне помочь. Скажите военному министру, В. А. Сухомлинову, что вам <...> необходимо проверить на всем Кавказе мобилизационную подготовку не только военных, но и гражданских учреждений, начиная от волостей до губернских управлений включительно. <...> В эти комиссии мы включим специалистов по хлопководству, и они под сурдинку соберут на месте все интересующие меня данные”. Я, конечно, согласился, и все было проделано так, как указал Столыпин...” Плюс — пятнадцатистраничное описание охоты на севере: тетерева и медведи.

Аркадий Мурашев. “Русские индусы”. — “Вопросы истории”, 2001, № 9.

История русских князей Порюс-Визапурских — потомков индийских раджей.

“Статуями служили голые живые люди, мужчины и женщины, покрашенные в белую краску. Они, когда [князь] гулял в саду, часами должны были стоять в своих позах, и горе той или тому, кто пошевелился...” (из воспоминаний Николая Врангеля, побывавшего с отцом в имении русских раджей). Кстати, две такие статуи — “Венера и Геркулес” — однажды соскочили с пьедесталов и князя Порюс-Визапурского все-таки грохнули. Тут и роду конец. Было это летом 1865 года.

Основные вехи пройденного пути. 75 лет журналу “Вопросы истории”. — “Вопросы истории”, 2001, № 9.

Фотографии главных редакторов, среди которых, оказывается, был и Емельян Ярославский.

“Пока не дали ощутимого результата попытки наладить творческое сотрудничество историков, философов и социологов в исследовании теорий исторического процесса и исторического познания. <...> Нынешнее поколение историков испытывает острую потребность, например, в преодолении узких рамок понятийного аппарата, унаследованного от позитивизма и марксизма”.

Интересно, сколько продлится эта острая потребность и о каком поколении идет речь?

А. Э. Скворцов. Лев Толстой в кривом зеркале “Мастера и Маргариты”. В дополнение к мотивному анализу романа. — “Philologica”. Двуязычный журнал по русской и теоретической филологии. 1999/2000. Том 6, № 14/16 (2001) <http://www.rema.ru/philologica>

Невероятно, но это абсолютно доказательная связь писателя Льва Николаевича Толстого с председателем жилтоварищества дома № 302-бис Никанором Ивановичем Босым. Тем самым Босым, который Пушкина ругает на чем свет стоит и которого арестовывают, когда он тащит из дымящегося борща мозговую кость.

Илья Фаликов. Высокий берег. — “Вопросы литературы”, 2001, № 4, июль — август.

“Мне предложено написать что-нибудь о чем-нибудь. Может быть, о русской поэзии ХХ века. Статьи, как обычно, не получится, но может получиться что-то другое”. Это начало.

“Высокий берег. Кладбище. Море. Небо. Вечность. Стихи. Анапа — Москва”. Это конец. Между ними — нечто, что я назвал бы “пешеходной филологией” в самом пастернаковском смысле слова. Посмотри под ноги, на траву, на песок побережья.

А. Ф. Филиппов. Фукоизация всей страны. Ответ на анкету: актуален ли Фуко для России? — “Новое литературное обозрение”, 2001, № 49.

Один из 13-ти материалов, посвященных теме “Рецепция идей: Фуко”.

“Одна из главных бед нашей гуманитарной науки (и философии, если ее можно от этой последней отличить): радикальное отсутствие достоинства, то есть способности сосредоточиться на самом предмете, а не на новейших веяниях в его оценке. Начитавшись Фуко (совершенно случайно! это мог быть Делёз, Деррида, Барт, могли быть даже все они, вместе взятые, но это уже требует времени — ресурса весьма скудного), коллеги по цеху начинают писать быстро, уверенно и очень гладко. Они не чувствуют сопротивления материала, они не ведают, что оно бывает. Вместо того, чтобы идти от материала и, пытаясь освоить проблему, брать ресурс везде, где могут его найти. В том числе и у Фуко”.

Анатолий Френкин. Уровни правого сознания. — “Вопросы философии”, 2001, № 9.

О дополитическом (то есть, по сути, экстремистском) правом сознании, правой культуре, правой идеологии. Об антисемитизме, само собой.

“Духовный яд содержат в подобных изданиях (вроде компилятивных книг Григория Климова. — П. К.) три версии. Во-первых, евреи представлены как по натуре порочная, зараженная испокон веков массовым гомосексуализмом и др. половыми извращениями нация, отравляющая сознательно остальные народы. Это, дескать, дегенеративная нация, что сложилось в результате смешанных браков, кровосмешения и проч. Из этого вытекает, что всемирное зло это неискоренимо, пока не уничтожены все евреи как таковые. Во-вторых, в подтверждение этой теории приводятся ссылки из многочисленных книг немецких, французских, американских и проч. медиков, психиатров, психологов и др. авторов, изданных на Западе за последние пару веков, цитаты из них. На неискушенного российского читателя это может произвести впечатление „давних исследований”. И наконец, опять-таки со ссылками на западные источники следует оглушительная сенсация, что при дотошном расследовании хотя бы частично (а этого уже достаточно с точки зрения чистоты крови для расистов) евреями, наполовину или на четверть, были, оказывается, не только Гитлер и ряд его сподвижников, как Гиммлер, Гейдрих и др., а также <...> Сталин, Берия, Кеннеди, де Голль, Аденауэр, Франко, Кастро <...> Но тогда не нацизм виноват в уничтожении евреев, а сами евреи...”

“Чаще всего в жизни я руководствуюсь нюхом, слухом и зрением...” Беседа Адама Михника с Иосифом Бродским. Перевод с польского Бориса Горобца под редакцией В. Куллэ. — “Старое литературное обозрение”, 2001, № 2.

Полный транскрипт интервью (1995) — судьба которого складывалась весьма непросто, — выполнен Иреной Левандовской и отредактирован Иоанной Шчэсной. Текст беседы был предоставлен редакции “СЛО” “Фондом наследственного имущества Иосифа Бродского”.

Много: о Солженицыне (крайне полемично), иностранных писателях (“Кундера — это быдло. Глупое чешское быдло”), марксизме (концептуально), Польше (любовно), еврействе (“...меня не нужно ни о чем спрашивать, поскольку я не выговариваю „р””) и другом. Захватывающе.

И. Б.: “...сразу скажу, с кем ты имеешь дело. Чтобы у тебя не было иллюзий. Я состою из трех частей: античности, литературы абсурда и лесного мужика. Пойми, я не являюсь интеллигентом. Вопросы о русской интеллигенции ко мне не имеют отношения...”

Андрей Юрганов. Опыт исторической феноменологии. — “Вопросы истории”, 2001, № 9.

“Наука ныне стала внутренне асимметричной. Возникают (чаще всего от литературоведения) постмодернистские тезисы, со всеми вытекающими отсюда „возможностями” проводить деконструкцию текста через собственное „я”, которое угрожает исторической науке не меньше, чем любая цензура”.

Составитель Павел Крючков.

.

ЛИКБЕЗ: “Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и(или) правами журналиста: <...> если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации” (статья 57 “Закона РФ о СМИ”).

.

ДАТЫ: 9 (21) января исполняется 120 лет со дня рождения священника и философа Павла Александровича Флоренского (1882 — 1937).

Вход в личный кабинет

Забыли пароль? | Регистрация