Бахыт Кенжеев родился в 1950 году в Чимкенте. Окончил химфак МГУ. Поэт, прозаик, эссеист. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе новомирской премии «Anthologia» (2005) и «Русской Премии» (2009). Живет в Нью-Йорке и Москве. Постоянный автор «Нового мира».
Бахыт Кенжеев
*
ОТЦОВСКИЙ ОБЫЧАЙ
* *
*
Ветхие вещи — слова, которых еще не сносил
(многотиражка, скажем, калач, радиосеть), —
вроде и не нужны, а выбросить не хватает сил.
Ну и лады — дай им в чулане на вешалке повисеть,
то есть в словарной крытке с курсивной пометкой «уст.»,
там, где ланиты, лобзанья, уста и проч.
Дом скопидома полон, а воздух пуст.
Раньше он верил в вечер, а нынче — в вечную ночь.
Да и все мы, дружок, от охранника до з/к,
от крымнаша до нацпредателя, пели родимый кров,
были не хрен с винтом, а носители языка,
головоногие дети иных миров.
* *
*
Ах, Вермеер, конечно, умеет, но и с Брейгелем не пропаду,
Рыбаки, будто птицы, чернеют на иссверленном мартовском льду,
Деловитое братство-сиротство. Долгожданный субботний покой.
Волга-Волга — чей вздох раздается над великой мордовской рекой?
Что им Бог, безобидным, готовит? Чем поддерживает на плаву?
Для чего они вдумчиво ловят, как любовь, золотую плотву?
Не выпытывай тайны, зануда. Мы и так в этом мире кривом
только ради наскального чуда, ради легкой поземки живем.
А случится озябнуть, бедняжка, — есть на свете и добрая весть.
Есть в кармане стеклянная фляжка, в горле детская песенка есть.
Как велит нам отцовский обычай, вереницей бредем по земле,
возвращаемся с мерзлой добычей. Улыбаемся навеселе.
* *
*
Город мой — белокаменный, кованый — знай играет на зависть европам,
как граненый стакан газированной с кумачовым имперским сиропом,
и, обнявшись с самбистами рослыми, под латунь духового оркестра
орды гипсовых девушек с веслами маршируют у Лобного места.
Ни анемии, ни плоскостопия. Зря, дружок, зарекаемся мы
(лейся, песня, сбывайся, утопия!) от парадов, сумы да тюрьмы.
Ах, казенные шаечки-веники. То перловка, то кислые щи.
Мертвый труп воробья в муравейнике. Выцветай же скорей, не трещи,
не смущай, похоронная хроника. Мы ведь тоже катались в метро,
в зоопарке смотрели на слоника, ели ситники, пили ситро,
распевали частушки веселые, осушив по сто семьдесят грамм,
и стояли пред Господом голые, прикрывая ладонями срам.
* *
*
Вновь на родное пепелище
я прихожу, старик усталый,
полюбоваться: черный, алый
и безнадежный. Ворон воет,
в могилы воины ложатся,
лишь звезды смерти не страшатся,
нетленной памяти не ищут,
не то что бедный астероид.
Молчат, и не умеют плакать.
Они — особые планеты,
серебряной волшебной пулей
прибитые к небесной тверди
подобно прикрепленной к ёлке
рубиновой игрушке, или
немолодому вурдалаку
в ночной осиновой могиле.
Звезда — костер, ворона — птица,
Прощаться — славно, а проститься —
мешает северная кровь.
Голец всплывает нереститься
в родную реку, чтобы вдруг
с душой расстаться рыбьей, чтобы
наощупь петь любовь до гроба,
до цвета черного любовь.
Памяти Пастернака (2)
Вот, к примеру, юный писатель П. —
он камышинской веткой, один в купе,
перечитывает Евангелие от Марка,
а скорей — расписание поездов.
Впереди — любовь, за спиной — Тамбов.
Здравствуй, жизнь-медсестра! Неярко
светит солнышко, степь еще зелена
и пестреет маками. Что ж — весна,
а война — войной, облакам иприта
не доплыть до Волги. Кармин. Кармен.
На германском фронте без перемен.
Революция, брат-дезертир, открыта
всем желающим, светит, как та звезда,
от которой пророкам смежает очи,
так мечта сбывается наяву.
И другие ранние поезда
скоро баб повезут, слобожан и прочих
слесарей барачных — в Москву, в Москву…
* *
*
Город стоит на горе, а у тебя, дурачка, — ну какое горе.
Черная окись на серебре. Вне времени, на кривом просторе
полыхает душа, обмирают подёнки в закатном танце
над ручьем. Затянувшиеся приключения самозванца
завершаются сам знаешь чем. На шхуне пожар, в рынду бей,
матросня. Креп-жоржетовым шарфиком матери, рыбьей
костью в горле, а правильней — в сумеречной горловине
той вселенской воронки, куда, крутясь, утекает иней
на оконных стеклах, над брусничным островом мелкий
северный дождь, дурные стишки, кухонные посиделки,
смех любовников юных на каменистом феодосийском пляже.
И выдыхаешь: «Не предавай огню моей лягушачьей шкурки, княже».