Анонс №5, Май 2019 год

120 руб.    купить

Анонс майского (№ 5) журнала «Новый мир»

 

 

ПРОЗА

Роман Сенчин. Немужик. Рассказ

Неожиданно жесткий - даже у приучившего нас к себе Сенчина – рассказ. Рассказ об изгое. Драматизм, если ни трагизм ситуации изгоя, по Сенчину, в том, что в изгое продолжают жить, как равно необходимые ему, оба пространства – то жизненное пространство, которое он обрел после изгнания, и то пространство, которое отторгло его.

 

Роман Шмараков. Автопортрет с устрицей в кармане. Роман. Окончание

Завершение публикации романа, начатой в апрельском номере. В предыдущем анонсе было сказано, что публикация адресована тем, у кого есть вкус к интеллектуальной литературной игре. Во второй половине романа автор продолжает свою игру с расследованием загадочной смерти молодой художницы в английском поместье первой половины века, однако повествование все ширится и ширится, включая уже сюжеты из французской жизни прошлых веков, истории про любовь и бегство от нее, про особенности монашеских бизнесов, истории про художников, про путешествия на тот свет, про королей, актрис, маршалов, и т. д., то есть читателю предлагается текст, чтение которого отчасти напоминает чтение «Декамерона» или «Рукописи найденной в Сарагосе», только вышедших из-под руки уже сегодняшнего мастера, обладающего не только литературным вкусом, но и фантазией, иронией и парадоксальностью мышления – иными словами, роман Шмаракова представляет своеобразную рефлексию сегодняшней литературы по поводу всей своей предыстории.

     

Олег Хафизов. Король шатра. Рассказ

Про то, что делает уязвимыми даже самых, казалось бы, несокрушимых, «королей шатра».

 

Руслан Омаров. Платоники. Рассказы

Казалось бы, про устройство СССР написано все, но абсолютно неожиданным для многих читателей может оказаться подборка из трех рассказов, персонажами которых стали представители элиты позднесоветских времен, кои обитали в «анклаве победившего социализма», надежно отгороженном от «обширной страны побежденных». 

 

Владимир Березин. Смерть спаниеля («Муму» Тургенева)

«Есть множество памятников Муму. В Гомеле Герасим стоит в лодке посреди бассейна, а собака ждет своей участи у его ног. В Петербурге, на Садовой улице, она лежит около двух гигантских сапог, а сверху над ней нависает дворницкий фартук. В башкирском Салавате Муму лает на метлу в руках дворника. /…/ Во французском Онфере Муму сидит у воды, и у ней – русалочий хвост. На сопроводительной табличке написано «Муму и всем жертвам любви». Муму – один из самых знаменитых символов России, вырвавшийся за пределы литературы. Вообще, всю историю нашей страны можно описать в образах двух бородатых мужиков на лодках – Мазая и Герасима. В них все – от блаженного мира до революций. …»

 

СТИХИ

 

Подборки стихотворений Максима Амелина «В жерновах бытия и быта», Наталии Черных «Цыганские сказки», Алексея Зензинова «Услышат и отзовутся», Владимира Рецептера «Говорящая тишь», Марины Тёмкиной «Моя антивоенная пропаганда»,

 

Анны Аркатовой «Когда всё сдашь»

 

Кто летом ведёт дневники,

события тех велики,

река, уплывает весло —

я это запомню число.

 

Удар, на крыльце зимородок

лежит без сознания, кроток

и краток пернатый виток —

на это уходит листок.

 

Хозяйская кошка и мышка

в зубах у нее, по-латышски

составила фразу, горда, —

вот так и запишем

среда,

собака подходит, зевая,

вокруг духота грозовая,

река, уплывает весло.

 

Как мне с дневниками везло…

 

 

 

ФИЛОСОФИЯ. ИСТОРИЯ. ПОЛИТИКА

Юрий Каграманов. Ветер тучи собирает. Еще о положении в США

Вряд ли Роберт Пенн Уоррен, заканчивая в 1946 году свой роман «Вся королевская рать»,  мог предположить, насколько актуальным сделает будущая история США образ его главного героя, губернатора Старка, в котором нынешние политические аналитики увидели президента Трампа. Анализом двух образов – литературного и взятого из реальности – автор начинает разговор о сегодняшнем противостоянии «Америки исконной», «глубинной» («правой») и Америки городской  (университетской), бравирующей свой левизной.

 

 

ДАЛЕКОЕ БЛИЗКОЕ

Валерий Шубинский. Старая книжная полка

Статья о «взрослых секретах» детских книг и о судьбах их авторов, в частности о трудной – несправедливо трудной – судьбе замечательного ленинградского поэта Олега Григорьева, а также об относительно благополучной судьбе детского писателя Сергея Вольфа, за которой стояла драма невоплотившегося дара: "Заменяла ли случившаяся литературная судьба неслучившуюся? Ну конечно же нет! От Вольфа ожидали переворота в литературе. Его, между прочим, благословил сам Юрий Олеша. А он стал… просто хорошим писателем. Он  сам подчеркивал это: просто хорошим, а не великим".

