«Арион», «Вести.Ру», «Гражданинъ», «Даугава», «Дружба народов», «Дуэль»,
«Ex libris НГ», «Завтра», «Знамя», «Известия»,
«Иностранная литература», «Коммерсантъ», «Кулиса НГ», «Лабиринт», «Лимонка», «Литература», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Москва»,
«Московские новости», «Народ Книги в мире книг», «Наш современник»,
«НГ-Наука», «НГ-Религии», «НГ-Сценарии», «Независимая газета», «Новая газета», «Новая Польша», «Новая русская книга», «Новая Юность»,
«Новый Журнал» (Нью-Йорк), «Новый журнал» (Санкт-Петербург),
«Общая газета», «Огонек», «Подъем», «Полис (Политические исследования)»,
«Посев», «Российские вести», «Русская мысль», «Русский Журнал», «Субботник НГ», «Труд», «Урал», «Фигуры и лица»
Аккадское сказание о Гильгамеше, о все постигшем. Фрагменты. Стихотворное переложение Семена Липкина. — «Иностранная литература», 2000, № 10. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/inostran/
Стихотворное переложение С. Липкина опирается на научный перевод с аккадского И. М. Дьяконова. В качестве предисловия — статья Вячеслава Вс. Иванова «Еще одно рождение Гильгамеша».
Геннадий Аксенов. О гражданской вменяемости. — «Посев», 2000, № 11. Электронная почта: http://www.webcenter.ru/~posevru/
«Никто не знает, хотел ли Коба быть диктатором? Вряд ли. Его идеалом был — народный герой, абрек, то есть тот же полевой командир. Но десять лет ему кричали отовсюду: бери власть, товарищ Сталин!.. И как представляется по его редким собственным репликам и фразам, а не написанным речам, основное чувство его по отношению ко всем нам, подданным, — это презрение...»
Светлана Алексиевич. Чудный олень вечной охоты. — «Даугава». Литературно-художественный и публицистический журнал. Рига, 2000, № 4, июль — август.
Главы из новой книги, на этот раз — о любви.
Максим Амелин. На потеху следопытам. — «Знамя», 2000, № 11. Сетевой журнал «Знамя»: http://magazines.russ.ru/znamia/
«Опыт о себе самом, начертанный в начале 2000-го года», «Катавасия на Фоминой неделе» и другие стихи антибукеровского лауреата.
Владимир Аникин. Лев Толстой и Леонид Леонов. — «Москва», 2000, № 11. Электронная версия: http://www.moskva.cdru.com
Говорит Леонид Леонов: «Тему „Молодой гвардии” в ЦК комсомола предлагали и мне, но я отказался».
Лев Аннинский. «Век мой, зверь мой...». Из ответов на записки. — «Труд», 2000, № 207, 3 ноября. Электронная версия: http://www.trud.ru
«Идеально перевоспитанного нового Адама не получится. Его не будет. Это — единственно неоспоримое открытие ХХ века, результат его опыта, удостоверенная им почва бытия».
Антимифы Фаины Гримберг. Беседу вел Максим Гликин. — «Общая газета», 2000, № 45, 9 — 15 ноября. Электронная версия: http://www.og.ru
Нашумевшая книга Фаины Гримберг «Две династии. Вольные исторические беседы» направлена против романовской концепции, то есть той «писаной» русской истории, в которой все оценено и интерпретировано с точки зрения правящей династии Романовых (см. о книге в «Книжной полке Александра Носова» в настоящем номере «Нового мира»). Автор также считает, что в недалеком будущем вместо истории наций будут писать гораздо более объективную историю территорий.
Татьяна Бек. Музыка, разъевшая бетон, или Поэзия как самоорганизующаяся система. — «Арион». Журнал поэзии. 2000, № 3. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/arion/
Дмитрий Сухарев.
Сергей Бирюков. Любовь к трем авангардам. Разрозненные заметки. — «Арион». Журнал поэзии. 2000, № 3.
«...Недавний яркий образец такого взаимодействия был явлен на одной из берлинских выставок: Марина Абрамович, которую в Германии называют „бабушкой перформанса”, хотя ей всего 53 года, реализовала блестящую идею. Установив на стене седло от велосипеда и две подставки для вытянутых ног, она предстала перед зрителями в освещенном квадрате (Малевич! Малевич! — А. В.) на стене на этом седле и подставках совершенно обнаженной и продержалась так два часа. „Все вибрирует” — под таким заголовком вышла заметка о выставке в „Кунстцайтунг”. Такова одна из форм поэтического обнажения и взаимодействия с историческим авангардом».
Последняя фраза замечательно воспроизводит интонацию знаменитой концовки из «Случаев» Хармса: вот какие большие огурцы продаются теперь в магазинах!
Борис Бухштаб. «Мы современнее марксистов...». Из записей 1920-х годов. — «Новая русская книга», Санкт-Петербург, № 5. Электронная версия: http://guelman.ru/slava/nrk/nrk.html
Публикуемые записи Б. Я. Бухштаба (1904 — 1985) в полном объеме будут представлены в томе его избранных работ, готовящемся к выходу в издательстве «Академический проект» под редакцией М. Д. Эльзона и А. Е. Барзаха.
Дмитрий Быков. Тля. — «Огонек», 2000, № 44, ноябрь. Электронная версия: http://www.ropnet.ru/ogonyok/
Впервые за последние 37 лет переиздан одиозный роман Ивана Шевцова «Тля». Критик считает, что реконструировать 60-е когда-нибудь будут именно по этой бесценной тле в янтаре исторического времени.
Галина Вишневская, Мстислав Ростропович. Мы не будем слушать этот гимн стоя. — «Московские новости», 2000, № 44, 7 — 13 ноября. Электронная версия: http://www.mn.ru
Отношение Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича к гимну Александрова ясно из названия их открытого письма. А Никита Богословский («Известия», 2000, № 222, 24 ноября) напоминает, что музыка в вокальных произведениях пишется на стихи, а не наоборот, и предлагает правительству сначала объявить конкурс на стихи для гимна, не стесняя поэтов утвержденным ритмом и метром.
Виктор Ворошильский. Мои русские. Предисловие и перевод с польского Натальи Горбаневской. — «Новая Польша». Общественно-политический и литературный ежемесячник. Варшава, 2000, № 9 (12).
Страницы книги «Moi Moskale», подготовленной автором незадолго до смерти. В русском переводе из названия исчезают «москали», придающие ему особый оттенок. Персонажи: Блок, Маяковский, Цветаева, Хармс, Высоцкий и другие авторы, которых Ворошильский переводил на польский.
