Рябь
стихи
* *
*
Вернусь... Тяжела непреложная
тоска по руинам,
и верность, как лавка сапожная,
разит гуталином,
и там, где всегда одинаково
свет зыбится адский
в акациях, стриженных наголо
у врат интернатских, —
над рябью реки замирающей,
под сенью чугунной
десницы, навеки вмерзающей
в мерцающий лунный
ландшафт, в синеве терриконовой
с изнанкою стертой —
о жизни пою, как прикованный
к ней хваткою мертвой.
* *
*
Холодно. Вьюга свищет.
Жесткий, смурной
утренний снег ложится на костровище,
повеяло свежим зимником, Костромой.
Невдалеке товарный
лязгает на разъезде, гремит на стыках
и, огибая храм,
в памяти застревает, как слог поэмы высокопарной
с эпиграфом «Аз воздам!».
Ритма я не нарушу,
состояние сохраню.
Доброй протяжной песней отогреваю душу.
Ладони спешат к огню.
Детские клятвы
помнятся долго, я знаю, пред кем в долгу.
Будут еще и козыри!.. А солгу —
ничего не останется, кроме дратвы
следов, обрывающихся на снегу...
* *
*
Сон вещий, то есть веющий
свиданьем, — сон, помноженный
на перестук ржавеющих
колес, травой стреноженных, —
на полпути, где светится
гроздь неба виноградного
и призывает встретиться
для пиршества громадного,
явь, где с тобой в безмолвии
мы крались к дому крайнему...
И скатывались молнии
по тулову трамвайному.
ЛОЗА (И ЗОЛА)
Мне внятен бред стенаний,
плач в горлинковых кленах,
я тень воспоминаний
у стен испепеленных.
И там, среди камений,
крепящих слово с небом,
лоза — трех поколений,
зола — идущих следом,
лоза — и узловатый
пейзаж (рассвет, горище),
зола — и конь крылатый
на пепелище.
* *
*
Гарь привокзальная, арка в акациях белых,
асимметричные ребра стропил обгорелых,
дальше разъезд, перегон с вагонеткой порожней,
путь занесло антрацитово-вязкой порошей,
в полых витринах, нависших над улицей тряской,
лица прохожих подернуты угольной ряской...
Хочешь забыть, ни за что не позволят забыться
хром, и кирза, и копыта, копыта, копытца,
вечные надолбы, ссоры, правеж и ухабы,
на перекрестках пахан и похабные бабы.
«Дай погадаю!» — «Отстань...» И рука под рубаху,
в кольцах и цыпках, крадется, царапаясь, к паху;
встанет с колен, беззащитная средь оголенных
выцветших стен, не признает себя покоренной...
«Боже, как хочется спать». Не позволят забыться
хром, и кирза, и копыта, копыта, копытца.
Жизнь пронесется — припомним, как в шесть завывала
пасть репродуктора в кронах дерев шестипалых.
* *
*
Изучая английский по Библии,
еще пуще родной полюбили,
даже если искали погибели,
от нее уводили
птичья трель и тропинки холодные
в изумрудной росе за ворота.
Привлекали кувшинки болотные,
да пугало болото.
Обрывались трамвайные линии
на окраине в зарослях частых,
призывали безмолвные лилии,
да не велено шастать...
Я б вернулся, красавица шалая,
к твоему золотому порогу,
да предтечей молва запоздалая
застилает дорогу,
я б назвал твое имя, заступница,
да отныне другому ты спутница;
до сих пор твои волосы черные
не услышали слово заветное,
не воспеты цветы запрещенные,
заплетенные в косы запретные...
Навсегда позабудется баглицкий,
ритм раздробленный, рифма неточная,
лишь останется образ твой ангельский
и улыбка порочная!
На суровой земле, как на Библии,
я клянусь, я не лгал и, возможно,
я губил вас, кувшинки и лилии,
потому что любил вас безбожно!
Викторов Борис Михайлович родился в 1947 году в Уфе. Автор нескольких поэтических книг, вышедших в Молдавии и Москве. Печатался в журналах «Дружба народов», «Юность», «Арион», «Континент», альманахах поэзии и др. Живет в Москве.