 

ОПЫТЫ

Михаил Горелик. Детское чтение

"Недетское чтение" детской литературы продолжает постоянный автор соответствующей рубрики Михаил Горелик, на этот раз речь пойдет о соперничестве трех сестер в начале «Сказки о царе Салтане», о библейском зачине повествования в одной из самых популярных в СССР детских книг «Необыкновенные приключения Карика и Вали», ну а заканчивает свое эссе автор чтением «Малыша и Карлсона, который живёт на крыше».

 

ПУБЛИКАЦИИ И СООБЩЕНИЯ

Анна Cергеева-Клятис. Остановившийся трамвай. Образ революции у Пастернака и Солженицына

Про трамвай как знаковый образ у Пастернака и Солженицына в изображении ключевых для начала века событий русской истории. («Красное колесо»: «Образ остановленного толпой трамвая говорит о многом: рабочие восстают против упорядоченного обихода, потому что подсознательно ассоциируют его с организованной и прочной властью, словно катящейся по рельсам; «Остановка трамвая кажется бастующим важным символическим шагом к победе, в то же время это первый из актов бессознательного вандализма и террора, который вот-вот выплеснется на столичные улицы».)

 

 

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

Ирина Сурат. Гроза. Буря. Туча. Статья первая: XIX век

О теме грозы (бури) в русской поэзии, то есть о теме «соприкосновения человека с некой надличностной силой, угрожающей ему или наоборот благотворной, соприродной его творческому порыву» – на материале пяти стихотворений: «Грома» Гавриила Державина, «Бури» Евгения Боратынского, «Весенней грозы» и  «Успокоения» Федора Тютчева, «Тучи» Александра Пушкина.

 

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

Олег Кудрин. Непарадный коллективный портрет. Шорт-лист «Большой книги» – 2018

Почему каждому, кто интересуется сегодняшней русской литературой, статью эту нужно прочитать обязательно? Во-первых, потому, что написана она в дефицитнейшем по нынешним временам жанре – обзоре новинок современной литературы. Во-вторых, сам отбор представляемых здесь произведений принадлежит не столько автору обзора, сколько квалифицированнейшему сообществу литературных экспертов премии «Большая книга», то есть представленные в этом обзоре произведения являются, по мнению профессионалов, главными литературными событиями прошлого года («Памяти памяти», М. Степановой, «Бюро проверки» А. Архангельского, «Июнь» Д. Быкова, «Радуга и Вереск» О. Ермакова, «Прыжок в длину» Ольги Славниковой и др.). В-третьих, автор активно задействовал в своей статье материал литературной критики, то есть это статья еще и о состоянии современной критики. Ну и наконец, просто хорошо написано.

                           

РЕЦЕНЗИИ. ОБЗОРЫ

Василий Владимирский «Смерть — только начало» – о книге: Сергей Кузнецов «Живые и взрослые» Роман-трилогия. М., «Livebook», 2019;

Инна Булкина «О величинах непостоянных» – о книге: Леонид Юзефович «Маяк на Хийумаа». Рассказы. М., «АСТ; Редакция Елены Шубиной», 2018;

Ирина Богатырева «Ненецкий миф на фоне ГУЛАГа» – о книге: Александр Етоев «Я буду всегда с тобой», СПб., «Азбука-Аттикус», 2019;

Евгения Риц «Природа – это Освенцим» – о книге: Виталий Лехциер «Своим ходом: после очевидцев» Стихи.  Предисловие Д. Ларионова, послесловие Н. Савченковой. М., «Новое литературное обозрение», 2019.

 

КИНООБОЗРЕНИЕ НАТАЛЬИ СИРИВЛИ

Дом, который построил…

«Ларс фон Триер – последний великий кинорежиссер современности. Все остальные как будто сошли с дистанции. Тарантино после «Омерзительной восьмерки» (2015) – четыре года уже ничего не снимал. Линч в 3-м сезоне «Твин Пикс» (2017) развел такой индифферентный к зрителю эзотеризм, что даже самые преданные поклонники остались в недоумении: «Что это было?» А Ларс фон Триер по-прежнему на арене, то бишь на красной ковровой дорожке мирового кино. От него ждут каждый раз, что он выдаст очередной magnum opus – фильм, потрясающий основы, меняющий азы киноязыка, вскрывающий то, что называется «духом времени». И режиссер не подводит: то обрушивает на голову зрителя религиозно-философский слэшер «Антихрист» (2009), то гламурный апокалипсис – «Меланхолия» (2011), то философское порно – «Нимфоманка» (2013), а то и вовсе адский трэш – «Дом, который построил Джек» (2018). …»

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ЛИСТКИ

Книги: выбор Сергея Костырко (В. Г. Зебальд «Головокружения», Андрей Немзер «Проза Александра Солженицына»,

Борис Хазанов «Оправдание литературы»)

Периодика (составитель А. Василевский)                                                                                                                

 
Яндекс.Метрика