Линор Горалик. Стратегический расчет и человеческий фактор. — «Русский Журнал» <http://russ.ru/krug/razbor/>
Перечитывая Ершова: «Конек[-Горбунок] совершил просчет, типичный для многих великих стратегов: он не учел человеческого фактора. Во-первых, на последнем этапе, готовя убийство царя через сварение заживо, Конек доверился разговорам Ивана о том, что у Царицы „сухотка” и что она не в Ивановом вкусе. Во-вторых, он недооценил саму Царицу: ему не приходило в голову, что у этой пятнадцатилетней девочки могут быть виды на престол и что она так бесцеремонно, так прямо заявит о них народу. Он также не учитывал готовности народа пойти за молодыми и красивыми, а не за мудрыми и достойными. Как Конек пережил внезапный брак Ивана с Царицей, крушение собственных надежд, чувство провала — Ершов умалчивает».
См. также грустную статью Линор Горалик «Хорошего медведя должно быть много» (http://www.russ.ru/krug/razbor/) о том, что Заходер умер, а Винни-Пух жив.
Нина Горланова. Актеон, подсматривающий за Дианою. Рассказ. — «Урал», Екатеринбург, 2000, № 11. Электронная версия: http://www.art.uralinfo.ru/literat/ural/ или http://magazines.russ.ru/ural/
«Однако про Дмитрия не верилось! Верилось — на 10% — про А., который всегда забрасывал себя шикарным жестом в кресло и пых-пых. Диана: хе-хе, а он: ге-ге-ге. Потом шлеп-шлеп к шкафу с книгами, бах-бах — такие тектонические подвижки происходили в результате выработки породы, а руки-то, руки — трясь-трясь, мгновенно пьянел. Диана его жалела: алкоголик, если б НЕ СОГЛАСИЛСЯ, то с работы его могли бы пих-пих и ку-ку!..»
См. также рассказы Нины Горлановой «История одной депрессии» и Нины Горлановой и Вячеслава Букура «Поездка в Англию» в новом пермском альманахе «Лабиринт» (2000, № 1).
Александр Дугин. Последняя метаморфоза мужчины. — «Завтра», 2000, № 45, 5 ноября. Электронная версия: http://www.zavtra.ru
«Все началось с того, что женщина была приравнена к человеку...»
Никита Елисеев. <Рецензии>. — «Новая русская книга», Санкт-Петербург, № 5.
Мир Виктории Токаревой, описанный слогом Набокова, — так характеризует критик роман Ольги Славниковой «Один в зеркале» (М., «Грантъ», 2000).
«Свобода» Михаила Бутова — это наша «Фиеста» с морозом под тридцать градусов и отмороженными ушами. Критик обращает внимание на то, что в журнальной публикации («Новый мир», 1999, № 1, 2) роман назван — «Свобода», а в книжной (СПб., «ИНАПРЕСС», 2000) — «Svoбода»: «Согласитесь, это — не одно и то же».
Критик утверждает, что из текста романа Сергея Болмата («Сами по себе». М., «Ad marginem», 2000) явствует: автора хоть один раз, но били... и сильно, а вот стрелять он не стрелял ни разу.
Сергей Есин. Пир побежденных. Пища — это ликующий стимул жизни. — «Субботник НГ», 2000, № 41, 18 ноября. Электронная версия: http://saturday.ng.ru
Чем кормили Есина в армии в 1961 году. Кулинарные рецепты в прозе Айрис Мердок. Меню торжественного smirnoff-букеровского обеда в ресторане «Метрополь».
Александр Закуренко. Боль и свобода Васыля Стуса. — «Ex libris НГ», 2000, № 44, 23 ноября. Электронная версия: http://exlibris.ng.ru
«[Васыль] Стус (погибший в 1985 году в лагерном карцере. — А. В.) — поэт Великой Империи и великая жертва этой же Империи. Не уверен, что ему легче было бы жить в стране победившей моноидеи... даже если эта идея — независимость Украины, поскольку имперское богатство для культуры плодотворней, чем бесконечная спекуляция вокруг страшного прошлого и светлого будущего».
Сергей Земляной. Ленин и «третий путь» России. Непраздничные размышления по случаю 7 ноября. — «Фигуры и лица», 2000, № 18, 2 ноября. Электронная версия: http://faces.ng.ru
Текст статьи философа Земляного был первоначально выставлен в «Русском Журнале» (http://www.russ.ru), а через некоторое время там обнаружился отклик Антона Крайнего, который отмечает, что в выступлении перед французской общественностью Владимир Путин коротко и ясно сформулировал то, о чем Земляной написал длинно и темно. Например, революцию 1917 года Путин назвал единственной возможностью для сохранения страны в тех условиях, впоследствии же действия большевиков оказались именно такими, какими они и оказались, из-за чрезмерного увлечения централизацией власти и излишней идеологизации.
Наглый Антон Крайний (воспользовавшийся известным псевдонимом Зинаиды Гиппиус) рекомендует «Русскому Журналу» вместо того, чтобы публиковать тексты Земляного, не имеющие должной политической заостренности (message), шире привлекать к сотрудничеству Путина с его блестящей государственно-политической афористикой.
Михаил Золотоносов. Умысел и вымысел. — «Московские новости», 2000, № 45, 14 — 20 ноября.
«Не занимаясь конкретными фигурами, он (американский славист Омри Ронен, автор книги „Серебряный век как умысел и вымысел”. — А. В.) описал универсальный механизм, работающий и в отношении литературы 1960-х и всех последующих годов, когда „действующие лица” окуривают себя фимиамом и создают о себе историко-литературные мифы». Кстати, Ронен раскопал, что впервые выражение «серебряный век» употребил Иванов-Разумник в статье 1925 года «Взгляд и Нечто», употребил в самом саркастическом смысле.
А. Б. Зубов. Унитаризм или федерализм. К вопросу о будущей организации государственного пространства России. — «Полис (Политические исследования)». Научный и культурно-просветительский журнал. 2000, № 5. Электронная версия: http://www.politstudies.ru
«Федерализм как институт, для России неорганичный и объективным потребностям страны внеположный, должен быть, скорее всего, отброшен in corpore... Формально юридически для этого есть основания. Если признать незаконным большевистский переворот 25 октября 1917 г., то тогда и акты советской власти не имеют юридической силы, включая те, которые превратили часть России в РСФСР». См. также статью А. Зубова «Политическое будущее Кавказа: опыт ретроспективно-сравнительного анализа» («Знамя», 2000, № 4).
«И судится Богом человеческое произволение...». — «Москва», 2000, № 11.
Николай Больсунов, недавно доказывавший в журнале «Москва» (2000, № 8), что в штрихкодах нет числа 666, изменил свою точку зрения на противоположную и просит прощения у православных христиан за предшествующую дезинформацию.
«Извините за мысли...». Переписка Сергея Довлатова с Игорем Ефимовым [1979 — 1984 гг.]. Предисловие Игоря Захарова. — «Огонек», 2000, № 43, ноябрь.
