Козлов Владимир Иванович родился в 1980 году в г. Дятьково Брянской области. Поэт, критик, литературовед. Окончил филологический факультет Ростовского государственного университета, доктор филологических наук. Автор трех поэтических книг и литературоведческого исследования «Русская элегия неканонического периода» (М., 2013). Лауреат независимой премии «Парабола», учрежденной Благотворительным фондом имени Андрея Вознесенского (2017). Главный редактор журнала «Prosodia». Живет в Ростове-на-Дону.
Владимир Козлов
*
ФУТУРОЛОГИЯ
БЛИЗОСТИ
Эпистола о поэзии
Из края мрачного изгнанья
Ты в край иной меня звала.
Александр Пушкин
*
Случайный человек, почувствуй радость
от на мгновение задержанного взгляда,
а после сразу же почувствуй грусть,
утрату эту ощутив на вкус.
Что в нём? Неуловимость, мимолетность,
отсутствие предмета драмы, легкость
необычайная, плохая память, из
которой не идёт один каприз.
*
Ты — большее теперь из искушений.
Однажды рассмотреть твои движенья,
лицо, придвинутое к моему.
Я, испытавший свет и тьму
большого города, себе не в силах
не позволять того, что так красиво.
Черты и пластика, прочитанные мной,
ведут через дорогу в мир иной.
*
Случайный человек, видений полный,
тебя упорно обновляют волны.
И против этой многоликости нет сил.
Я видел тебя только что — и упустил.
Ты постоянно нов, а я — а я всё тот же.
Ты выглядишь законченным — тебя ваял художник.
Одна лишь мысль сильней отчаянья —
что чем случайней ты, тем неслучайней я.
*
Продолженный устройствами в пространство
и соблазняемый то кисками, то краской
афиш, плачу я обращённым в слух
желаньем нравиться всё большему числу
за принятого лайка лёгкую усладу;
кто знал, как непосильна эта плата —
такая мелочь: мир не вызывает боль —
он лишь настолько есть, насколько стал тобой.
*
Пишу тебе, любовь, посланье в рифму.
Эпистолы когда-то открывали рифы
и пользу ещё мутного стекла,
а я хочу открыть суть старого бла-бла.
Зачем оно? Ты — человек случайный,
я так и просто за себя не отвечаю:
нас будущее лезет потрошить,
решив самой поэзии лишить.
*
Но что это сквозь нежный тыл сорочки
от страсти лезет, страшное, куроча
что первым подвернулось — собственную жизнь,
и распадается лицо на миражи,
простейшее уже теряет хорду,
спаси меня, любовь, от перехода
из неподвижности в слепую темноту —
одна всегда по эту, другая же — по ту.
*
Достаток, драйв, штамповка изобилья
решают незадачу, чтоб не были
ожиты токи, замыкающие цепь,
в которой я и есть, наверно, цель.
Но я сожжёт себя примерно до обеда.
Беспамятство огня — некрупная победа.
Придай мне форму, милый мой другой.
Пристрой огонь, дай шанс побыть собой.
*
Освобождённое стерильное искусство
в отеле на стене, чтобы не сбиться с курса,
и тут же в номере прозрачное окно,
напротив долгострой и полотно:
«Ты обещала поиграть со мною» — надпись
и многоточие, и снег на балках: наспех
соткавшийся из мусора портрет,
точней портретов на сегодня нет.
*
Среда внутри врачует мои страхи.
По-прежнему снаружи вязнет даже трактор.
Я похоронен здесь, ты похоронен там.
Пойдём подглядывать, гулять по городам.
Умнеет улица куда быстрее мозга.
Она теперь утихомирит даже монстра.
Всё то, что я ещё не захотел сказать,
читает, как с листа, в моих глазах.
*
Естественный отбор учил бороться.
Мы простоту инстинктов сплющили в уродство.
А связь между людьми сложна, как сопромат.
А в остальном достаточно пяти команд.
И ряд новейших средств в ролях друзей, любовниц
живых людей значительно удобней.
Пускай падёт на кафель семя или пот —
эффект ведь, в общем-то, примерно тот.
*
Потом надеялись на технику пикапа,
но статпогрешность там великовата —
в итоге постоянно щупаешь не ту,
чью сходу был готов додумать красоту —
сейчас из памяти её уносит трафик.
Холодные контакты подчиняют график.
Остановись, мгновенье, — дай поговорить,
дай разглядеть, потрогать и рукой прикрыть.
*
Грядущее рассматривать сквозь ямб забавно —
оно глядит оттуда кем-то вроде фавна,
но ледяной пронизывающий взгляд
не сохраняет тайн моих, скрывая, на кой ляд
я продолжал гореть, теряя очертанья
от всякого желанья и мечтанья,
вопрос один: каким окажется побег
от этих нег куда-то в снег.
*
Я выезжаю из стерильного отеля.
Там сутки провалялось моё тело.
Всю грязь за мною уберут за час.
В ней было что-то обо мне, о нас.
Но больше нет меня — выплёвывай зародыш,
поймавшая мой взгляд внутри народа,
моли грядущий интернет вещей,
чтоб подсказал нам выход из пещер,
*
чтоб недосказанность поверх молчанья
не заставляла слушать шума одичанье,
чтоб улица считала мою блажь
и выдала тебя, завёрнутую в плащ.
...................................
...................................
...................................
...................................
*
Успев забыть жестокую неточность слов,
когда умеешь, чтобы не трясло,
лишь крепко сжать тебя, держать, держать,
пока ты режешь, режешь без ножа, —
успев забыть её убийственную власть
над состоянием, в которое ты впасть
по милости готов, ты стал открыт идее —
идея близости тобой уже владеет.
*
Есть мысли и минуты, что не разделимы
ни с кем, случайный человек, — из этой глины
невольно лепится мой напряжённый торс
с отбитыми руками, одинокий нос...
Не ради одиночества всё это затевалось,
но без него чего-то не ковалось
то, что сквозь пенье в ванной, пыл и боль
могло бы быть когда-нибудь с тобой.
*
Нас не найдут здесь даже после смерти.
Хотелось расцвести, чтобы померкнуть.
Никто не видел пристально черты
и не прочёл в них ничего, о чём весь ты.
И с неразрезанными вся душа листами
скучает в баре со своими двумястами
и в мир иной глядит наискосок —
воспоминанье ложное стучит в висок.
*
Поэзия лишь разделила нашу участь.
Вернёмся же назад — к стихам на случай.
Забытые должны друг другу помогать.
Должно быть место — бесполезно убегать.
Там милый взор влечёт как перспектива
во влажном космосе ориентира.
Там не поспеешь за самим собой.
Там к будущему я выталкивает боль.
*
Пока ты — ниша, предусмотренная в сердце.
Но в ней темно — и хочется всмотреться
и выписать черты до запятой,
заявку разместить на этот вид людской.
А иногда упрёшься вдруг в афишу —
теперь, мол, я тебя надёжно вижу,
и выворачиваешь пред нею на глазах
себя, как переполненный рюкзак.
*
А дело нужно срочно довести до пира.
Футурология сентиментальной лиры
пророчит власть над сетью и баблом
влюблённой парочке, сидящей за столом.
Но кто они и как они возможны,
никто не знает — оттого я, Боже,
здесь вывожу их милые черты:
он — это я; она, конечно, — ты.
2013 — 2018