Черных
Наталия Борисовна — поэт, прозаик,
эссеист. Родилась в городе Челябинск-65
(ныне — Озёрск) в семье военнослужащих.
С 1987 года живет в Москве. Окончила
библиотечный техникум, работала по
специальности. Автор нескольких
поэтических книг.
Наталия Черных
*
ШТОРМОВОЙ ВЕТЕР
Асфальт
Сколько ни при вперёд — отбрасывает назад,
на датчике Холла светятся пройденные километры.
Что позабыла и где? Смрад или зов цикад?
Нечто, что значит: жизнь — распахнуто и аллертно.
Без окончания лучше, а завершение тянет
причудливой древней руной и обещает свет.
Глаза узнают скорее асфальт, чем могильный камень;
в оторванности от почвы ни драмы, ни катастрофы нет.
Но память о почве слаще, хоть лжёт, как порой лжёт мама.
Принять эту боль как данность, любить, презирая страх, —
сладка из ключей водица. Но утром — вода из крана,
набухшие вербой пальцы и трещины на столах.
Листопад
Когда выглядишь дурно и старше, с небрежным хвостом —
меньше липнет к душе и вещей нужно меньше намного.
Это детское время. Красивая будет потом,
всё её раздражает: и солнце, и признаки Бога.
А пока ты пустая аллея: беспечна, боса и легка.
От метро, поворот, поворот, и дворами, дворами, дворами.
Что-то рыженькое, вроде кошки и ветерка.
И наполнена счастьем — дарами, дарами, дарами.
Так не жалко исчезнуть. Но боль красоты видит Бог,
Он бросает в котел, где горит даже море.
А одежда летит и летит. Крой одежды податлив и строг.
Облака это платья, то платья и листья, ай’м сорри.
Ересь
Ересь обожаемая, губка светлых слов, светильничье кромешное!
Сущность видящая, рядом никого, кто бы сказал тебе — живи,
птица тихая нездешняя!
Разрешение от боли — верить, что бы ни было с тобою, просто верить.
Для того вода желанным летом, для того придуманы все двери.
Глупость жаждет впечатлений, ты погладь её по голове и хлеба дай.
Хороша неведенья одежда, сладок телу в порт пришедшей путнице-душе незнанья рай.
Ереси превесело. Истина у ереси в служанках, правда подметает пол.
Мнения — а ты возьми да постирай те мнения-портянки.
Вечер тёпел, отпуск начался, иду гулять на мол.
Дождик
Забыла о дереве Иггдрасиль, а деревья вверх растут.
Тополя пилили весь день, а теперь привезли мазут.
Старушка прошла, наверное стерва, кот у неё живёт.
Вот и весна. Ждали — пришла, сидит на качелях, поёт.
Детское звучит совсем не по-детски, а просто страшно.
Деревья сползли на землю стволами, ветви их в облаках.
Старуха с котом вернулась из магазина и варит кашу.
Старый выпускничок морщится, у него на ужин швах.
В общем, люби алкоголиков, женщина, и не морщись.
Они лучше всех пишут стихи, у них самые честные глаза.
А ещё люби пожилых мужиков — мальчиков нет больше.
Похолодание. Ветер штормовый. Дождь, мои дорогие, а не гроза.
Вина
Когда пригреет солнце спелое
широким тления охватом,
когда в росе проступит белое,
мне объяснят, что виновата.
Сначала память крикнет мерзкая,
прыщавая моя подруга.
Хотелось бы добавить: дерзкая,
но в синем — квадратура круга.
Затем вину отыщет друг мой,
моя несбывшаяся прелесть.
Стою под выдуманной лупой,
сквозящим утром в вечер целясь.
Лишь друг сказал — сбежалось множество.
А утро осени одно лишь.
Я в нём живу своим убожеством,
его за взятку не уволишь.
Не выдалась деньком погожим,
как знать, на то и бабье лето.
Спит холст на чердаке в рогоже,
а там икона не воспета.
Божья избранница
Ане семнадцать лет и сдобные ноздри.
Любимая дочь у батюшки.
Библейское сходство с налитой гроздью:
Вот-вот потечёт на камешки.
Дома Аня ходит в штанах.
По-монашески жить старается.
В общем, всем прихожанкам — швах.
Аня — Божья избранница.
Старец у нас молодой, но духовный.
Чада ждут, когда откроют обитель.
Но что-то удумал совет верховный.
Варя тихая, как змей-искуситель.
Батюшка говорит Ане: сегодня спите.
Или так: сегодня не ешьте мороженого.
Варя думает: нужен такой родитель,
Мечты из области невозможного.
Оперилась бы, летать научилась. Грёзы.
Хорошо мечтать — хорошо, что вижу заботу.
Прошли годы. На клумбе срезали розы.
Сад почти умер, монастырь начал работу.
Где Аня и что с ней — батюшка её знает.
Сам-то на телевидении целыми днями.
Варя иногда монастырь посещает,
Говорит с деревьями и цветами.
— Умираете — значит, идёте на небо.
Я со своими платьями — вслед за вами.
Живу я всё так же, простенько и нелепо.