По мнению Игоря Ефимова, в письмах его корреспондента встречается обидная неправда про живых людей, порой — и обидная правда, а иногда — «прямая клевета, на которую Довлатов в художественном азарте был вполне способен». Цитата: «Иосиф [Бродский] был ужасен. Унижал публику. Чем ее же и потешал. Прямо какой-то футуризм. Без конца говорил, например: „...В стихотворении упоминается Вергилий. Был такой поэт...” И так далее. Зло реагировал на аплодисменты. Прямо как Жан Татлян. Допускал неудачные колкости... Стихи же — как обычно...» (из письма Довлатова к Ефимову от 31 октября 1979 года). Вопрос для литературной викторины: этот довлатовский пассаж есть а) обидная неправда, б) обидная правда, в) прямая клевета?
Генрих Йоффе. Второй российский Октябрь. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
Июль — декабрь 1993-го в Москве, свидетельства очевидца. Автор — историк, живущий ныне в Монреале.
В этом же номере напечатан сводный указатель к № 211 — 220 «Нового Журнала».
Александр Казинцев. Жертва вечерняя. — «Наш современник», 2000, № 11. Электронная версия: http://read.at/nashsovr
К 120-летию Блока. В частности, о том, как его знаменитая статья «Народ и интеллигенция» (1908) вызвала возмущение столичных интеллектуалов. Цитирую: «Реакция этого спаянного кружка показательна. Меры были выбраны вполне полицейские — П. Струве отказался печатать статью в журнале „Русская мысль”, куда Блок первоначально передал ее. Хотя царская полиция, скорее всего, и ограничилась бы цензурным запретом текста, показавшегося ей „вредным”, — интеллигенция оказалась изобретательнее. В цитадели русской свободной мысли — Религиозно-философском обществе состоялась сокрушительная проработка. „...Огненная ругань Столпнера”, — характеризовал Блок тональность одного из выступлений. Но и этого показалось мало — последовала критика в прессе. Профессиональные проработчики тридцатых годов приемы и методы брали уже готовыми...»
У читателя может сложиться впечатление, что а) Струве почему-то обязан был напечатать статью Блока; б) из-за Струве статья Блока так и осталась ненапечатанной; в) непонятно почему состоявшееся обсуждение ненапечатанной статьи было солидарно-проработочным. Поскольку Казинцев не касается содержания полемики, его, видимо, возмущает сам факт критики (Блока!), — мышление вполне «полицейское».
А на самом деле... Из письма матери от 5 — 6 ноября 1908 года: «Я пишу сегодня реферат для религиозно-философского собрания». Спустя неделю Блок прочел в Религиозно-философском обществе доклад о народе и интеллигенции под названием «Россия и интеллигенция», но публичные прения были запрещены полицией, и только 25 ноября состоялось закрытое обсуждение. 12 декабря Блок прочитал тот же доклад в Литературном обществе; именно к этому повторному чтению относится упоминание Б. Г. Столпнера. Из письма матери от 14 декабря 1908 года: «Оживление было необычайное. Всего милее были мне: речь Короленко, огненная ругань Столпнера, защита Мережковского и очаровательное отношение ко мне стариков из „Русского богатства” (Н. Ф. Анненского, Г. К. Градовского, Венгерова и проч.). Они кормили меня конфетами, аплодировали и относились как к любимому внуку, с какой-то кристальной чистотой, доверием и любезностью». В этом контексте даже «огненная ругань» прочитывается иначе. Существо критики (устной и печатной) было для Блока важно, см. тщательно составленное им «Резюме некоторых религиозно-философских и литературных прений (по поводу меня)» в двадцать четвертой записной книжке, запись от 22 декабря 1908 года. Решительно не согласный с выступлением Блока, Струве решил не печатать текст доклада в редактируемом им журнале «Русская мысль»; статья Блока под названием «Россия и интеллигенция» появилась в журнале, основанном предпринимателем П. Рябушинским, «Золотое руно» (1909, № 1). Сравнение с тридцатыми годами оставим на совести Казинцева.
Николай Калягин. Чтения о русской поэзии. — «Москва», 2000, с № 1 по № 6, с № 8 по № 10, продолжение следует.
Впервые чтения о русской поэзии как о части русской православной культуры были представлены Н. И. Калягиным (род. в 1945) в виде докладов на заседаниях Русского философского общества им. Н. Н. Страхова (создано в 1992 году в Петербурге). «Подумайте сами, что сталось бы с русской литературой Нового времени, если бы Бог не спас Россию в декабре 25-го? В кровавой мясорубке сгинули бы Пушкин и Баратынский, Хомяков и Киреевский. Тютчев прожил бы жизнь нищим эмигрантом, Гоголь — жителем „ближнего зарубежья”. Достоевский и Фет в колонии для беспризорников получили бы новые имена — Бесфамильный и Непомнящий. Лев Толстой вовсе не родился бы. На память о безвременно погибшей России остались бы Ломоносов и Державин, Карамзин и Крылов, мерцали бы начатки какого-то непонятного великого будущего в стихах Жуковского, Батюшкова, молодого Пушкина... И только одно произведение резко выделялось бы своим подавляющим, загадочным совершенством — грибоедовское „Горе от ума”, законченное к началу 1824 года».
Бахыт Кенжеев. Взятие Измаила sub specia aeternitas. — «Кулиса НГ», 2000, № 15, 17 ноября. Электронная версия: http://curtain.ng.ru
Беспримерная апология трудного романа Михаила Шишкина «Взятие Измаила» («Знамя», 1999, № 10, 11, 12), который будто бы является вехой в развитии российского самосознания. «Может быть, я предпочел бы новую „Капитанскую дочку”, или „Анну Каренину”, или „Дар” — но поезд ушел, да и кто знает, может быть, современникам так же трудно было понять истинный смысл перечисленных романов, как нам — смысл современной литературы». См. также гораздо более трезвый отклик Марии Ремизовой «Вниз по лестнице, ведущей вниз» («Новый мир», 2000, № 5).
И. М. Клямкин, Л. М. Тимофеев. Теневой образ жизни. Социологический автопортрет постсоветского общества. — «Полис (Политические исследования)». Научный и культурно-просветительский журнал. 2000, № 4, 5.
Работа написана на основании данных крупного исследовательского проекта «Теневая Россия» (при поддержке Фонда К. и Д. МакАртуров).
Вадим Кожинов. Россия как цивилизация и культура. К 1200-летию России. — «Наш современник», 2000, № 5, 7, 9.
Историософия России. Статья вошла в сборник работ В. Кожинова «Победы и беды России. Русская культура как порождение истории» (М., «Алгоритм», 2000), в котором мое внимание, в частности, привлекло брошенное как бы мельком — в статье о пушкинской поэзии — замечание, что в наше время не явился еще поэт, могущий действительно говорить об эпохе 1917 — 1991 годов.
