«ЛОЛИТА» И ВСЕ ПРОЧЕЕ
Скобло Валерий Самуилович — поэт, прозаик, публицист. Родился в 1947 году в Ленинграде. Окончил матмех ЛГУ. Автор научных трудов в области прикладной математики, радиофизики, оптики. Автор многочисленных публикаций в периодической печати и четырех сборников стихов, последний – «За тайной печатью» (СПб., 2017). Стихи переведены на многие иностранные языки. Живет в Санкт-Петербурге. В «Новом мире» публикуется впервые.
Валерий Скобло
*
«ЛОЛИТА» И ВСЕ ПРОЧЕЕ
Статистика «Конкурса эссе к 120-летию Владимира Набокова»: участники и упоминаемые произведения
На Конкурс было представлено 164 работы 155-и авторов (9 авторов представили по 2 эссе, что допускалось условиями Конкурса — п. 4[1]). Точнее, видимо, будет сказать, что таково число работ, признанных редколлегией соответствующими теме Конкурса и размещенных на странице «Все эссе...» (см. п. 3).
Из 155 авторов 84 женщины (54.2%) и 71 (45.8%) мужчина — уже любопытно, хотя (это относится и ко всему последующему) надо различать общую статистику читателей Набокова (нам совершенно неизвестную) и части этих читателей, чувствующих себя готовыми вербально отразить свои литературные привязанности. Именно последняя статистика и коррелирует, видимо, с исследованной мной статистикой авторов эссе, участвовавших в Конкурсе.
Авторов с полными или неполными данными о себе — 138: 17 авторов (11% от общего количества участников) не представили данных о роде занятий и месте проживания. Они, естественно, не были учтены в дальнейших расчетах. Интересно, как отозвался бы сам Набоков (человек в достаточной степени пунктуальный) об участниках Конкурса, пренебрегших осторожной, но вполне недвусмысленной просьбой редколлегии «написать несколько слов о себе» (п. 1)? Только в очень малой мере это пренебрежение объяснимо стремлением к какого-то рода анонимности. Разумеется, поиски в интернете позволили бы (и, думаю, в большой степени) увеличить число участников с минимальными данными о себе, но я счел такого рода изыскания неуместными, как по моральным соображениям, так и по объему работы. Также я не считал допустимым дополнить отсутствующие данные в случае, если даже со 100%-ной вероятностью обладал соответствующей информацией. Из вышеуказанных 138-и авторов: указавших место проживания — 122, авторов с данными о роде занятий — 129. Именно эти данные и использовались в соответствующих расчетах.
Необходимое пояснение: при выборе для расчетов рода деятельности и места проживания участника Конкурса в случае, если участник указал их несколько, выбирался первый указанный вариант, т. е. названный самим участником в порядке предпочтительности. Адреса участников, по-видимому, достаточно условны. Это как места постоянного проживания, так и места обучения, рождения, временной работы и т. д. Разделить их, естественно, у меня не было возможности.
Среди 122-х авторов с данными о месте проживания эти адреса распределились так:
Москва — 25 (20.5%),
Санкт-Петербург — 19 (15.6%),
Орел — 3 (2.5%),
Воронеж, Казань, Курск, Самара, Тюмень — по 2 участника (1.6%), остальные представленные населенные пункты — по одному участнику (менее 1%).
Таким образом, Москва и Петербург вместе набрали более 36% участников, что в несколько раз превышает их общий вклад в население России. Как я отмечал выше, из полученных данных никак нельзя сделать вывод, что в обеих столицах Набоков востребован больше, чем в остальной России. Как, впрочем, нельзя сделать и противоположный.
Зарубежные города я объединил по странам:
Беларусь — 6 (4.9%),
Германия — 5 (4.1%),
Украина — 4 (3.3%),
США — 3 (2.5%),
остальные представленные страны (Австралия, Бельгия, Великобритания, Израиль, Киргизия, Казахстан, Сингапур, Турция и т. д.) — по одному участнику (менее 1%).
Авторов, указавших род занятий, — 129 человек. В «род занятий» попали такие достаточно разнородные группы, как писатели и учащиеся, журналисты и предприниматели, студенты и поэты, кандидаты наук и организаторы конкурсов, юристы и служащие, инженеры и владельцы магазинов и т. д.
