Салимон
Владимир Иванович родился в 1952 году в
Москве. Автор многих поэтических книг.
Лауреат Новой Пушкинской премии (2012).
Постоянный автор «Нового мира». Живет
в Москве.
Владимир Салимон
*
РАСКАЛЁННЫЙ ШАР
* *
*
Я с вечера открыл окно
и напустил в квартиру холоду,
и лег в постель, как лег на дно,
как делал это прежде — смолоду,
чтоб остудить немного жар,
во мне тогда уже бушующий,
тот раскаленной плазмы шар,
по телу моему кочующий,
что молнии подобен был.
Однажды ночью на Смоленщине
я видел, как по небу плыл
точь-в-точь такой.
Любимой женщине
зажавши рот,
лежал в кустах.
Старался задержать дыхание.
В висках стучало. Ужас. Страх.
Бежать — подспудное желание —
казалось не преодолеть,
но мы с упорством фантастическим
держались, чтоб не умереть,
в огне небесном не сгореть,
не сгинуть в вихре электрическом.
* *
*
Казалось черною насквозь
ночь — без малейшего пробела.
Она была страшна, как гвоздь,
торчащий из Христова тела.
Вообразите, как же нам
во тьме кромешной страшно было!
По счастью, звезды тут и там
зажглись и бездна отступила.
Как много звезд — подумал я —
что друг на дружку столь похожи.
Их различить никак нельзя
по форме глаз и цвету кожи.
Но та, что всходит раньше всех
глубокой ночью на востоке,
чиста, как будто первый снег,
что топчут поутру сороки.
* *
*
Не только ангелы босыми
зимою ходят без сапог,
и пташки лапками худыми
нам истоптали весь порог.
А что за чудные созданья
слетелись к нам из дальних стран,
оставив место обитанья
слонов, жирафов, обезьян?
Бог весть, козявки иль букашки
с асфальта соскребают лед
всю ночь вокруг многоэтажки —
ну кто их, право, разберет!
Они жужжат, они стрекочут,
со всех концов земли сюда
слетевшись,
ножками топочут,
и есть, и пить хотят когда.
* *
*
По морю ходит, а не Бог
и не кораблик на воздушной
подушке,
и не паучок
ледащий, маленький, тщедушный.
Вполне возможно, это — тень
от облака, по небосводу
скользнувшего в погожий день
и канувшего камнем в воду.
Возможно, это — солнца луч,
мелькнувший рядом с нашей лодкой,
как только солнце между туч
возникло вдруг на миг короткий.
Так мал его удельный вес,
что он как будто нереален,
как отражающийся лес
в реке и в окнах дачных спален.
* *
*
В снег покрывая головы платком,
на фоне сереньких пятиэтажек,
что, застя белый свет, стоят рядком,
все женщины похожи на монашек.
Помилуй Бог,
ввиду имею я
отнюдь не содержание, а форму,
которую к исходу января
народ наш наконец приводит в норму.
Следы помады, туши и румян
смыв кое-как водою ключевою,
сокрыв под драп-дерюгой тонкий стан,
идут за покаянием гурьбою
девицы в ярких павловских платках
и в мягких оренбургских шалях бабы,
старухи на негнущихся ногах —
когтистых и больших, как птичьи лапы.
* *
*
Евг. Попову
Жалею, что не смог сберечь
послевоенное изданье
учебника «Родная речь»
своим потомкам в назиданье.
Я верю в случай, в то, что он
внести способен коррективы —
не дать нам закатать в бетон
общественно-полезной нивы.
В России должен хоть один
остаться Пушкина читатель,
пускай тунгус, не славянин,
иль бедный кет, как мой приятель.
Давайте спросим у него,
готов ли он ввязаться в драку,
когда все против одного,
отбросив страх, идти в атаку
за родину, за свой народ,
почти под корень истребленный,
как генетический урод,
на смерть с рожденья обреченный?
* *
*
Поскольку смерть по существу — бесклассова,
купец и нищий провожали
народного художника Саврасова.
И нет тут никакой морали.
В последний путь шли молча вслед за попиком.
Стояла осень. Тучи хмуро
нависли над землей.
Поп шел под зонтиком.
Утонченная был натура.
Не стану говорить о справедливости,
о воздаянии,
поскольку
мои соображения о милости
Господней лишь сбивают с толку.
Избави Бог, мое стихотворение
кому-нибудь сентиментальным
покажется,
излишнее значение
вдруг мыслям придадут банальным.
* *
*
Мои друзья играют в классиков.
Они не скачут по дорожке,
навроде милых первоклассников,
карикатурно ставя ножки.
В больших поэтов и писателей
они рядятся то и дело.
Я не корю своих приятелей,
хоть лицедейство надоело,
но мне смешно смотреть, как пыжится
товарищ мой,
во все лопатки
в нем что-то шевелится, движется,
как будто на садовой грядке.
Все ждут, каким таким сокровищем
наш друг бесценный разродится,
кто будет этим фруктом-овощем?
Быть может, зверь,
а может, птица?
Иль нечто более весомое —
весьма значительная тема,
идея некая искомая?
А вдруг — роман,
а вдруг — поэма?
* *
*
Хрусталь огнем горит в буфете.
Вдруг стало в комнате светло,
пусть даже в целом на планете
добро не победило зло.
Приемник телевизионный
включи,
и к жизни зло вернешь —
войну, разруху, потогонный
труд, что на рабский труд похож.
Мы можем сделать вид, что это —
зло неизбывное,
оно
незримо в нашем мире где-то
всегда присутствовать должно.
Есть ли оно на самом деле?
Могу сказать наверняка —
да, есть,
забилось в дыры, в щели,
под пол, что вспучился слегка.
Оно, как только солнце сядет
в ближайшей лесополосе,
коли со злом никто не сладит,
покажется во всей красе.