В конце января — когда я читал эту верстку — Вадим Кожинов умер. Для меня это большая личная потеря, я в юности буквально вырос на его книгах о русской поэзии. У меня не было случая (и я жалею, что такого случая не искал) сказать ему об этом. А все «но...», казавшиеся столь существенными при его жизни, уже не кажутся сейчас таковыми...
Лешек Колаковский. О варварстве. Беседа с Катажиной Яновской и Петром Мухарским. — «Наша Польша», Варшава, 2000, № 10 (13).
Польский философ видит особое превосходство европейской цивилизации в том, что она в состоянии (по мнению Колаковского, с ХVI века) взглянуть на себя критически, посмотреть на себя со стороны. Беседа происходила в октябре 1997 года.
Сергей Королев. Вон из Москвы?.. Нужна ли России новая столица. — «НГ-Сценарии», 2000, № 10, 15 ноября. Электронная версия: http://scenario.ng.ru
Не нужна, уже есть истинная, выстраданная столица — Москва. О неизбежности москвоцентризма.
К. Н. Костюк. Православный фундаментализм. — «Полис (Политические исследования)». Научный и культурно-просветительский журнал. 2000, № 4, 5.
Православная Церковь не тождественна православному фундаментализму, который... неправославен. Статья была написана до юбилейного Архиерейского собора. Автор — докторант Католического университета (Айштетт, ФРГ).
Виктор Кузнецов. Он скрывал тайну гибели Есенина. — «Новый журнал». Общественно-политическое, литературно-художественное издание. Санкт-Петербург, 2000, № 2.
О троцкисте Георгии Феофановиче Устинове (1888 — 1932), с которым Есенин пил чай в «Англетере» и который повесился в 1932 году (скорее всего, повесили, уточняет автор, — слишком много знал). В. Кузнецов уверен, что Есенин был убит по приказу Троцкого.
Я подозреваю, что создатели этого «Нового журнала», зарегистрированного в марте 2000 года, и вправду ничего не слышали о почтенном нью-йоркском «Новом Журнале» (см. в настоящем выпуске «Периодики»), что нисколько их не извиняет.
Феликс Кузнецов. Шолохов и «Антишолохов». Конец литературной мистификации века. — «Наш современник», 2000, № 5, 6, 7, 11.
Главы из книги о том, что роман «Тихий Дон» написан Михаилом Шолоховым. В № 11 «Нашего современника» напечатано письмо Льва Колодного о том, что в книге Феликса Кузнецова (глава «Посредник») содержатся выдумки, порочащие его, Колодного, честь и достоинство, но ему, Колодному, не хотелось бы с именем автора «Тихого Дона» связывать еще один процесс, который бы доставил радость клеветникам.
Станислав Куняев. Поэзия. Судьба. Россия. — «Наш современник», 2000, № 11, продолжение следует.
Мемуары: главы о студенческой юности и распределении в иркутскую газету перетекают в размышление о том, что такое знаменитый еврей. Начало см. в № 1 — 9, 11, 12 за 1999 год и в № 1, 3 за 2000 год.
Валентин Курбатов. Отражение небесной битвы. Заметки на полях книг Алексея Варламова. — «Литературная Россия», 2000, № 45, 10 ноября. Электронная версия: http://www.litrossia.ru
Кроме проанализированных произведений Варламова «Лох», «Рождение», «Затонувший ковчег» см. также его роман «Купавна» («Новый мир», 2000, № 10, 11), повесть «Теплые острова в холодном море» («Москва», 2000, № 11) и статью «Убийство. Заметки о современной прозе» («Дружба народов», 2000, № 11).
Александр Кырлежев. Утвердится ли в России новая ересь? — «НГ-Религии», 2000, № 21, 15 ноября. Электронная версия: http://religion.ng.ru
«Если бы составители всех этих текстов (в восьмисотстраничном „Царском сборнике”. М., „Паломник”, 2000. — А. В.) не чувствовали все-таки некоторой грани, которая не позволяет им просто, без обиняков, повторить путь „Богородичного Центра”, они бы, конечно, недвусмысленно заявили о том, что Николай II — „новый Христос — для всей Вселенной”... Драматическая история о прославлении царя (как страстотерпца. — А. В.) обернулась историей о новой русской ереси. Конечно, тем самым на пороге XXI века Русь явила удивительную способность к религиозному творчеству, своего рода „христианскую пассионарность”, о которой давно устал мечтать гнилой христианский Запад».
Алла Латынина. «А вот вам ваш духовный ренессанс». — «Литературная газета», 2000, № 47, 22 — 28 ноября. Электронная версия: http://www.lgz.ru
О неглубоком, но блестящем романе Татьяны Толстой «Кысь»: «Мастерски смешанный коктейль из антиутопии, сатиры, пародийно переосмысленных штампов научной фантастики, сдобренный изысканной языковой игрой и щедро приправленный фирменной [татьяно-]толстовской мизантропией». Среди неупомянутых ингредиентов составителю «Периодики» привиделась было сильно разбавленная и непереосмысленная филологическая фантастика красноярца Михаила Успенского, но оный составитель вовремя вспомнил, чтбо нужно делать, когда кажется... См. также рецензию Ольги Славниковой в настоящем номере «Нового мира».
Александра Левандовская, Андрей Левандовский. Угол преломления. Русский предприниматель в зеркале художественной литературы. — «Ex libris НГ», 2000, № 45, 30 ноября.
Развернутый вариант статьи — о купцах реальных и литературных — готовится к публикации в рамках тематического цикла «Социальная история и художественная литература» в журнале «Отечественная история».
Илья Лепихов. Вася любит папу, или Торжество замполиткорректности. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/krug/kniga/>
О недавно вышедшем сборнике «Лиля Брик — Эльза Триоле. Неизданная переписка. 1921 — 1970»: «И если Октябрьская революция совершалась во чье-то благо, то этими сомнительными счастливицами едва ли не в первую очередь могут быть названы сестры Каган». См. также язвительную рецензию Михаила Золотоносова «Гнусные ожидания были обмануты» («Московские новости», 2000, № 42, 24 — 30 октября).
Владимир Лефевр. Где искать истоки демографического кризиса? Модель человека как сугубо рационального субъекта ведет к массовым моральным депрессиям. — «НГ-Наука», 2000, № 10, 22 ноября. Электронная версия: http://science.ng.ru
Выступление профессора Владимира Лефевра (Калифорнийский университет, Ирвайн) на симпозиуме «Рефлексивное управление» (Москва, октябрь 2000 года): традиционные макроэкономические модели, в основе которых лежит представление о человеке как о чисто рациональном существе, исчерпали себя, они не позволяют понять глубокие причины конфликтов, раздирающих сегодняшний мир, поскольку эти конфликты носят в большей степени моральный, чем экономический характер.
Юлия Лидерман. Храм после евроремонта, или Как сделано «высокое» в школе-студии А. Васильева. — «Знамя», 2000, № 11.
