Амелин
Максим Альбертович родился в 1970 году в
Курске. Учился в Литературном институте
им. А. М. Горького. Автор нескольких книг
стихов, статей о русских поэтах конца
XVIII — начала XIX века, переводчик Пиндара,
Катулла и «Приаповой книги». Главный
редактор издательства «О.Г.И». Лауреат
многих литературных премий. Постоянный
автор «Нового мира». Живет в Москве.
Максим Амелин
*
НОВЫЕ
СТИХОТВОРЕНИЯ
* *
*
Голубь — не мирная птица. —
Возле метро
«Бауманская» дерутся —
не подходи
близко, — вцепившись друг другу
в клювы, глаза
красные выкатя, перьев
зелень и синь
грозно распыщив на шеях. —
Вся их возня
лишь из-за чёрствого хлеба
нескольких крох,
брошенных нищей старухой
в листья травы
пыльной. — На что же способны
были б они,
если бы памятью долгой,
волей стальной
вместе с коварным рассудком
их от щедрот
Бог наделил? — и представить
страшно, не то
что наблюдателем бойни
стать наяву.
* *
*
Иногда бывает надо
спозарани стогны града
обойти не стороной, —
вспет будильник, словно петел,
резнул из-за тучи светел
солнца луч иглой стальной.
Весь в движение приведен,
хоть спросони хмур и бледен
видом — норовом не лют,
не попивши толком чаю,
в мир вступая, различаю
кто куда спешащий люд.
Чем живёт моя столица,
пристально взглянув на лица,
проницаю до нутра:
гордо поднятых лопаты
впукло-выгнуто-помяты
в уличной толпе с утра.
Помнится одна скульптура
мне на выставке Сидура
двадцать восемь лет назад, —
как сейчас перед глазами
штыковые образами
и совковые стоят.
Видимо, и я снаружи
выгляжу ничем не хуже
тех, кто носит мой язык
и, того не сознавая,
ездить на метро, в трамвае
и пешком ходить обык.
Кто не мчится на машинах,
а толчётся на блошиных
рынках, презирая власть,
не сидит по ресторанам
и не рвётся жить обманом,
подло лгать и нагло красть.
* *
*
Пусть разменяет осень без остатка
на серебро всё золото своё,
внемля слезам дождя и стонам ветра —
мнимых мольбам убогих и больных.
Раз не дано несметного богатства,
каждый оскудевающего миг,
ни удержать в руках, ни преумножить, —
не мелочись, красиво расточай!
Все чердаки, чуланы и подклеты
блеска и звона слитками полны,
жаждущими свободы безразлично:
на переплав, на выброс или в рост.
Видимое становится незримым,
не подает примеров никому,
в душах не отзывается прохладных,
брезжа слепым, глухих окликнуть тщась.
Антонио Сальери
На имени твоём чернеет метка
«завистник и убийца» — дважды мимо;
прощенье попросить необходимо
потомку через двести лет за предка.
Чтo быль без выдумки — огонь без дыма:
в творцах напраслина, чья щёлочь едка,
с воображеньем смешана нередко
и с гением злодейство совместимо.
Сонет италианского покроя,
по складу прост, по замыслу несложен,
без лишних ухищрений и нагрузки,
ни мёртвых, ни живых не беспокоя,
да будет в честь твою сегодня сложен,
чтоб оправдать невинного, по-русски.
Опыт о размножении памятников,
или Флаккова ода на новый лад
Не знаю, что у меня получится. —
Угнаться пробовал за Горацием
напрасно я в молодые годы,
а нынче стопы уже не те:
в них нет сноровки былой и ловкости,
немеют, словно свинцом налитые, —
влачусь Ахиллом за черепахой,
одолевающей третий круг.
За два последних тысячелетия
громадных памятников количество,
нерукотворных и рукотворных,
в разы умножилось на земле:
любой строчила из начинающих,
из грязи в князи, себе любимому
прочней всех прочих и величавей
тщеславится на века воздвичь.
Пышнее, чем на Гаванском кладбище,
гробничных мраморов я не видывал,
но разъедающих ливней натиск
и ветров надписи с них слизал;
как под присмотром первосвященников
неподалёку, вдоль Капитолия,
толпятся девы ежевечерне,
так постоянных все ждут честей.
И я меж ними (лукавить незачем),
неравномерным разноконечником
свободной речи задав границы,
пролезть без очереди стремлюсь,
тех мест, где Кур маловодный с Тускарью
нерасторопной, сливаясь, древнего
пригорки княжества огибают,
хоть уроженец, но не жилец.
Заслугам родина не оценщица
и нет пророка в своём отечестве, —
с чужого голоса и посмертно
долги наследникам возвратят,
но для того, кто остаться в памяти
небесной, а не земной пытается,
где длится вечностью миг, едва ли
венец от веника отличим.
Пусть, если надо поставить всё-таки
хоть что-нибудь посреди ристалища,
где как судья неподвижно время,
пока пространство берет разбег,
давно разбитых осколки пёстрые
колонн и статуй тогда с обломками
оград чугунных, скрепляя, свяжет
раствор, замешанный на судьбе.