Какие-то занятия я сугубо условно объединил в категории. Так, например, в «литераторы» попали авторы, означенные ими самими как: писатели, поэты, прозаики, эссеисты, драматурги, публицисты и т. п. В результате по роду занятий авторы распределились следующим образом:
литераторы: 49 (38.0%),
студенты: 15 (11.6%),
преподаватели: 11 (8.5%),
филологи: 10 (7.7%),
журналисты: 9 (7.0%),
учащиеся: 6 (4.6%),
научные сотрудники: 5 (3.9%),
инженеры: 4 (3.1%),
библиотекари и медики — по 3 (2.3%),
художники и историки — по 2 (1.5),
остальные профессии (переводчики, экскурсоводы, предприниматели, юристы, искусствоведы, служащие и т. д.) — по одному представителю (менее 1%).
Если объединить студентов и учащихся в одну группу, занимающую второе место и набирающую более 16%, то можно сделать оптимистичный (хотя и трудно сказать, в какой степени обоснованный) вывод о популярности Набокова в молодежной среде.
Предметом следующего изучения была частота упоминаемости в эссе произведений Набокова, а в некоторых случаях и их героев. Так, для романов «Защита Лужина», «Лолита», «Машенька» отдельно рассчитывалась упоминаемость названия самого произведения и его героев (помимо названия). Для названий «Возвращение Чорба», «Соглядатай» и «Весна в Фиальте» не различались названия повести/рассказа и соответствующего сборника. Когда это вызывалось необходимостью, поиск велся по нескольким имеющим хождение названиям (для «английских» романов) — для романов «Подлинная жизнь Себастьяна Найта», «Бледный огонь», «Прозрачные вещи», «Посмотри на арлекинов». Надо правильно понимать, что рассчитанная упоминаемость по некоторым произведениям Набокова несколько неоднородна по текстам: авторы, взявшие предметом своего исследования какое-то одно произведение, естественно, его часто и упоминают, в то время как несколько других его могут полностью игнорировать, но с учетом довольно большого и разнородного круга авторов полученные результаты, как мне кажется, статистически довольно достоверны.
Полученные результаты (в порядке убывания упоминаемости произведений Набокова, через слэш — упоминаемость героя) таковы:
«Лолита» 212 / 99
«Дар» 64
«Другие берега» 40
«Защита Лужина» 37 / 57
«Машенька» 34 / 22
«Камера обскура» 31
«Приглашение на казнь» 26
«Весна в Фиальте» 18
«Ада» 15
«Король, дама, валет» 12
«Подлинная жизнь Себастьяна Найта» 9
«Бледный огонь» 9
«Отчаяние» 8
«Соглядатай» 7
«Под знаком незаконнорожденных» 7
«Прозрачные вещи» 7
«Посмотри на арлекинов» 6
«Пнин» 5
«Подвиг» 4
«Возвращение Чорба» 3
«Смех в темноте» 2
«Смех в темноте» в данном перечне упомянут как отдельное произведение, достаточно далекое от «Камеры обскура».
Упомянем также незаконченные произведения Набокова: «Лаура и ее оригинал» — 16 упоминаний, «Solus Rex» — 2, а его интригующая воображение глава «Ultima Thule» — 5.
В общем и сугубо
поверхностно по результатам обсчета
данной выборки можно сделать следующие
ориентировочные выводы. Набоков остается
в России по преимуществу автором
«Лолиты». Интерес к автобиографическим
или частично автобиографическим романам
Набокова связан, возможно и сугубо
предположительно, с интересом к Набокову
именно как к автору «Лолиты». За
исключением «Лолиты» и автобиографических
«Других берегов» наиболее востребованы
в России (причем с большим отрывом)
«русские» романы Набокова. Таким образом,
полученные данные позволяют сделать
определенные выводы о статистике
популярности Набокова в социально-географическом
плане, а также популярности отдельных
его произведений. Эти результаты при
необходимости можно детализировать.
1 Условия
Конкурса опубликованы здесь:
</News16_163/Default.aspx>.