Хорошая статья, смешная.
Эдуард Лимонов. «Путин будет править столько, сколько захочет». Беседу вел Александр Вознесенский. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/krug/>
Беседа с Лимоновым о его мемуарной «Книге мертвых» и о прочих материях. «Как я не считал Венедикта Ерофеева значительным явлением в культуре — так и не считаю. Меня вообще раздражает любовь толп... Скажем, к Булгакову. У нас везде этот Булгаков. А я считаю, что „Мастер и Маргарита” — достаточно посредственная книга. Она из той же области, что и „Наследник из Калькутты”... Точно так же есть еще одна якобы энциклопедия якобы русской жизни, крайне отвратительная — это „12 стульев”. Гимн пошлости! Очень не люблю я и Зощенко... На самом деле Жданов был прав, когда выступил против Ахматовой и Зощенко. Он с удивительным вкусом выбрал две стоящие того мишени. Пошлость Ахматовой: между будуаром и алтарем (это он еще мягко выразился!), — и Зощенко, который вроде бы сатирик — а на самом деле совершенно противоположное... По отношению к Ахматовой у меня всегда существовал гигантский протест. Я считал, что она недостаточно высокого уровня artist — скажем так. Когда я был молодым человеком, я не боялся думать на эти темы, но, может быть, не мог еще в деталях всего понять. Но сейчас, слава богу, понимаю».
Марк Липовецкий. Поэзия частного человека. — «Урал», Екатеринбург, 2000, № 11.
Александр Кушнер, Олег Чухонцев.
Листая толстые журналы. Подготовил Лев Айзенштат. — «Народ Книги в мире книг». Бюллетень ассоциации еврейских библиотек. Издается с августа 1995 года. Санкт-Петербург, № 28 (август 2000 г.). E-mail: frenk@lea.spb.su
Еврейские темы и авторы в литературной периодике, в том числе в «Новом мире» за 2000 год. В этом же номере бюллетеня есть составленная А. Френкелем библиография книг о Холокосте (начало в № 27).
Владимир Максимов. «Я — христианский анархист: мне будет неудобно при самой идеальной власти...». Беседу вел Александр Щуплов. — «Субботник НГ», 2000, № 42, 25 ноября.
Интервью 1994 года. «У меня были хорошие отношения с крупным итальянским политическим деятелем Джулио Андреотти... Будучи главой правительства и — неоднократно — министром иностранных дел, главой партии, он тем не менее в течение сорока лет еженедельно выступал с колонкой в журнале „Европео”. Как-то в разговоре с ним я говорил о том, как мало эффекта приносит мой журнал [„Континент”]. — Вы не правы, — сказал мне он. — Это должно быть регулярно. Я знаю: как бы я ни был занят, каждую неделю какое-то число итальянцев ждет моего выступления. Вы увидите, как с годами это скажется на вас, на вашем отношении к стране и читателю — и на отношении страны и читателя — к вам...» Интервью опубликовано к 70-летию со дня рождения Владимира Максимова.
Кирилл Михайлов (kmih@vesti.ru). Библия на скамье подсудимых. — «Вести. Ру» <http://www.vesti.ru/2000/11/16>
«Как сообщает агентство „Благовест-инфо”, в Верховном суде Канады рассматривается вопрос о соответствии канадским законам устава Троицкого западного университета (Trinity Western University) в провинции Британская Колумбия. По уставу этого частного университета, основанного Евангельской свободной церковью, студентам следует воздерживаться от внебрачных отношений, в том числе и от гомосексуальных. Чиновникам из Коллегии преподавателей Британской Колумбии, призванным следить за стандартами образования и выдавать сертификаты, показалось, что этот пункт устава ущемляет права человека... Коллегия подала в суд и уже проиграла два процесса в судах низшей инстанции. Теперь дело дошло до Верховного суда и получило скандальную огласку. Судья Клэр Л’Эре-Дюбе, известная в Канаде защитница прав сексуальных меньшинств, в запале полемики сравнила дискриминационные, по ее мнению, пункты устава TWU с призывами „убивать евреев” и расизмом... Представьте себе человека, сознательно придерживающегося гомосексуальной ориентации. А теперь представьте, что он учится в христианском вузе и не находит в этом противоречия, хотя в Библии ясно сказано, что мужеложники Царства Божьего не наследуют (1 Кор. 6: 9 — 10) и что гомосексуализм противоестествен (Рим. 1: 27). Может ли нормальный человек сочетать в себе такие противоположности, не рискуя при этом впасть в раздвоение личности...»
См. также статью «Скауты против педерастов» в газете «Дуэль» (2000, № 45, 7 ноября), это перепечатка из бюллетеня «Церковные новости» (США, 2000, № 6). «Уже года два подряд в разных штатах шли судебные волокиты о праве скаутов изгонять из своей среды мужеложников. Скауты считаются негосударственной организацией и в вопросе хомосексуализма (так в тексте. — А. В.) до последнего времени придерживались христианских принципов. Несколько судебных процессов подтвердили права организации изгонять из своей среды хомосексуалистов, особенно если они являются руководителями молодежи. Однако это постановление Верховного суда Америки очень дорого обойдется всей этой организации. Газета „The New York Times” от 29 августа сообщила, что достигнутый скаутами успех в судопроизводстве лишает их общественной поддержки. Так, в Калифорнии скаутским организациям было сказано, что они больше не имеют права пользоваться для своих сборов парками, школьными зданиями и вообще общественным имуществом. Десятки организаций и предприятий прекратили свою финансовую поддержку скаутам... Представитель банка „Чейз Манхеттен” сказал, что „надо понять: их (скаутов) позиция создает конфликт с нашими обязательствами поддерживать ценности разнообразия”. В результате банк, который жертвовал скаутам 200 тысяч долларов в год, уже прекратил свою поддержку этой организации. Консультант комиссии по защите прав человека в штате Коннектикут заявил, что 8 ноября [2000 года] там состоится голосование по вопросу скаутов, и если окажется, что они нарушают антидискриминационный закон, то скауты не смогут больше пользоваться никакими общественными местами и зданиями...»
Александр Могилянский. Киев и киевляне в годы гражданской войны. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
«Конкурировать с этой блестящей картиной [„Белая гвардия”] не приходится. Но восполнить как-то ее точными и достоверными данными из других кругов украинской и русской интеллигенции, может быть, имеет смысл».
Владимир Набоков. Интервью радиостанции «Голос Америки». Публикация, предисловие и примечания Максима Д. Шраера. — «Дружба народов», 2000, № 11. Электронная версия: http://magazines.russ.ru/druzhba/
Машинописная транскрипция радиоинтервью 1958 года хранится в архиве Владимира Набокова в Библиотеке Конгресса США. Рядом напечатана статья Максима Д. Шраера о том, почему Набоков не любил писательниц.
