Золотарев Сергей Феликсович родился в 1973 году в г. Жуковском. Учился в Государственной академии управления им. С. Орджоникидзе. Публиковался в журналах «Арион», «Новый мир», «Интерпоэзия», «Новая Юность», «Гвидеон» и др. Автор поэтической «Книги жалоб и предложений» (М., 2015). Лауреат премии журнала «Новый мир» за 2015 год. Живет в Жуковском.
Сергей Золотарев
*
ФАНТОМАС
Рассказ
1
Старик начал замечать в глазах плывуны. Подобным образом отзывались образующиеся в хрусталике неровности и неточности. Их количество увеличивалось: старик видел свой возраст как срез луковицы под микроскопом.
Он посмотрел в окно.
Деревья разламывались пополам. Теплый лиственный мякиш привлекал к себе птиц, и те клевали его, как хлеб. Желудевые дубы. Шелудивые платаны. С первого этажа послышался скрип форточки:
— Простите, пожалуйста, какой сегодня день?
— Четверг!
Старик помрачнел.
Через минуту:
— Не подскажете, сегодня среда?
— Совсем ополоумела старая. Выжила из ума — теперь меня выживает! — Человек тяжело вздохнул. Воздух вышел из него с присвистом, как если бы диафрагму с усилием сжало внешнее воздействие. Сжало из жалости.
Что, если всё — предметы, события, камни и вода, — всё это живое? Всё, кроме человечества? Ровно наоборот: мертвые люди обитают в живой природе. Или природа пустила их переночевать.
Старик поднялся из кресла и вышел вон.
— Разлагаешься, старая? Чем это воняет у тебя? В квартире на первом этаже пахло газом.
— Кто это? Ты, Леша?
— Саша я. Сажа. Муж твой.
— Ах, Саженька, я и не узнала. С глазами что-то.
— Подвинься, — прилег рядом на кушетку.
— Без тебя страшно было. Думала, утюг забыла отключить, а встать сил нет.
— Ты что, гладила?
— Бог с тобой.
— Еще бы. Куда тебе гладить. Ты же у нас всю жизнь белоручкой была.
Он приподнялся на локте и повернулся. Она смотрела в потолок:
— Человек глазами других людей.
— Что?
— Человек глазами других людей! — повторила.
— Что ты хочешь сказать? Видит? Человек видит глазами других людей?
— Выглядит. Ты сейчас так на меня смотришь… Я не знаю, кто я. Потому что я сейчас — человек твоими глазами.
— Господи, Иня!
Она подтянулась к подоконнику и посмотрела в окно. В стекле отражалась комната.
— Хочу мороженого.
— Я принес, — ушел в прихожую.
Ее вещи точно размножались — все эти бусы, браслеты, ручная вышивка — и умножали ее. Старик прошел в кухню и принялся кромсать тупым ножом батон белого. Батон всегда белый. Она любила мороженое с хлебом. Свежий мякиш ужался под нажимом. Пузыри воздуха, застывшие в тесте, делают хлеб белым, если его пекли днем, и черным, когда ночью. Потому комбинаты работают круглосуточно, завоз хлеба в магазины организован тоже два раза в день. Пленчатый черный хлеб похож на дыхательные альвеолы тепла. Слепок белого — на посмертную маску Данте. Он доломал три куска и положил на грязную тарелку: помыть, что ли? Плоть хлеба организовывала пространство вокруг себя, как холодные ключи образуют пруды.
— Нате. В молодости ухаживал и в старости ухаживаю. Только по разным поводам.
— Повод всегда один. Концы у него разные. Жизнь да смерть.
— Ишь ты. Умнеешь на глазах. А только что меня с трудом узнавала.
— Я всегда тебя знаю. Могу не видеть, но испытываю тебя как прилив сил. Я рассказывала, как за мной ухаживал один военный?
— Рассказывала.
— Вот и послушай. Приехал он с товарищем. С комэском, героем. Комэск говорит: пока она согласие не даст, никуда не уеду. А я ведь и не знала — люблю я его, нет. Своего Сашеньку. Помнишь его?
— Помню.
— Ну да, конечно. Я рассказывала тебе, как меня лошадь в детстве спасла?
— Да.
— Звеской ее звали. Ласковая была. Больше всех меня любила. Я у нее на спине сидела, а она попить нагнулась. Я в колодец и скатилась. А вожжи не выпустила. И шепчу ей: «Звеска, Звеска, назад!» Она попятилась — меня и вытащила.
— Только — для начала — уронила.
— Дурак ты. Как мой отец. У нас же кролики были. Знаешь?
Молчит.
— Один меня очень любил. Принесу ему морковку и прямо изо рта кормлю. Очень ко мне привязался. А один раз иду из школы: что такое? Нет моего любимца. Отец только руки моет, а на ветру шкурка сушится. Уж какими словами я его ругала! Как ругала! Нельзя так с отцом. Он оторопел. Только повторяет: это ж пять килограммов мяса. Я год с ним не разговаривала. И всю жизнь на крольчатину смотреть не могу. Пять килограммов мяса! Сестра иногда готовила, так я из дома уходила. И теперь уйду.