По-прежнему завидую Ане.
Где Аня и что с ней, в каком уголке спасается?
Юрист Ксения стала игуменьей.
Предвечный совет ещё не вышел, он совещается.
Над Варей — голубь, вечером — полнолунье.
Совету ведомо, как проходит под эстакадой,
Как потом не смогла сюда приходить.
Ангел места порой выражает радость.
Сад умирает и просит пить.
Аня, возможно, здесь появляется,
Но яблони её почти не узнают.
Говорят, обитель. Говорят — спасаются.
Здесь живут — странно сказать — здесь живут!
Дачное
Как назвать свою двоякость:
ты нужна, ты бесполезна?
Что ты, точка, — водка, закусь?
Красота твоя железна.
Кудри мнений разметались,
шкаф молчит железной девой.
Там дырявой веры малость,
там Адам прикрылся Евой.
Должно быть или не должно —
почву нажило растенье
в плёнке дачной придорожной
в майское невоскресенье.
* *
*
Трава ползучая без удобренья
слезит себе наутро после снега,
плетёт себя божественное эхо,
нерв слуховой в нём уловил боренье.
Траве ползучей, жги её иль нет,
желай, чтоб удобряли, не проси ли —
она твердит своё, а эхо в силе,
так древо радости является на свет.
То без вниманья и без удобренья,
не почва — неприязнь, не слёзы — снег.
А древа радости голодный бег,
судьбы наветвие, падение боренья.
Певчая
У певчей кареглазой не все дома.
Так получилось, такой родили.
Летает в мыслях, одевается скромно,
с ней — принцессы и тролли.
Тролли потом отступили.
Сталинку возле храма ещё не снесли,
хиппи шли на поклон к настоятелю.
А певчую в скорой под нож увезли.
Как оказалось: дала приятелю.
Против аборта были все отцы и все матери.
Оказалось: приятель постился-молился,
но с головой у него — хуже, чем у принцессы.
Сварил яйцо, хотел сам съесть. И с певчей той поделился.
Потом они оказались, так сказать, вместе.
Человек появился в их мятом тесте.
Приятель тосковал сильно: жена беременна и болела.
А он без женщины ведь никто, ему позарез надо.
Певчая слушала. То бледнела, а то краснела.
Сидели у трапезной. Это двери в желудок ада.
Аборт сделали. И дальше — никому ничего не надо.
А было так, пока ходила с ребёнком.
Батюшка дал ей денег: купи и съешь йогурт.
А она купила рыбу, Бога благодарила робко.
Съела рыбу. Увидела в небе ноги.
Подумала: это детка лежит на облаке.
Нравы на приходе том строгие, отвечаю.
Ни распущенности, ни мудрований, ни психопатии.
Певчая получила церковное, теперь причащается.
Снова поёт, думает о судьбах России.
Но по-прежнему в небеса с феями улетает.
А тот мужичок походил-походил, да сбедился, как говорят в деревне.
Его и не видно. Много кого там не видно тоже.
Певчая только. Да грустные в апостольниках царевны.
Монастырь вроде. Адская, говорят, прихожая.
Пели там хорошо. Как сейчас — не знаю. Так же, наверно.
Зимний птичий вальс
Гуси-лебеди наши слова,
Тает зыбкое их естество.
В старом доме проснулась сова:
Рождество, Рождество, Рождество.
Нет, слова — это стая ворон,
Просит света воронья паства,
Окружили счастливейший холм:
Рождества, Рождества, Рождества.
Я когда-то волчицей была,
У волчицы с голубкой родство.
Перья света и шкура тепла,
Рождество, Рождество, Рождество.
Песенка накануне декабря
Я люблю тебя, говорил Хикмет, как люблю есть соль.
Что ещё язык может сказать о воде и соли, Фидель.
Куба, любовь моя, — где берёт и зимняя моль.
Остаётся соль в еде и предновогодняя карусель.
Я люблю тебя, как люблю есть хлеб, обмакнувши в соль,
говори, Хикмет, подпоёт тебе Виктор Хара.
Так проснувшись от жажды рано — песка полно,
а вода ушла к Хейердалу в Гвадалахара.
Я люблю тебя, так нужно и говорить
ввиду ненависти и предновогодней сутолоки.
Я люблю тебя и хочу сорить
мотыльками,
отогревая куколки.
Звуки
В сиплых старых звуках много простого счастья.
Могла бы играть с экспрессией, только не мать я.
Могла бы куражиться скрипка, крутая — ничья, не дочь.
Даже не рыбка-улыбка, ветвистая бабушка ночь.
Новая, дикая, спорщица — утром в мае за новостями.
Могла бы сыграть мариачи перед всеми гостями.
Только истома снежная долгая, медный закат весенний
Нужны как дыхание — и никому больше, а мне — во спасение.
Не дышать не могла бы — вздох, ствол полый и сиплый, ломкий.
Когда скрежет — это приходят умершие, их голоса негромки.
Когда скрип с подвыванием — это письмо по почте,
Которой нет в нашем городе, а она работает точно.
Когда удаются ноты, не просто звуки —
Нет ничего страшнее простой неземной науки.