Лета Югай родилась в Вологде. Доцент Liberal arts college Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Окончила Вологодский государственный педагогический университет и Литературный институт им. А. М. Горького. Кандидат филологических наук, автор монографии «Челобитная на тот свет: вологодские причитания в XX веке» (Индрик, 2019). Автор нескольких поэтических сборников, в том числе книги «Забыть-река» (2015). Лауреат премии «Дебют» (2013). Живет в Красногорске.
Лета Югай
*
ОТПУСКАЙ
* * *
Ночь
превращается в
ночь на страницах книги,
в лепесток бумаги черничного цвета,
лиловую бусину на чёрной катушечной нити.
Есть три события ночи:
первые сумерки – синяя органза,
первые звёзды,
и крепкая чернота — бутылочное стекло в трюме фрегата, разглаживающего чёрный шёлк.
Когда эти события происходят,
всё остальное не важно.
Бокалы синего хрусталя выстраиваются в каре,
кукла заглядывает в глаза плюшевому медведю: «Я должна кое в чём признаться»,
ёлочные шишки, убранные на антресоль, звенят на ватных постелях, набирают воздуха в стеклянные лёгкие.
Герои книг прожили всё, что и мы, но намного сильнее,
их верность крепче,
их боль горячее,
их смерть неизбежней.
И только ночь
наступает так же.
Будь внимательней,
не пропусти её приближения.
* * *Если собрать следы за всю осень в дерево,получится ли оно как тот полнокровный дуб, щедрая охра,или как та чернопалая липа, пересчитывающая последние золотые?Если собрать все слова, сказанные невпопад,слишком рано или поздно, слишком тихо,соберутся ли они в джаз или в сигнал воздушной тревоги?— Что-то не то происходит: автобус имеет неверный номер, уносит ночью
в странный район, и ты не знаешь ни одного возможного языка...в странный район, и ты не знаешь ни одного возможного языка...— Успокойся, так происходит со всеми, они просто не замечают. Редкая осень. Давай порастём здесь вместе. Дай мне свой лист.
* * *
От долгого несчастливого девичества
вместо этики вырастает рыбий хвост.
Девки-девки,
дайте сорочку
на одну ночку,
«укроп-петрушка»
и сапоги старшей сестры.
Бабы, вашим
дочкам-сыночкам
от тёть — огонёчки
безвозрастной игры.
Комариной ниткой
вышита улитка
круглой дорожки
от двери до лета.
Своего-то нету
ни дома, ни угора,
ни ложа, ни ложки.
«Я родилась-то давно, а выгляжу как в тот год, когда время остановилось…»
Только по туману,
то в конце мая,
то в начале июня,
можно увидеть —
нельзя прикоснуться.
Можно прикоснуться —
нельзя ухватить.
Можно ухватить —
нельзя выплыть.
* * *
Если установить прослушку в твоей голове,
ведь ничего не будет понятно...
Это транспонирование радио-полилога:
слог неровный,
логос замутнённый,
логарифм непроверенный,
лот, не нашедший дна.
Оля, иди в монастырь,
моно-стиль,
монолог,
Гамлет тебе не напишет.
Который?
Все.
В сердце змеиная свадьба,
и каждая змейка
безвинна, безвредна и изумрудна.
Господи,
когда ты смотришь в это сердце, ты что-нибудь понимаешь?
Щебет высоколиственный на эзоповом языке…
От кого ты шифруешься, внутренний голос?
Чего ты боишься?
* * *
Поддерживать при падении,
появляться по мысленному зову,
исчезать при прямом попадании солнечного света…
Это его работа, он же ангел!
Я и сама делала так, пока не ушла в бессрочный отпуск
для восстановления крыл.
Психолог психолога слушает в тёмном подвале.
Врач врача наставляет: срочно в больницу.
Ангел ангела лечит игрой на флейте:
выманивает чёрный уголь,
обращает в горный хрусталь.
* * *
Зовут её Герти, говорят, их привозят из Дании,
королевская выправка, пышный хрусткий подол,
иголки толстые, как страницы подарочного издания,
самолёты и поезда, и часы, и гирлянда в пол.
В Эльсиноре праздник: связь времён, все дела, страдания,
итоги года, который почти прошёл.
Кипят котлы, точат ножи,
начинаем новую жизнь —
всё по-старому, всё по-прежнему,
на еловой крови,
на забытой любви,
на странице песка прибрежного.
Посестримся с ёлкой
большими стеклянными серьгами, как с майской берёзкой.
Поселятся в хвое
боль и хвори, желания и жалости, сладости-конфеты, огорченья-печенье —
унесёт их с собой
и со старым годом
её рождественское свечение.
А ведь сколько Гертруда была замужем за Клавдием?
(складки штор, клавиши инструмента, клад под сердцем, love forever)
От коронации и до последнего бокала вина
(Наполним фужеры! И не забудем о тех, кто в тюрьме, кто на войне
и в подполье, кто на днях умер, не всё ж про любовь. Бум-бум, полночь)
квартал? семестр?
А ты жалуешься, что у тебя было мало времени?
Да целая вечность!
Не жалей, отпускай
по воде,
по огню
и песку.
Пилят небесные пилы,
рубят небесные топоры,
стеклянный домик качается на суку.
* * *
Глаже лака,
глаже чёрного зеркала телефона,
неиспользованной копирки,
закладываемой за валик машинки
между двух листов цвета кожи,
глаже долгих полей пластинки
(ш-ш-шпок, иголка вздрагивает, и трепещет тёмный воздух: «memento mori»)
длится по правую руку Везер.
По левую — идёт друг.
Впереди-позади огни,
дни,
одни — как сердолик,
другие — как лимонные леденцы с лакричной посыпкой.
Мгновенье тянется, как
сливочная тянучка,
как глоток дорогого ликера,
как последние две страницы
упоительной книги.
Под средневековые камни
ныряет крыса.
«Какая большая, прямо шиншилла», —
говорит мой друг.
Иголка подпрыгивает быстрее,
ветер кидает отраженья на воду,
щёлкают железные буквы
по листу бумаги,
по чёрной ленте.
Пробегает крыса-шиншилла.
Сколько раз
откроешь
пустой флакончик из-под духов,
привезённый из дальних
далей?
Из — уже — прошлого века?
Послевкусие на языке:
лакрицы
и какой-то цитаты,
пока ты —
путь иглы всё короче —
не дойдёшь до конца страницы —
дзинь —
готово,
и смена кадра.
Вынимаешь из сердца,
кладёшь в конверт,
на конверте пишешь «Крыса-шиншилла»,
помещаешь в ящик с биркой «Моменты»
и открытым замочком «Mori».
* * *
В маленькой комнате под самой крышей
дождь подходит так близко,
так близко — ветер,
потому что это первый этаж от неба.
Там, где вчера горлицы бурлили и закипали,
сегодня хлопает крылом сама крыша,
будто дом проверяет свои силы перед полётом.
Так бывало на даче: мокрые гроздья сирени,
банки, переполняемые водой,
и недописанная книга…
Или на корабле:
в раме окна всё небо-небо,
а под ним, верно, море-море…
Или в маленькой комнате под самой крышей,
но не в нашем стабильном мире,
полном жестокости и абсурда,
а в какой-нибудь старой сказке.
Кто-то колдует по тайным книгам,
оттого и ветер взволнован,
летает по крышам, и всех целует,
и сотрясает в своих объятьях…