Человек создан для придания миру индивидуальности.
Старик прошел в ванную. Давно уже надо доделать напольную плитку, да руки все не доходят. Часть работы осилил. Часть ждала. Взял строительный уровень. Ватерпас. Пузырек в инструменте качнулся. Вот так, возможно, используя воздух, плавающий в воде, Творец выставлял уровень земли. Уровень поверхности. Уровень лейкоцитов в крови. Господь возвел этот мир с помощью строительного уровня, но мир этот — только строительные леса. Пузырек качнулся в сторону человека. Строительные леса этого мира нужны для чего-то более совершенного. Высокого. Как Александрийский столп. А для нового мира понадобится совсем другой тип уровня. Человек вспомнил, как боялся уколов из-за пузырьков воздуха и как знакомый кардиолог успокоил: чтобы нанести вред сердцу, надо внутривенно ввести несколько кубиков. Вколов себе кубик, можно стать собственным совершенным уровнем с отклоняющимся пузырьком внутри, измерительным прибором, при помощи которого выстраивается новая реальность. Этот уровень сам способен подогнать поверхность под себя. Или даже обратную сторону поверхности — зазеркалье. Таких технологий, чтобы исследовать потустороннее, еще не было. Хотя… Она, его Иня, будто бы оттуда. Невиннопланетянка. Особенная. Точно из зазеркалья. Сколько им было? Лет двадцать? Когда отплясывали под Магомаева.
— Помнишь, Инь?
Сопение.
Старушка спала, открыв рот. Кожа обтягивала челюсть, как мягкое кресло. Дыхание выводило тепло тела, засасывая внутрь спертый воздух комнаты. Зачем он ей? Внутри свежее.
Старик потоптался и ушел к себе.
2
Утро. Мириады событий в мгновение ока. Человек лежит с закрытыми глазами и не моргает. Пытается вообразить, как ангелы, престолы и силы прообразуют будущее действие каждого насекомого, отбрасывают тень камня, качают грунтовой листик, сокращают мышцы лица, фиксируют шину реальности.
Сквозь сон слышится знакомый голос:
— Извините, вы не скажете, сегодня четверг?
— Эххх.
В соломенных тапках спускается на этаж.
— Чего людям покоя не даешь?
— Ты, Сашенька?
— Узнала.
— Как же? Всю жизнь с тобой прожила и не узнаю. Притяжение-то земли не меняется. Так и у нас.
Старик налил заварки и разбавил кипятком. Наверху он пил чай из пакетиков. Сегодня принес баночку меда и намеревался ее угостить. Мед был похож на правду. На голую правду, и старика замутило.
— Тебе погорячее?
— Да. Хочу обжечься, чтобы почувствовать жизнь. Я рассказывала тебе, как ко мне военный сватался?
— Рассказывала. Только это ведь я был, Иня.
— Ну, вот и послушай. Приехал он с комэском, героем. Комэск смеется, пока она согласие не даст, никуда не уеду. Согласие. А я ведь не знаю, что и чувствую. К своему-то. Помнишь Сашу?
— Иня, это же я, Саша.
— Ах, Сажа. Ну да, конечно. Я рассказывала тебе, как меня лошадь в детстве спасла?
3
В следующее утро ее увезла скорая. Трехцветные птицы серебряными голосами окисляли поверхность жизни.
Забыл. Забыл. Тоже теряю память, что ли? Бельишко на ней совсем старенькое, истлевшее. А я, дурак, забыл. Отдал в чужие руки. Теперь ее будут переодевать… Ему казалось, что любой мужчина в ответе за любую женщину и нет плохих баб, но есть невнимательные мужики.
Слезы шли телом. Старик покрылся испариной, но это было как истечение крови через кожу. Он молчал, стиснув зубы, и дрожал костьми. Рыдать не давала стужа, связавшая лицо. Какая-то малая птица свистела в носоглотке. В груди шевелилось. Бытовые приборы виделись расчесанными на пробор. Все делилось на двоих. Даже его старые живучие клетки.
Завтра пойду к ней. А сегодня прибраться надо. Так не дает. А я возьму да и воспользуюсь ее отсутствием. В булочную только схожу.
Сухой высокий старик вышел из панельной многоэтажки и зашагал прочь. Его ровесницы на лавке зашептались. В столь ранний час кровь движется медленно, и речи неторопливы.
— У, Фантомас.
— Чего это — Фантомас?
— Не знаешь? Под чужой личиной он скрывается, вот что! А че Иня? Она ж память потеряла. У нее и муж был, да помер. А Фантомас этот — ее первая любовь. Она только его и помнит. Уж притерпелись все. Он ходит, чтобы ей не одиноко было. Подыгрывает. Ей-то кажется, что они вместе всю жизнь прожили.
Эпилог
Сидят наверху ангелы за огромными
ткацкими станками и вручную вплетают
действительность в реальность. Много
у них забот, но и времени много. Так — в
час по чайной ложке — за вечность и
выходит вселенная.