Андрей Новиков. Был ли Хоттабыч ваххабитом? — «Лимонка». Газета прямого действия. 2000, № 155, октябрь. Электронная версия: http://www.geocities.com/CapitolHill/Parliament/5336
«Мы, русские, по самой своей истории — ваххабиты».
Лиза Новикова. Поэт и Интернет. — «Коммерсантъ», 2000, № 217, 18 ноября. Электронная версия: http://www.kommersant.ru
«На сей раз поэт [Андрей Вознесенский] познакомился с Интернетом и спешит рассказать о нем читателям (на сайте http://www.ozon.ru выставлена его поэма „ru”. — А. В.). Единственно забыв о том, что не знающий Интернета читатель поэму его не найдет». См. еще более суровый отклик бессердечной Линор Горалик (http://www.russ.ru/ist_sovr/time_signs/), которая, в частности, как и Лиза Новикова, отмечает, что «присутствующие в тексте „www.господи!ru” и „www.трубадуры.ru”, так мило выделенные синеньким и подчеркнутые полосочкой, не ведут, естественно, никуда».
На рецензию Лизы Новиковой неожиданно откликнулась сама Аделаида Метелкина (http://www.russ.ru/krug/period/): «Андрей Андреевич [Вознесенский] вообще человек душевный, кроткий — и достойный при этом. Можно подтрунивать над его шейными платками и хлестаковистыми мемуарами, но нельзя припомнить ни одного случая, когда он настучал бы на кого-нибудь, кому-нибудь мстительно позавидовал, кого-нибудь предал, ошельмовал. Даже намека на подобные случаи не сохранилось в ядоточивых анналах современности. Эпоха его не испортила. Мягко говоря, не самый бездарный из плеяды Политехнического, он остался таким же наивным, каким был во времена „Треугольной груши”. Подставился вот, точно неуклюжий подросток, с этой злосчастной ru, и получает по полной программе».
Александр Панарин. Агенты глобализма. — «Москва», 2000, с № 1 по № 11.
Против глобализма и его агентов.
Николай Переяслов. Фактор читателя. Россия в зеркале романа. — «Подъем», Воронеж, 2000, № 12.
Виктор Пелевин. Александр Сегень. Анатолий Афанасьев. Андрей Коровин. Юрий Поляков.
Геннадий Петров. Верующий безбожник. — «Фигуры и лица», 2000, № 20, 30 ноября.
«Один из моих принципов: жить так, как будто (курсив мой. — А. В.) какое-то абсолютно справедливое существо видит каждый твой шаг и каждую твою мысль и дает им оценку», — говорит философ Александр Зиновьев.
Александр Проханов. Идущие в ночи. Роман. — «Наш современник», 2000, специальный выпуск.
Вторая чеченская. Fiction: журналиста, похожего на Бабицкого, благополучно пристрелили. Non-fiction: Басаеву оторвало ногу. Кроме Проханова, о Чечне писать некому, ведь правда некому (см. также его роман «Чеченский блюз» — «Наш современник», 1998, № 8, 9).
Борис Пушкарев. Врангель в Крыму. — «Посев», 2000, № 11.
15 ноября 1920 года 145 тысяч воинов Русской армии и гражданских лиц, в образцовом порядке, на 126 судах, навсегда покинули родину. В ноябрьском номере «Посев» печатает ряд материалов к 80-летию окончания Белого движения на Юге России. «Белая идея была не просто антиподом коммунистической идеологии, но идеей будущей „Национальной России”. Это — сильное, свободное государство, основанное на принципах частной собственности, развитого местного самоуправления и, самое главное, общественной солидарности, единства интересов всех классов и сословий российского общества...» (из статьи В. Цветкова «„Остров Крым” — начало Белой России»).
Станислав Рассадин. Федор Михайлович, Лев Николаевич, соцреалисты. — «Литература». Еженедельное приложение к газете «Первое сентября». 2000, № 43, ноябрь. Электронная версия: http://www.1september.ru
Про истинно социалистический реализм Толстого и Достоевского. Все смотрели, никто (кроме Рассадина) не увидел.
«Россия едет в Германию лечиться, учиться и гулять». Публикацию подготовил В. Сукач. — «Гражданинъ». Ежемесячное политическое приложение (№ 2) к газете «Российские вести» (2000, № 48, 22 — 28 ноября). Электронная версия: http://www.rosvesti.erco.ru/
«...Из мыслей в дороге» и «...Чем мы обманываемся» — два путевых очерка В. В. Розанова о его второй поездке по Германии летом 1910 года. «Сапоги лучшие в Петербурге — у Вейса. Мебель — у Мертцля. Наконец, о чем узнал положительно с горем, лучшие [cоленые] огурцы — у Штурма».
Георгий Свиридов. Разные записи. Тетрадь номер 7. 1978 — 1984. Подготовка текста к публикации Серафимы Белоненко. Общая редакция, сопроводительная статья и комментарии Александра Белоненко. — «Москва», 2000, № 11.
«Как ни крути — искусству в нынешнем, буржуазном обществе отведена роль жалкая. Оно — принадлежность комфорта, не более. Но художнику воздается слава и честь, а главным образом ДЕНЬГИ (они же БОГ и СВОБОДА). Имеешь деньги — ты свободен, можешь делать, что тебе угодно, никто тебе не мешает, плати только. А если кто мешает — за деньги можно сделать, чтобы не мешали. Были бы у меня денюжки, купил бы я себе дачу, жил бы припеваючи, отдохнул бы хоть немного, а потом опять за работу. 27/V 1980 г.». При подготовке текста к публикации изменен порядок записей, материал систематизирован по разделам.
Мария Сетюкова-Кузнецова. Теплая шапка вечности. — «Литература», 2000, № 42.
Проза Нины Садур как материал для обсуждения на уроках литературы в старших классах. Составитель «Периодики» уверен, что в школе современную литературу не надо изучать по определению (не потому, что — плохая, а потому, что — современная); а те немногие часы, что пока еще отводятся на литературу, следует полностью посвятить произведениям, бесспорно вошедшим в национальный канон.
Евгений Сидоров. Лев Толстой как зеркало русского пессимизма. — «Русская мысль», Париж, 2000, № 4330, 9 — 15 ноября. Электронная версия: http://www.rusmysl.ru
Давно не выступавший в печати критик (в настоящее время — постоянный представитель России при ЮНЕСКО) размышляет над сборником Владимира Николаевича Ильина (1891 — 1974) «Миросозерцание графа Льва Николаевича Толстого» (СПб., Издательство Русского христианского гуманитарного института, 2000), куда вошли главным образом не изданные ранее произведения, собранные вдовой философа Верой Николаевной Ильиной.
