Полищук
Дмитрий Вадимович живет в Москве. Автор
четырех поэтических книг и многих
публикаций в периодике.
Дмитрий Полищук
*
ГОРОДСКИЕ
КОМИКСЫ
Рваные стансы на сон грядущий
Не смотрю телевизор, не жду новостей,
предпочитаю уют,
кучку моих костей
положу на диван — пусть отдохнут.
Поразмышляю, засыпая, к примеру, о парадоксе банально тернистом,
историю-сталинистку (как сказал бы Кожев) кляня,
вот почти что полвека нашу страну массово вырезали террористы,
но без сей азиатской человекорубки, как оно ни дико, не было б и меня.
Деда Кузьму, рабочего-партийца, расстреляли в 37-м по общей Украинской разнарядке,
трое детей осталось, папе и года не было, и вот
бабушка Милица с её гимназией и пятью языками, и фортепьяно едва пристроилась на внештатке
мыть полы в детсаду — чем чудом и выжили, — древний шляхетский род.
А прадед Иван Рыжиков, по материнской, был из крестьянского класса,
понимал, что в русской жизни к чему.
— Верькя, большаки хотят при коммунизме кажный день жрать мясо.
Голод будет. Яжжяй в Москву.
Москва ж — горнило встреч... Прикинь, Москву не год полки держали наши!..
Чрез триста с гаком лет я и родился здесь
счастливым москвичом, сошлись во мне не зря же
речь русская, фамилия украинская и даже польска спесь...
И хоть я из семьи технарей, но всю жизнь промолился на слово —
ничего ж кроме слова в сём мире и нет, —
чтоб на старости лет полюбить Гумилёва.
Вот поди ж ты... Гумилёва на старости лет.
Николай Степанович, пресветлый витязь,
я прожил дольше Вашего, не надеюсь, что скоро умру,
Николай Степанович, там помолитесь
за некрещёного соратника по перу.
2000 — 2016
МОСКОВСКИЕ КОМИКСЫ
1. Без
Каждый день по городу ходит бес
с чем-то колким наперевес,
в тихом парке иль в вечно спешащей толпе
человека хорошего высматривая себе.
Ты его не заметишь и в белый день,
только вдруг замелькает по стенам тень,
на мгновенье неба поблёкнет эмаль,
сердце точно уколет сталь.
Ну вот, к примеру, как знакомый мой стиховед,
было ему всего-то пятьдесят лет,
ехал на вечер поэтический вступительное сказать,
ждал троллейбуса и на лавочку присел, так сказать...
Или, как кто-то в Питере мне рассказал,
один старик отправился на Царскосельский вокзал,
но до дома добраться так и не смог,
на ступеньки как будто прилёг...
Бишь о чём я?.. Ах да, когда, наконец вызванная кем-то из вас,
приезжает скорая через который час,
закатив глаза под ракушки век,
там холодный уже лежит человек.
Так что, дорогие мои, встречая зарядкой зарю,
попомните, что я вам говорю,
день за днём по городу крутится бес
с чем-то колким наперевес.
Перекусит на крыше хлебом и красным вином
и так далее запрыгает с дома на дом.
2. Мужик
Ну и я расскажу. Со мною вот
случился на днях такой эпизод.
Шёл ночью с работы. К метро впритык.
Смотрю, на остановке стоит мужик.
Нормально одет. В кепке. Не гопотня.
Но будто поглядывает на меня.
Я мимо. Бог весть, что там думает он.
И тут за спиною грохот и звон.
Смотрю. Где рекламная фотка была —
дыра у красотки в районе лба.
А этот мужик, будто и ни при чём,
уходит, помахивая молотком.
Что делать? Он болен? И будет беда?
А кругом никого. Ни людей. Ни мента.
Ну, чуток поискал. Потоптался в тоске.
И к дому. И рад, что не мне по башке.
Стар я стал для такого. Как говорится, б/у.
Как вспомню, зудеть начинает во лбу.
3. Голова
Нынче днём у кафе на углу Тверской
видел женщину, мотавшую головой.
Точно маятник, билась её голова.
Так продолжалось час или два.
Шли троллейбусы мимо, машины, толпа
огибала её, к чужому слепа.
Я сидел в кафе, пил кофе, курил,
и приятель что-то мне говорил.
Но не мог оторвать я взгляда, увы,
от её болтающейся головы.
Всё курил, смотрел и думал о том,
как мы в этом крутящемся мире живём.
А потом я встал и пошёл домой,
как болванчик, покачивая головой.
Шалишь,
или Инвектива Парижу
Безликий город буржуа,
что строили, жуя.
Ходи часами — удивит
один и тот же вид.
Дворцы, театры, кабаре
и площадей каре —
глаз натирает, как наждак,
их серый известняк.
Кафе, пассажи и бистро,
и лабиринт метро,
где Минотавр гоняет дур,
спасенье коим Лувр.
Ногами машет Мулен Руж —
таращит очи муж,
и тусклый мозг его размяк,
серей, чем известняк.
И неба серого куски.
Здесь в приступе тоски
Бодлер, от сифилиса сиз,
пригрезил символизм.
В обиде здесь и в нищете —
в щемящей простоте
истаял здесь — за другом друг —
Парижской ноты звук...
Эйфеля лишь стальной жираф,
ввысь голову задрав,
взлететь мечтает, а пока
он щиплет облака.
Лишь чресла дряхлой Нотр-Дам
сей сторожат бедлам,
над Сеной свой воздев скелет,
как оберег от бед.
Химера смотрит на Париж
и шелестит: — Шалишь,
ужо тебе, сосуд трухи,
воздастся за грехи...
ТРИАДА ЗИМЫ
1. Торжествуя
Эта вот искристая ложь
без греха — наказание нам.
Дважды в день ты покорно идёшь
на пытку к белым чертям.
Зима — неотступный ад,
прям за кожей — жжение зла.
И в метро забежав, ты рад
хоть какой передышке тепла.
Вот ещё один день изжит,
ещё на день твой век прирос.
В снастях вагона что-то визжит,
как палкой избитый пёс.
2. На спине
Соседу по палате Жене М.
— Кто там? Мама? Чей шорох?
Кто плечо тряс во сне? —
как в оковах, как в шорах,
он лежит на спине.
Всё пластмасса: сок, пицца,
огурец, манка, чай...
— Мама, пить! Мама, писать! —
он зовёт, что ни час.
Где-то кашель набатом
бьёт. И приступ тоски.
В эту ночь по палатам
дрыхнут все, как сурки.
Но какие тут шутки,
уж, скорей, страшный суд,
ведь четвёртые сутки
кровь ему не везут.
С меланомой нередкой,
что разъела скелет,
о швейцарской таблетке
смерти грезит сосед.
И не чувствуют боле
боли острой и жирной
двое стынущих в холле
на каталках за ширмой.
27.02.17. Ночь. ГКБ № 40, к. 6, п. 192
3. Вопрос
Много ль в этом смысла,
ты меня послушай,
что с утра зависла
идеальной грушей —
малость грязновата,
с гарью карамельной —
сахарная вата
над трубой котельной?
Атлант
(врилибр)
На меня упало небо —
и оказалось, что я Атлант.
Ноги иксом, спина буквой зю.
В голове темно… стучит… круги…
Ещё держу.