Олег Слепынин. Русь-Колыма, или Век возвращения к отцу. Повесть. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
«Моя Колыма — обиталище когдатошних зеков всех мастей и вольноприехавших, людей, оторванных от своих корней, и нас, их детей, кому Колыма стала родиной — мистическим полюсом, через который проходит, как игла, ось мира...» Первоначально повесть Олега Слепынина (род. в 1955, Магаданская обл.) была напечатана в литературном альманахе «Новые страницы» (Черкассы, 1998, выпуск первый).
Письма К. А. Сомова Клеопатре Матвеевне Животовской. Публикация Аллы Кторовой. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
Три письма 1935 — 1937 годов к Paty. С Клеопатрой Животовской художник познакомился в 1925 году в Нью-Йорке и до конца жизни переписывался. Paty умерла в начале 80-х во Флориде. «Хотя я все еще люблю жизнь и умирать не хочу, но чувствую, что и мозгами я ослаб, память ослабла, скоро устаю и т. п. Но на людях я стараюсь свою старость скрывать. По-прежнему люблю хорошее платье, галстуки и стараюсь иметь вид элегантный, насколько это позволяет моя несуразная фигуришка. Мои знакомые мне часто говорят, что я smart. В N. Y. я таким не был еще, т. к. было мало денег, но лет 7 тому назад я много зарабатывал и имел возможность заказать себе платья у первоклассного портного и заказал их тогда так много, что мне их хватит на всю, кажется, жизнь. Не знаю, интересна ли Вам эта подробность из моей жизни, я пишу о ней, т. к. считаю костюм, и вкус, и уменье одеваться very important и для мужчины» (из письма Сомова от 22 апреля 1935 года).
Александр Твардовский. Рабочие тетради 60-х годов. Публикация В. А. и О. А. Твардовских. Подготовка текста Ю. Г. Буртина и О. А. Твардовской. Примечания Ю. Г. Буртина и В. А. Твардовской. — «Знамя», 2000, № 11, продолжение следует.
«Парнишка (Бродский. — А. В.), вообще говоря, противноватый, но безусловно одаренный, м. б., больше, чем Евтушенко с Вознесенским, вместе взятые» (из записи от 22 марта 1964 года). Начало см. в № 6, 7, 9 за 2000 год.
Дмитрий Урнов. Очередное открытие Америки. — «Наш современник», 2000, № 11.
К 100-летию со дня рождения неполиткорректного прозаика Томаса Вулфа. А также критические размышления об американском студенчестве (автор преподает в США).
Ольга Фигурнова. О Мандельштаме, Марии Петровых и раковине в виде пепельницы. — «Кулиса НГ», 2000, № 15, 17 ноября.
Беседа с Ариной Витальевной Головачевой, дочерью Марии Петровых, о мемуарах Эммы Герштейн, которые А. Головачева «не читала — из чувства самосохранения», но поносит отчаянно. См. также публикацию «Умных жен не переносят многие. Семья Шкловских вспоминает Надежду Мандельштам» (беседу вели Ольга и Марина Фигурновы, «Огонек», № 42, ноябрь) с поношением мемуаров Эммы Герштейн, а также воспоминаний Бориса Кузина (с письмами к нему Н. Я. Мандельштам).
Финал «Двенадцати» — взгляд из 2000 года. — «Знамя», 2000, № 11.
Сергей Аверинцев, Константин Азадовский, Николай Богомолов, Николай Котрелев и другие гости знаменского конференц-зала размышляют о загадочной поэме Александа Блока. Среди прочего: «Если кто хочет искать у Блока подтверждение или опровержение тревогам текущего момента, пусть читает „Скифов”. Это основополагающий текст недоразвившегося, но вечно актуального русского фашизма, его „Майн Кампф”...» (А. Эткинд).
Борис Херсонский. Запретный город. — «Арион», 2000, № 3.
Китайские мотивы. «Он был начальником стражи. Знал самого Ли Сы. / Он нес во дворец его голову в полотняном мешке. / Прижил детей, говорят, что от оборотня-лисы, / и что-то лисье было в его коротком смешке».
Андрей Хржановский. Точная дата. Столетие Николая Эрдмана подкралось незаметно. — «Известия», 2000, № 216, 16 ноября. Электронная версия: http://www.izvestia.ru
Николай Эрдман, оказывается, родился в 1900-м, а не в 1902 году, как ошибочно указано в БСЭ и КЛЭ. Другая интересная подробность: он все писал печатными буквами. «Они (его пьесы. — А. В.) не устареют не только потому, что главным их героем является мещанство...»
Когда этот номер журнала выйдет в свет, юбилей будет уже позади, поэтому позволю себе тихо-тихо заметить, что в своих остросоциальных «Мандате» (1925) и «Самоубийце» (1928) замечательный драматург смеялся над побежденными, ну, да Бог ему судья...
Юрий Цурганов. Зачем Сталину трехцветное знамя? — «Посев», 2000, № 10.
Из телеграммы наркома иностранных дел В. Молотова советскому послу в США В. Литвинову: «10 января [1943] состоялось заседание Политбюро... Признано своевременным переименование Красной армии в Русскую армию, изменение названия „командир” на „офицер”, привлечение духовенства всех исповеданий, особенно православного, на службу в армии. По поручению т. Сталина выясните реакцию Белого дома, конгресса и военных кругов на возможность изменения конституции и введения трехцветного государственного флага» (ГАРФ, фонд 5761, оп. 1, д. 9, л. 207).
Мария Чегодаева. Из Египта воззвал Я Сына Моего... — «Общая газета», № 52/1, 26 декабря 2000 — 10 января 2001.
Эксперимент, проведенный ведущим научным сотрудником Института искусствоведения Марией Чегодаевой, дал замечательные результаты: компьютерные изображения лика на Туринской плащанице и иконы Пантократора из монастыря святой Екатерины на Синае (одного из первых «портретных» образов Иисуса VI века) полностью совпали. Криминалисты считают, что такое возможно только с изображениями одного и того же человека. Причем Патократор не мог быть в свое время просто срисован с Плащаницы, ибо, как теперь известно, невооруженный глаз видит на Плащанице негативное изображение.
Александр Чудаков. Ложится мгла на старые ступени. Роман-идиллия. — «Знамя», 2000, № 10, 11.
Северный Казахстан, 40-е. Мощная фигура деда героя/мемуариста. «Рассказывая о собственном становлении, о глубинной связи своего — отнюдь не тривиального — мироощущения с семейным строем и обычаями, Чудаков в то же время стремится доказать: не он один такой», — пишет Андрей Немзер («Внук своего деда. Александр Чудаков написал книгу о том, как сохранилась Россия». — «Время новостей», 2000, № 175, 27 ноября). У «Нового мира» была возможность напечатать эту книгу, не напечатали — и это, возможно, наша ошибка.
Игорь Шайтанов. Борис Слуцкий: повод вспомнить. — «Арион». Журнал поэзии. 2000, № 3.
«Слуцкий предсказал поразительно много — не только Бродского, но и ситуацию „после Бродского”...» Cм. также статьи Ильи Фаликова «Красноречие по-слуцки» («Вопросы литературы», 2000, № 2) и Никиты Елисеева «Полный вдох свободы» («Новый мир», 2000, № 3).
Игорь Шафаревич. Социалистический опыт нашей страны. — «Независимая газета», 2000, № 213, 10 ноября. Электронная версия: http://www.ng.ru
Одно из немногих антисоциалистических выступлений на конференции о перспективах социализма в России (Москва, МГУ, 3 — 4 октября 2000 года).
Георгий Шенгели. Мир как плоть. Публикация и примечания Ильи Померанцева. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
Короткая статья Г. А. Шенгели (1894 — 1956) о поэзии Владимира Нарбута (РГАЛИ, ф. 2861, оп. 1, ед. хр. 78).
Сергей Шилов. Завершение переходного периода. Россия должна стать ббольшим Западом, чем сам Запад. — «Русский Журнал» <http://www.russ.ru/politics/meta/>
«Следует понять, что так называемая „западная модель” в настоящее время сама нуждается в развитии, согласно своим собственным основаниям. В западной экономической науке, как и в правовой теории, по сю пору остаются нерешенными такие ключевые вопросы, как природа денег (мировых денег), взаимоотношения с математической теорией, сущность и структура интеллектуальной собственности, правовое нормообразование, а также его естественно-научная и естественно-историческая фундированность. Стратегический курс Путина тем самым никак не может состояться на путях механического перенимания какой бы то ни было существующей модели, ибо все они принципиально неполны, а значит, он может обрести себя только на основе самого широкого поощрения интеллектуальной деятельности в области разработки новых стратегий развития. Очевидно, что это будут модели развития западнические по своей сути и российские по праву авторства, модели, которые в силу объективных причин еще отсутствуют на Западе. Сегодня мы обладаем достаточными знаниями, опытом и навыками, чтобы стать ббольшим Западом, чем сам Запад».
Глеб Шульпяков, Роман Стажер. За рассказ держать надо. Пути и перепутья малой прозы в России. — «Ex libris НГ», 2000, № 44, 23 ноября.
«Ясное дело, что Виктор Ерофеев делает антологии („Русские цветы зла”, „Время рожать”. — А. В.) под себя, вымащивая себе, любимому, контекст из приближенных, — так что правильнее его книги следовало бы выпускать в серии „А по бокам-то все косточки русские”...»
Глеб Шульпяков. Грановского, 4. Поэма. — «Новая Юность», № 44 (2000, № 5). Электронная версия: http://magazines.russ.ru/nov_yun/
«...„Пойдем?” — „Куда?” — „Пойдем ко мне домой”...» Не так уж много у нас печатается сюжетных поэм.
Викторс Эглитис. Неотвратимые судьбы. Главы из книги. Перевод В. Вавере и Л. Спроге. — «Даугава», Рига, 2000, № 4, июль — август.
«Неотвратимые судьбы» (1926) — это вторая часть трилогии В. Эглитиса (1877 — 1945). Первая часть — «Приключения учителя Калейса» (1914), третья — «Мыслящая Рига» (1934). После первой русской революции герой романа учитель Калейс (альтер эго писателя) посещает Санкт-Петербург и Москву. Среди персонажей романа — чета Ремизовых, Вячеслав Иванов и Л. Зиновьева-Аннибал, Николай Бердяев, В. Брюсов, Н. Рябушинский и другие. В качестве предисловия напечатана статья Веры Вавере и Людмилы Спроге «Алексей Ремизов — персонаж романа Викторса Эглитиса „Неотвратимые судьбы”». Ремизов выведен в романе под фамилией Бубука.
Асар Эппель. Пыня и юбиря. Рассказ. — «Дружба народов», 2000, № 11.
Пыня — это хлеб, юбиря — любовь (по-румынски), а рассказ Эппеля — это не констатация, а характеристика.
Константин Эрнст. «Чтобы на ОРТ не прислали комиссара в пыльном шлеме, я решил заткнуть пробоину сам». Беседу вела Елена Афанасьева. — «Новая газета», 2000, № 67, 27 ноября. Электронная версия: http://www.novayagazeta.ru
«Когда затонула американская лодка „Трешер”, ни одна телекомпания США не была допущена на корабли, которые пытались прощупать лодку локаторами. Я считаю, что [российская] власть была излишне открыта со СМИ в этой ситуации (в связи с „Курском”. — А. В.), а СМИ адекватно эту открытость не смогли реализовать», — говорит генеральный директор ОРТ.
Александр Эткинд. <Рецензия на книгу М. Н. Золотоносова «Слово и Тело». М., «Ладомир», 1999>. — «Новая русская книга», Санкт-Петербург, № 5.
«Если комар [„Муха-Цокотуха”] — масон, при чем тут Георгий Победоносец?»
Анастасия Юрьева. Главными биографами Андрея Платонова стали осведомители НКВД-ОГПУ. — «Фигуры и лица», 2000, № 19, 16 ноября.
Сорок закрытых ранее документов по Платонову были предоставлены архивом ФСБ Институту мировой литературы. Рассказывает член-корреспондент РАН Наталья Корниенко: «Оказывается, нашумевшая во времена нашей перестройки первая публикация [„Технического романа”], — НКВД-ОГПУшная версия. В свое время органы интересовал только компромат, поэтому они сделали из оригинального текста Платонова монтаж, некую компиляцию, то есть сами подготовили антисоветский вариант. В романе, к примеру, полностью упразднена любовная линия. Получается, что в скандальных современных открытиях новых (как бы) текстов Платонова „Технический роман” начинается с фразы, написанной сотрудниками органов, которые работали над этим материалом... Теперь, к счастью (благодаря сотрудникам архива ФСБ и прежде всего Владимиру Гончарову), найдена фотокопия, мы имеем более полный вариант текста и публикуем его с выделениями сокращенных мест («„Страна философов” Андрея Платонова: проблемы творчества», выпуск 4-й)...»
Григорий Яблонский. Сон ясновидящего и смерть Анны. — «Новый Журнал», Нью-Йорк, № 220 (сентябрь 2000 года).
«Сны в романе [„Анна Каренина”] играют роль Другой Реальности, пересекающейся с Первой и двигающей сюжет».
* * *
АДРЕСА: журнал
* * *
ДАТЫ: 100 лет назад — в марте 1901 года три петербургских умника — Д. Мережковский, З. Гиппиус и Д. Философов — предприняли попытку создать Новую Церковь. См. дневники З. Гиппиус (М., 1999) и статью П. Гайденко «Д. С. Мережковский: апокалипсис „всесокрушающей религиозной революции”» («Вопросы литературы», 2000, № 5); 15 — 27 марта исполняется 120 лет со дня рождения Аркадия Тимофеевича Аверченко (1881 — 1925).